Проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей"
проект

Башмакова Оксана Андреевна

Исследования педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kpk.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Институт развития образования Республики Башкортостан

Кафедра дошкольного и предшкольного образования

Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»

Руководитель проекта:

Башмакова О.А.

Туймазинский район, 2019

Вид проекта: игровой, творческий

Цель проекта: осуществление руководства сюжетной игрой детей как фактора развития игровых навыков детей.

        Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения, реализовывались следующие задачи:

1) Изучить  О.А.Карабанова Т. Н. Доронова Е.В, Соловьева ,Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду»

2) Создать условие для эффективного функционирования предметно-развивающей среды, позволяющей строить сюжетно - ролевую игру детей. Дополнить среду в соответствии с ФГОС, т.к. игровая деятельность является частью коммуникативно-личностного развития детей.
3)        Разработать конспекты по руководству сюжетно – ролевой игрой дошкольников во второй младшей и средней группах.

Актуальность проблемы заключается в следующем:

-педагоги недооценивают значение игры. В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строят отношения со взрослыми и сверстниками.

-низкий уровень развития игры дошкольников. Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. В результате в ДОО игровая деятельность не формируются у детей.

-низкий уровень психологической готовности детей к школе.

Участники проекта: воспитатели, сотрудники детского сада, воспитанники, родители.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный                                                                                                                        Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме (ФГОС, Сан ПИНы).

Изучение Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»,

О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова,  Е.В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет» Анализ программ и технологий по проблеме

Знание перечисленных документов.

Готовность к применению.

Создание банка данных по проблеме.

2.

Насыщение развивающей среды по проблеме:  Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.)

Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт

Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря, рецепты, телефон

Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, пустые флакончики из под лака для волос, шампуня, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты

Касса, наборы продуктов, игрушки, газеты, книги, и др. спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка,, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители

Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий.

3.

Диагностика Д.Б. Эльконина («Психология игры»)

1. Научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности у каждого ребёнка.

2. Поэтапное планирование формирования игру у каждого ребёнка.

3. Повышение качества руководства игрой.

4. Определение развития у детей интегративных качеств и достижений в овладении умениями и навыками в различных образовательных областях.

4.

Выявление уровня развития детей (указание фамилии учёного, автора диагностического инструментария)

Протоколы, таблица результатов диагностики.

5.

Разработка конспектов занятий, консультации для родителями и т.д.)

Конспекты занятий, консультации.

II этап - основной

Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми,  их деятельностью (кто, чем, почему занимается.

Обогащение словарного запаса, накопление

 социального опыта детей в повседневной жизни;

2.

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Совместная игровая деятельность воспитателя и детей

Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;

3.

Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

Воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.

III этап - заключительный

Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности  обыгрываемых персонажей;

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Выявление уровня развития детей.(диагностика по Д.Б. Эльконину)

Динамика развития детей

2.

Анализ созданной ( системы, модели и т.п.) или анализ итогов ( внедрения) реализации ( технологии, программы и.т.п.)

Эффективность  по внедрённой  проблеме   доказано повышением уровня развития детей на   %

3.

Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.

Конспект сюжетно – ролевой игры «Доктор Айболит» в средней группе.

Презентация.

Список  используемой литературы:

  1. Развитие игровой  деятельности детей 2-7 лет: метод.пособие для воспитателей/ О.А.Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В, Соловьева.М.: Просвещение, 2015.
  2. Организация сюжетной игры в детском саду/Н.Я. Михайленко  Н.А. Короткова.[Электронный ресурс]. URL:

     https://pavlsad.siteedu.ru/forteachers/567/ 

  1. Психология игры. Эльконин Д.Б. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1 
  2. Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко  Н.Я., Короткова Н.А..- 5-е изд. Изд-во: Академический Проект, 2012. - 160 стр. 
    ISBN: 5-8291-0113-0

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Доктор Айболит».

Цель: способствовать умение осуществлять специфические для роли условные предметные действия, а так же учить развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

Задачи:

1.Создавать условия для возникновения игры на тему наблюдений из окружающей жизни.

2.Учить детей принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера – игрушку.

Предварительная работа:

1.Беседа о труде доктора для животных (ветеринара).

2.Пошив униформы.

3.Дидактическая игра «Большие и маленькие».

4.Подбор мягких игрушек животных.

5.Чтение Чайковского «Айболит».

Предполагаемые роли:

Ветеринар – разговаривает с хозяином, меряет температуру, делает укол.

Хозяин – объясняет на что жалуется кошечка (собачка)

Вариант начала игры:

1-й вариант. У воспитателя (хозяина) заболел друг (собака, кошка).

2-й вариант. На улице подобрали раненого животного.

Руководство игрой

1.Активизация игры – принять на себя роль хозяина друга. Собачка (кошечка) заболела. Обратиться в ветлечебницу к ветеринару.

2.Принять на себя роль ветеринара и полечить животное (кошку, собаку).

Создание проблемной ситуации

На улице подобрали кошку (собаку). Как быть?

Окончание игры

1-й вариант. Ветеринар вылечил больного и пошел на обед.

2-й вариант. Вылечили раненое животное и оставили его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.

Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и...

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

«Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....