Статья "Роль речевых игр и упражнений в развитии музыкальности детей"
статья

Некрасова Ольга Викторовна

Статья будет интересна музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, а так же родителям. Здесь раскрывается актуальность речевых игр с детьми для развития музыкального слуха и чувства ритма. Так же в этой статье представлены некоторые варианты речевых упражнений с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rechevyh_igr.docx20.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль речевых игр и упражнений в развитии музыкальности детей

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом. Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, тембр, динамика и др. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста.

Речевые упражнения развивают у детей чувство ритма.

Особая лёгкость для детей работы с речевыми ритмами кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры, а также сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм.

Ритм, заключённый в словах ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты.

Речевые игры и упражнения служат и средством развития у детей интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Каждая речевая модель подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре ( низком, высоком ), тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, шёпотом, в «нос» и т. д.

Широко используются в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи

 ( фонемами, слогами), артикуляционная игра и игра голосом.

Базой для речевых упражнений служит детский фольклор: считалки, дразнилки,  кричалки,  потешки, прибаутки, заклички, присказки.

Речевые упражнения – наиболее доступное средство для развития предпосылок умения импровизировать. В самом начале детская речевая импровизация может выражаться в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании разных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений даёт дополнительные возможности для различных интерпретаций. Речевые пьесы могут сопровождаться и «звучащими жестами», и звуковысотными и шумовыми инструментами.

Также необходимо сказать несколько слов о взаимосвязи речи и движения. Язык жестов предшествовал звуковому языку исторически. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово. Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь. Движение вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, способствуя индивидуальной интерпретации образа, эмоциональному самовыражению. Пластика превращает речевое упражнение в театрализованную игру. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и лёгкость речевого импровизирования являются основой для творческих действий детей.

Самыми первыми речевыми упражнениями могут быть имена людей, названия деревьев и цветов, животных.

Приведу пример различных вариантов работы с речевой моделью «Имена»

1. Дети садятся по кругу, каждый по очереди называет своё имя.

Варианты:

1) Произносить своё имя и хлопать на каждый слог, держа руки перед грудью, над головой, справа, слева, внизу; хлопать, используя разные виды хлопков.

2) Произносить своё имя и шлёпать по коленям, по правой, левой, по обеим, перекрестно и т. д.

3) Произносить своё имя громко, тихо, «высоким» голосом, «низким» голосом, шёпотом, медленно, быстро и т. д.

4) Прохлопать своё имя, не проговаривая его.

2. Произносит имя тот ребёнок, до кого дотронулся педагог (ведущий ребёнок) или возле которого топнул ногой (хлопнул, ударил в бубен, сыграл на треугольнике и т. д.)

3. Дети свободно ходят по комнате, каждый произносит своё имя. По сигналу дети выполняют заранее оговоренное действие (присесть на корточки, собраться у окна и т. д.)

Ходить можно на всей ступне, на пятках, на носках и т. д.

4. Дети произносят свои имена громко при широко расставленных ладонях педагога или тихо при положении ладоней на близком расстоянии одна от другой.

Варианты:

1) Дети произносят не своё имя, а имя соседа справа или слева. Один из детей показывает, как произносить имя, громко или тихо.

2) Педагог, держа ладони близко друг к другу (тихо) показывает динамику многократно произносимого имени (одновременное произнесение всеми детьми). Ладони постепенно отодвигаются всё дальше и дальше, имя произносится всё громче и громче (крещендо)

3) Подобным образом выполняется диминуэндо.

5. Позвать друг друга

1) шёпотом;

2) «издалека» (из пещеры, из-за горы ит.д.);

3) «заколдованным голосом».

6. Найти имя, которое нужно хлопать два или три раза

7. При произнесении имени (Саша) сначала ударить по коленям, затем хлопнуть.

8. Составление цепочек имён.

Например, Саша  Алёша  Серёжа  Семён

1) Ритмизовать; произносить, варьируя динамику, например, первый раз громко, затем тихо.

2) Разделиться на две группы. Сначала произносит текст одна группа, затем тише, другая

(форма «Эхо»).

3) Разделиться на три группы. Первая произносит текст громко, вторая тихо, третья ещё тише.

4) Разделиться на четыре группы. Первая произносит текст, вторая хлопает, третья шлёпает, четвёртая топает.

5) Первая группа хлопает остинато, вторая произносит текст, третья топает ритм текста, четвёртая молчит. Повторить несколько раз, чтобы дети почувствовали паузы.

6) Каждая группа произносит только одно имя: 1-я  Саша, 2-я  Алёша, 3-я  Серёжа, 4-я  Семён. Произносит и хлопает (топает, стучит по полу, шлёпает), варьирует динамику,

исполняет в звучащих жестах без произнесения текста, исполняет на ударных инструментах.

Пример работы над загадкой «Лягушка»

Текст: «Прыгает тютюшечка, сам не зверь, не птюшечка.»

1. Отгадать загадку. Произносить текст, варьируя динамику, регистры, тембры.

2. Чередовать соло и тутти, например, 1-й ребёнок произносит «Прыгает тютюшечка», 2-й – «Сам не зверь, не птюшечка», все – «Прыгает тютюшечка, сам не зверь, не птюшечка».

3. Ритм загадки хлопать, шлёпать, топать, стучать по полу, исполнять на ударных инструментах.

4. Обсудить с детьми, как может двигаться лягушка? (пружинка на корточках, ходьба, бег)

5. Дети изображают лягушек, прыгают по комнате в любом направлении, по своему желанию. По сигналу педагога (хлопок, удар по барабану) образуют «болото» (круг).

6. Дети образуют круг («болото»), в котором прыгают несколько «лягушек».

1)  Дети, стоящие в кругу, произносят текст и хлопают, а «лягушки» двигаются.

2)  Дети, стоящие в кругу, идут по кругу, произнося текст, а «лягушки» хлопают остинатный ритм сопровождения. Затем «лягушки» выбирают новых « лягушек». Игра повторяется.

Подводя итог, можно сказать, что речевые игры и упражнения способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются фонопедическими упражнениями, подготавливающими детей к пению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.

В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...

Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...

Картотека речевых игр и упражнений для развития речи детей старшей группы

Речевые игры и упражнения можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментов, индивидуальной работе с детьми....

"Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей".

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....

Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и развитие голоса

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...