Проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей"
проект
Исследования педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт развития образования Республики Башкортостан
Кафедра дошкольного и предшкольного образования
Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»
Руководитель проекта:
Башмакова О.А.
Туймазинский район, 2019
Вид проекта: игровой, творческий
Цель проекта: осуществление руководства сюжетной игрой детей как фактора развития игровых навыков детей.
Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения, реализовывались следующие задачи:
1) Изучить О.А.Карабанова Т. Н. Доронова Е.В, Соловьева ,Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду»
2) Создать условие для эффективного функционирования предметно-развивающей среды, позволяющей строить сюжетно - ролевую игру детей. Дополнить среду в соответствии с ФГОС, т.к. игровая деятельность является частью коммуникативно-личностного развития детей.
3) Разработать конспекты по руководству сюжетно – ролевой игрой дошкольников во второй младшей и средней группах.
Актуальность проблемы заключается в следующем:
-педагоги недооценивают значение игры. В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строят отношения со взрослыми и сверстниками.
-низкий уровень развития игры дошкольников. Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. В результате в ДОО игровая деятельность не формируются у детей.
-низкий уровень психологической готовности детей к школе.
Участники проекта: воспитатели, сотрудники детского сада, воспитанники, родители.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме (ФГОС, Сан ПИНы). Изучение Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду», О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет» Анализ программ и технологий по проблеме | Знание перечисленных документов. Готовность к применению. Создание банка данных по проблеме. |
2. | Насыщение развивающей среды по проблеме: Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.) Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря, рецепты, телефон Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, пустые флакончики из под лака для волос, шампуня, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты Касса, наборы продуктов, игрушки, газеты, книги, и др. спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка,, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители | Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий. |
3. | Диагностика Д.Б. Эльконина («Психология игры») | 1. Научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности у каждого ребёнка. 2. Поэтапное планирование формирования игру у каждого ребёнка. 3. Повышение качества руководства игрой. 4. Определение развития у детей интегративных качеств и достижений в овладении умениями и навыками в различных образовательных областях. |
4. | Выявление уровня развития детей (указание фамилии учёного, автора диагностического инструментария) | Протоколы, таблица результатов диагностики. |
5. | Разработка конспектов занятий, консультации для родителями и т.д.) | Конспекты занятий, консультации. |
II этап - основной
Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается. | Обогащение словарного запаса, накопление социального опыта детей в повседневной жизни; |
2. | Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»): Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; Совместная игровая деятельность воспитателя и детей | Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах; |
3. | Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. | Воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий. |
III этап - заключительный
Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Выявление уровня развития детей.(диагностика по Д.Б. Эльконину) | Динамика развития детей |
2. | Анализ созданной ( системы, модели и т.п.) или анализ итогов ( внедрения) реализации ( технологии, программы и.т.п.) | Эффективность по внедрённой проблеме доказано повышением уровня развития детей на % |
3. | Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. Конспект сюжетно – ролевой игры «Доктор Айболит» в средней группе. | Презентация. |
Список используемой литературы:
- Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод.пособие для воспитателей/ О.А.Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В, Соловьева.М.: Просвещение, 2015.
- Организация сюжетной игры в детском саду/Н.Я. Михайленко Н.А. Короткова.[Электронный ресурс]. URL:
https://pavlsad.siteedu.ru/forteachers/567/
- Психология игры. Эльконин Д.Б. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1
- Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко Н.Я., Короткова Н.А..- 5-е изд. Изд-во: Академический Проект, 2012. - 160 стр.
ISBN: 5-8291-0113-0
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Доктор Айболит».
Цель: способствовать умение осуществлять специфические для роли условные предметные действия, а так же учить развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Задачи:
1.Создавать условия для возникновения игры на тему наблюдений из окружающей жизни.
2.Учить детей принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера – игрушку.
Предварительная работа:
1.Беседа о труде доктора для животных (ветеринара).
2.Пошив униформы.
3.Дидактическая игра «Большие и маленькие».
4.Подбор мягких игрушек животных.
5.Чтение Чайковского «Айболит».
Предполагаемые роли:
Ветеринар – разговаривает с хозяином, меряет температуру, делает укол.
Хозяин – объясняет на что жалуется кошечка (собачка)
Вариант начала игры:
1-й вариант. У воспитателя (хозяина) заболел друг (собака, кошка).
2-й вариант. На улице подобрали раненого животного.
Руководство игрой
1.Активизация игры – принять на себя роль хозяина друга. Собачка (кошечка) заболела. Обратиться в ветлечебницу к ветеринару.
2.Принять на себя роль ветеринара и полечить животное (кошку, собаку).
Создание проблемной ситуации
На улице подобрали кошку (собаку). Как быть?
Окончание игры
1-й вариант. Ветеринар вылечил больного и пошел на обед.
2-й вариант. Вылечили раненое животное и оставили его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-239836-1365600014.jpg)
Театрализованные игры, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.
Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/23/picture-209893-1361564430.jpg)
Опыт работы на тему "сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у младших дошкольников"
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-511547-1415555732.jpg)
Методическая разработка по теме "Речевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей раннего возраста"
Разработка содержит систему работы по развитию речи детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-570274-1427108978.jpg)
Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...
«Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-291443-1378473696.jpg)
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....
- Мне нравится (1)