Программа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Ташаринский детский сад «Лесовичок»

ПРИНЯТА                      УТВЕРЖДЕНА

Решением педагогического совета                                                                                   Заведующий МКДОУ

От «    »____________201  г.                                                                                     ________ О.Ю.Волосникова

Протокол №                                                                                                              Приказ от «    »_____201 г.   №

Программа дополнительной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

«Умелые пальчики»

Составитель:

Воспитатель первой кв.категории

А.Ф.Руднева

2018

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность Программы
  2. Цели и задачи Программы
  3. Планируемые результаты
  4. Принципы реализации Программы
  1. Календарно-тематическое планирование
  2. Диагностический инструментарий

  1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.                     

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей старшего возраста 5-6 лет. Кружковая работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут.  Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

Содержание данной рабочей Программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Рабочая Программа составлена в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образовательного учреждения и парциальной Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

  1. Цели и задачи

Целью Программы является создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности.

Задачи:

 Обучающие:

  1. Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук.
  2. Формировать практические умения и навыки.
  3. Знакомить с различными методами продуктивной деятельности.

Развивающие:

1.        Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2.        Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.        Развивать произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию.

4.        Развивать речь детей.

 Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность.
  3. Воспитывать и развивать художественный вкус.  

  1. Планируемые результаты

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев

рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение знакомых техник, приемов и материалов в

художественной деятельности.

5.Умение работать коллективно.

Итоги реализации программы подводятся в форме выставок детских работ, участие в творческих конкурсах различного уровня. Срок реализации Программы -1 год.

  1. Принципы реализации Программы

  • принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
  • принцип оздоровительной направленности;
  • принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения детей.

  1. Календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическом планировании по данной теме использованы следующие формы работы:

  • массаж пальцев кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игры с предметами;
  • упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
  • аппликация;
  • лепка из пластилина;
  • нетрадиционные способы рисования;
  • рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка;
  • работа с ножницами;
  • развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Тема занятий

Цель и задачи занятий

Содержание

Диагностика

Сентябрь

Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом.

Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.

Автор методики

Т.Г. Визель

1.«Наш дом».

Октябрь.

Формирование графических умений и навыков;

1.Развивать мелкую моторику пальцев,

тактильную чувствительность. 2.Воспитывать положительное отношение к дому, в котором живешь.

1.Пальчиковая гимнастика

«Дружат пальчики».

2.Катание ребристого

карандаша между ладонями

(массаж)

3.Раскрашивание силуэтов домиков.

2. «Игрушки».

Развитие мелкой моторики пальцев;

1.Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство

внутри контура.

2.Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

1.Пальчиковая гимнастика

«Дружат пальчики»,

2.Игра «Что это?». Определить игрушки на ощупь:

кубик, мяч, пирамидка.

3.Пластилинография:

«Мой веселый, звонкий мяч».

3. «Осень».

Развитие уровня мелкой моторики и тактильной чувствительности.

1.Знакомить детей с нетрадиционным способом аппликации. 

1.Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья».

2. «Листопад»-

лист желтой и оранжевой бумаги порвать на

мелкие кусочки.

3.Аппликация крупой «Осеннее дерево».

4.«Огород.

Овощи».

Развитие координации движений пальцев рук.

1.Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

2. Воспитывать интерес к рисованию.

1.Пальчиковая гимнастика

«Капуста».

2.«Д/и «Чудесный

мешочек».

Выбрать только овощи.

3.Работа с трафаретом

Обвести  и раскрасить  овощи.

5.«Сад. Фрукты».

Ноябрь.

Цель: Формирование умения нанизывать бусины на шнурок.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность с помощью круглых предметов.

2.Воспитывать интерес к работе с трафаретами.

1.Пальчиковая гимнастика

«Мы делили апельсин».

2.Д/и «Сушка фруктов».

Нанизывание на шнурок кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3.Работа с трафаретами

«Обведи и раскрась фрукты».

6. «Ягоды»

Цель: Совершенствование умений создавать силуэт ежа из пластилина.

1.Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2.Закрепить умение придавливать семечки, добиваясь изображения.

2.Воспитывать умение работать аккуратно.

1.Пальчиковая игра «По

ягоды».

2. Выложить семечками по

нарисованному контуру

(ягоды)

3.Пластилинография.

«Ежевика»

7. «Дом. Семья»

Формирование умений ориентироваться на плоскости.

1.Продолжать формировать

графические навыки.

2. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика

«Как у нас семья большая»

2. «Мой дом» Выкладывание

из геометрических фигур

домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

8. «Мебель».

Развитие мелких движений

пальцев рук, их двигательной активности.

1.Продолжать развивать ориентировку на плоскости. Совершенствовать

зрительную память.

2.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным методом.

1.Массаж ребристым

карандашом между ладонями.

2. «Мебель для гостиной».

Выкладывание из палочек

шкафа, дивана.

3. «Продолжи узор на мебели».

Рисование ватной палочкой.

9. «Зима».

Декабрь.

  Использование техники -рисование мятой бумагой .

1.Развитие мелкой  моторики ладоней;

2.Учить преобразовывать лист бумаги в «снежный ком».

3.Воспитывать интерес к работе в коллективе.

1.Д/и «Что лишнее и

почему?»

2.«Построим горку для

зверушек из снежных

комочков. 3. Рисование снеговиков(пальцами).

10. «Зимние

забавы»

Развитие мелкой моторики.

1.Упражнять в координации

движений с речью.

2.Продолжать учить складывать из бумаги.

3. Воспитывать интерес к оригами.

1.Хороводная игра «Снежная баба»

2.Игра с пробками «Лыжи».

3. «Санки» ( оригами).

11. «Новый год»

Совершенствование умения конструировать спичками.

1.Развитие мелкой  моторики пальцев.

2.Воспитывать желание создавать праздничное настроение.

1.Д/игра «Наведем порядок».

(группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку»

Выкладывание

геометрических фигур в

определенной

последовательности.

3.«Снежинка».

12.

1. Знакомство с техникой «Айрис-фолдинг»

1.Массаж грецкими орехами

2. Аппликация «Дед Мороз», «Ёлочка», «Новогодние игрушки»

13. «Зимующие

птицы».

Январь

 

1.Развитие мелкой моторики пальцев.

2.Воспитывать интерес к созданию поделок из ниток.

1.Логоритмика «Снегири».

2.Угощение для птиц.

Сортировка семян.

3.«Снегири». (поделка из ниток)

14. «Домашние

животные»

1.Формирование навыка работы  в технике пластилинография.

 2.Воспитывать любовь к домашним животным.

1.Пальчиковая игра «На

ладошку села кошка».

2. Маленький конструктор -

выкладывание из

геометрических фигур

животных.

3. «Котенок»

Рисование пластилином

15. «Птицы»

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Учить штриховать мелкими петельками.

2.Воспитывать желание помочь тем, кто просит о помощи.

1.Игра с грецким орехом

2.Д/и «Птицы хотят пить»

(игры с пипеткой).

3.  «Пингвин» (штриховка мелкими петельками).

16. «Профессии»

Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

1.Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

1.Игровые упражнения с мячом массажером  

2.Д/и «Отгадай профессию».

3. Раскрась по образцу

17. «Транспорт»

Февраль

Развитие зрительно –двигательной  

координации и моторики пальцев рук.

1.Закрепить назначение транспорта.

2.Продолжать учить выполнять объемную аппликацию.

3. Воспитывать желание выполнять аппликацию при помощи взрослого.

1.Логоритмика «Едем на машине, нажимаем на педаль».

2. Рисование машины пластилином.

18.День

Святого

Валентина.

 Использование нетрадиционных материалов в создании Валентинок.

1.Учить действовать по

словесной инструкции.

2.Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

3.Воспитывать хорошее отношение к празднику.

1. Массаж ладошек карандашом.

2.Д/и «Солнышко».

3.Изготовление Валентинок из цветного картона.

19. «Наша

Армия».

 Развитие зрительно моторных функций.

1.Учить штриховать в разных направлениях.

2.Воспитывать чувства гордости за Российскую Армию.

1.Игры с мелким  конструктором и военной техникой для обыгрывания построек.

2.Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

3.Штриховка

«Танк».

.

20. «Весна»

Продолжение работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

1.Учить работать с крупой.

2.Воспитывать желание работать аккуратно и приводить в порядок свое рабочее место.

1.  «Потекли ручейки»

рисование пальцами на крупе.

2.Нанизывание пуговиц называние (чередование:

маленькая, большая и т.д.)

3.Аппликация из пшена

«Солнышко».

21 .«Мамин

праздник»

Март

Развитие мелкой моторики.

1.Учить действовать по словесной инструкции, складывая горшочек из бумаги.

2.Воспитывать уважение и любовь к женскому полу.

1.Завязываем бантик на

подарке

2.Игра «Смотай клубок»

3.Праздничная открытка

(горшочек с цветами)

22.

«Весна»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с

помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и

бантиков.

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».

2. Упражнение «Весенняя полянка» - с помощью прищепок

выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.

3. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков,

бантиков.

4. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету

в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

23.(продолжение)

5. Учить детей работать с бумагой в технике

оригами.

6. Развивать творческую фантазию, чувство

формы и цвета.

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции .

         

5.Коллективная работа «Встреча»

24.

«Деревья».

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Учить изображать простейшие предметы с

помощью ладони и пальцев.

3. Научить детей завязывать узелки, бантики.

4. Формировать умение координировать речь и движения.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

         

  1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
  2. Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики.

3. Игра с прищепками «Наряжаем деревце».

4. Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с

таким же наполнением (рис, фасоль).  

5. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и

громко, в разном темпе.

6. Весенняя веточка (творчество)

25. «Весенние

цветы»

Апрель.

Развитие умения выполнять зашумленные картинки.

1.Учить работать с трафаретами и

шаблонами.

2.Продолжать учить работать с бумагой.

3.Воспитывать желание делать красивые цветы.

1.Упражнение «Мотылек».

2.Работа с трафаретами (в

парах), изготовление

зашумленных картинок.

3.Коллективная

аппликация «Весенний луг».

26. (продолжение темы)

4. Развивать чувство формы и цвета.

5. Воспитывать любовь к природе, чувство

прекрасного.

4. Д/игра «Собери букет».

5.Пальчиковая игра «Букет цветов».

6.Самомассаж мячиками (ежиками).

27. «Дождь»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.

5. Стимулирование тактильных ощущений.

6.Развивать усидчивость, целенаправленность.

7.Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

  1. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».
  2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль

пинцетом из одной емкости в другую.

3. Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого

бассейна выбрать фасоль.

4. Заштрихуй тучку по образцу.

6. Самомассаж гранеными карандашами.

28.  «Лягушки и стрекозы».

Развитие  зрительного  внимания , памяти.

1.Продолжать работать над

развитием мелкой моторики.

Продолжать учить работать с пластилином, аккуратно выкладывать мозаику из разрезных трубочек.

2.Воспитывать аккуратность в работе.

1.Пальчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Чего не

хватает»

3.Аппликация из коктельных трубочек

Коллективная работа.

29.

«Насекомые»

Май

Совершенствование графических навыков.

1.Продолжать   работать над

развитием зрительно моторных функций.

2.Воспитывать интерес к технике.

1.Пальчиковая игра

«Сороконожка»

2.«Нес однажды мура

вей» -перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

3.Айрис -фолдинг

«Насекомые»

30. «Бабочки»

Закрепление умений работать в технике

оригами.

1.Продолжать работать над

развитием мелкой моторики, координации движений.

2.Воспитывать желание красиво раскрашивать бабочку.

1.Пальчиковая

игра «Бабочка»

2.Зашумленные картинки.

3. «Бабочка» (оригами)

31. «Юные художники».

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями.

1. Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами

2.Воспитывать интерес к рисованию мыльными пузырями.

1.«Быстрые ножки»

-«ходьба» указательным и

средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

2.Пальчиковая игра «Пчелы»

3.Коллективное  рисование мыльными пузырями :«Лето».

32. Диагностика

Обследование мелкой моторики.

3.Диагностический инструментарий ( по методике Т.Г.Визель)

Схема обследования уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков.

Задача №1. Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальными и воображаемыми предметами.

Задача №2. Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.

Тест 1

Манипуляция с предметом

Для детей 4-6 лет. Ребенка просят поймать мяч с далекого расстояния.

Оценка в баллах:

Легко ловит мяч-3балла

Ловит мяч не всегда, движения правильные-2балла

Пытается ловить мяч, но движения неловкие-1балл

Отказывается ловить мяч-0баллов

Тест 2

Манипуляция без предмета

Просят показать жестами:

  1. Ряд символических действий, а именно как: хмурят брови, улыбаются, здороваются, прощаются, едят, пьют, водят машину, посылают воздушный поцелуй;
  2. Ряд описательных действий: какой формы яблоко, арбуз, огурец, палочка; как показать, что человек высокий, низкий, худой и пр.

Оценка в баллах: Здесь и далее в данном разделе- принцип оценки тот же, что и в задании поймать мяч.

Тест 3

Воспроизведение кистевых и пальцевых поз

Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулак, распрямить ладошку и т.п. привести кисть в положение вверх, вниз, повернуть вправо, влево, поднести к подбородку, ко лбу (отдать честь), воспроизвести позу «козы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

В статье даны советы по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....

Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

«Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

ТЕ Содержание 1.Введение.2.Высказывания учёных о взаимосвязи между развитием мелкой моторики рук и развитием всех видов деятельности.3. Перечень пальчиковых игр для детей старшего дошкольног...

Программа дополнительной образовательной деятельности проведения занятий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Содержание программы направлено на развитие мелкой мускулатуры рук, повышение координации и точности движений, а так же способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эс...

Упражнения на развитие перекрестной координации движений и на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие перекрестной координации движений.При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что спосо...

Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков»

В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситу...