Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности педагогов»
материал

Воронова Екатерина Сергеевна

Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mester-klass_kom._kompetent.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА»

г. КРАСНЫЙ КУТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

                                                                                                                           

Мастер-класс

для педагогов-дошкольников

«Формирование коммуникативной

 компетентности педагогов»

                                                                                                   Подготовила и провела:

                                                                          Воспитатель: Воронова Е.С.        

                           

Цель:

- Выявление уровня общительности педагогов. 

- Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций.

 Примечание: данный мастер-класс был проведен для педагогов, которые являются представителями из разных дошкольных образовательных учреждений г. Красный Кут и Краснокутского района.

                                                                                                                                                                                                                                     

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги мы рады приветствовать Вас в нашем зале. И нашу встречу мне хотелось бы начать со следующего высказывания:

«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты.

Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон) (Слайд 2)

                Приветствие «Давайте поздороваемся» (Слайд 3)

– Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения!

– Здравствуйте те, кто не хотел утром вставать с постели!

– Здравствуйте те, кто ждёт повышение зарплаты!

– Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку!

– Здравствуйте те, кто готов общаться!

– Такой способ здороваться способствует снятию мышечного напряжения и переключения внимания.

Успех в любом деле зависит на 20% от профессиональной подготовленности и на 80% от общей коммуникативной компетенции. От того, насколько грамотно мы общаемся с окружающими, насколько правильно доносим свои мысли и аргументируем свою позицию, насколько чувствуем себя уверенно, зависит успех каждого из нас в любом начинании и деле.  Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Работа педагога, подразумевает постоянное налаживание контактов с родителями и детьми, успешность педагога зависит от умения общаться.  Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

(Слайд 4)

– Я предлагаю вам послушать восточную притчу:

Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и наказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их  изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец предложил юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, пока тот не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".

Говорят, что «слово лечит», но оно может и  «ранить». Общение – важная составляющая жизни каждого человека, а общение в профессии педагога – его главный инструмент.

Основная часть:

Сегодня я хочу вам предложить игры и упражнения, которые помогают установить контакты с родителями, детьми и педагогами.  Прошу выйти в зал тех, у кого синяя программка.

Когда человек здоровается, он желает здоровья тому, кого приветствует, а это способствует налаживанию контактов!

Упражнение «Слоник приветствует». (Слайд 5)

 Давайте друг друга поприветствуем. Средний палец правой руки превращается в «хобот», остальные четыре пальца - ноги слоника. «Слоник» правой руки стоит на ладони левой руки. По кругу, касаясь хоботком хоботка «соседа – слоника» передается приветствие: «Здравствуй, я слоник Катя» и т. д. Эту игру очень любят дети!

Упражнение «Аллитерация имени». ( Слайд 6)

Снятие излишнего эмоционального напряжения и знакомство участников.

Я предлагаю участникам по очереди называть свое имя с каким-либо прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя.

Аллитерация –это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

Игра-знакомство «Танцы по кругу» (Слайд 7) Музыка

Пригласить желающих педагогов 6 человек.

– Участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Я Вера, я танцую вот так» (показывает свое движение жестами). Вся группа говорит: «Это Вера. Вера танцует вот так» (показывают ее движение жестами). И так все по кругу. В конце игры все участники выполняют свои движения все вместе под музыку.

 Игра повышает активность, способствует сплочению коллектива родителей, детей, педагогов.

Упражнение «Друг к дружке» (Слайд 9)

–Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять быстро движения.

 Встаньте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

– Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Ухо к уху!

- Спина к спине!

            - Друг к дружке.

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Лоб ко лбу!

            - Друг к дружке.

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

            - Друг к дружке.

- Бедро к бедру!

- Левая рука к левой руке!

- Пятка к пятке!

            - Друг к дружке.

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

            - Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

Игра «Здравствуй, моя хорошая» (Слайд 10)

В общении не малую роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному. В реальной жизни, часто в разговоре мы по интонации с первых слов понимаем, в каком настроении находится наш собеседник.

Произнесите с разной интонацией фразу «Здравствуй, моя хорошая», а коллеги постараются угадать, каким эмоциональным состоянием окрашена фраза. (Радость, удивление, разочарование, строгость, спокойствие, равнодушие). Педагоги по очереди выполняют задание.

Игра «Сурдопереводчик» (Слайд 11) 

Предлагаю вам разделиться на пары.  Один из партнёров читает текст, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт текст при помощи мимики и жестов.

Сегодня я предлагаю вам немного пофантазировать: представьте себе, что все люди вокруг разучились говорить. Как вы думаете, что произошло бы тогда? Люди бы общались между собой при помощи особых знаков, движений тела. Видели ли вы когда - ни будь по телевизору новости, где сообщения передают два диктора: один говорит, а другой «рассказывает» то же самое руками. Этого второго диктора называют сурдопереводчиком. Итак, мне нужны двое. Один – рассказчик, другой диктор – сурдопереводчик. Рассказчик читает стихотворение или сказку, а диктор – сурдопереводчик изображает руками и мимикой содержание текста (см. приложение 2)

Игра «Через стекло» (Слайд 12)

А сейчас мы поучимся разговаривать без слов. Представьте, что между вами стекло, через которое не проникают звуки, и вам нужно объясниться с помощью движений рук.

- «Выходи на улицу гулять, поиграем в футбол» - «Я сейчас поем и выйду»;

- «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» - «Я не знаю, где стакан»;

- «Надень шапку, на улице холодно» - «Я не буду надевать, я не замёрзну» и т.д.

Тест на коммуникативные навыки (Слайд 13)

Сегодня перед началом нашего мероприятия, Вы заполнили тест на коммуникативные навыки, чтобы выявить уровень общительности педагогов

Давайте подведём итоги.  Анализ результатов.

Каждый из Вас выявил свой уровень общительности и возможно некоторым есть над чем поработать.

Тест В.Ф.Ряховского     АНАЛИЗ                                                                                                                      тестирования уровня общительности педагогов            

В тестировании приняли участие педагоги.

Результаты тестирования

Количество набранных баллов

Количество педагогов

с такими показателями

30-32 балла — вы явно некоммуникабельны. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

25-29 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия.

19-24 балла — в известной степени вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

14-18 баллов — у вас нормальная коммуникабельность. Вы охотно слушаете интересного собеседника, терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идете на встречу с незнакомыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, многословие вызывает у вас раздражение.

9-13 баллов — вы весьма общительны (порой даже без меры). Разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить.

4-8 баллов — общительность бьет из вас ключом. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому поводу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке.

3 балла и менее — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

Рефлексия (Слайд 14)

Чтобы подвести итог нашей встрече, я хочу напомнить вам

Признаки людей с высокой коммуникативной компетентностью:

— быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации;

— стремление понять другого человека в контексте ситуации;

— уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;

— владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;

— большая удовлетворенность общением;

— умение эффективно общаться в разных статусно - ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

— высокий статус и популярность в коллективе;

— умение организовать дружную совместную работу;

— способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Способность четко, уверенно и убедительно излагать свои мысли – это искусство, научиться которому может каждый. Совершенство же достигается только практикой. Освоив необходимые для эффективного общения навыки и обретя уверенность в себе, вы обеспечите успех своей карьеры и никогда не окажетесь в ситуации, когда вам не будет хватать слов!

И помните – мастерами общения не рождаются, ими становятся

Я предлагаю Вам выполнить коммуникативное упражнение «Дерево цели».

Упражнение «Дерево цели». (Слайд 15)

На мольберте изображено «Дерево цели».

Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений развитие коммуникативных умений. Корни – это минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Я предлагаю Вам выбрать стикер любого цвета, написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы сейчас, по Вашему мнению, находитесь на этой шкале. (педагоги оценивают свой уровень представлений по теме).

Тест В.Ф.Ряховского                                                                                      

для определения уровня общительности

Прочтите каждый из 16 вопросов и напишите ответ — «да», «нет» или «иногда».

Вам предстоит обычная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в очередь и будете томиться в ожидании?

Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

  СУММА              БАЛЛОВ

За каждое «да»     –– 2 балла, 

за ответ «иногда» — 1 балл, 

за ответ «нет»      — 0 баллов. 

Приложение №2

Есть в лесу под ёлкой хата,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать.

Капризуля косолапый

Просит: «Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда

Меду, рыбки из пруда».

«Баю – баю, надо спать», -

Напевает сыну мать.

«Ты уснёшь, и сон придёт –

Всё в корзинке принесёт.

К.Д. Ушинский «Уточки»

Сидит Вася на бережок; смотрит он, как уточки в пруду кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь: а они на воду ушли – и старые и малые: как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать: «Ути – ути – уточки! Прожоры – тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червяков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать – пора вам домой идти!»

Уточки Васю послушали, на берег вышли. Домой идут, с ноги на ногу переваливаются.

К.Д. Ушинский «Лошадка»

Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей – чёлка, на ногах – щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

 - Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство!

Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс по квиллингу для педагогов и родителей

В практике детских садов начал использоваться новый вид изобразитеной деятельности - квиллинг или бумагокручение. Но это направление не так распрастранено, как напримар аппикация, поэтому для педагого...

мастер класс по квиллингу для педагогов и родителей

В практику детских садов входит новый вид творчества «квиллинг» или «Бумага пластика».Это принципиально новый вид искусства очень нравиться детям. ...

Мастер класс по рисованию для педагогов

повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования....

Мастер класс на тему: "Успешный педагог"

Рекомендовано для проведения на педагогических советах в дошкольном учреждении...

Мастер-класс Квиз-игры для педагогов по формированию финансовой грамотности "Дети и деньги"

Квиз-игра на сформированность у родителей (законных представителей) представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ре...

Мастер - класс к педсовету с педагогами «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни».

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья ...

Мастер-класс "Активные методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива"

Работа с родителями одно из самых сложных, но интересных направлений. В сплоченном коллективе быстрее будут решаться любые задачи. Это возможно, если между людьми есть доверие, взаимопонимание и подде...