Сборник научных статей "Образование в современном мире: от теории к практике"
статья (средняя группа)

Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДОО

(из опыта работы)

Фролова Любовь Ильинична,

воспитатель   ГБОУ Школа 1015

                                                                                         Шестеперова Татьяна Владимировна

                                         Воспитатель  ГБОУ Школа 1015        

Невозможно отрицать происходящие изменения в обществе, которые не могли не коснуться и общественного, в том числе, и дошкольного образования. Они касаются и новых форм взаимоотношений между родителями и детским садом, и содержания обучения и развития. Однако, главное – это изменение вектора образования. Теперь оно направлено на ребёнка, но ему отводится отнюдь не пассивная роль поглотителя суммы сведений и знаний. Ребёнок позиционируется как активный получатель представлений об окружающем его мире.

Исходя из этого активизация метода проектирования представляется наиболее востребованным в современных условиях работы с детьми дошкольного возраста. Считается, что родоначальником метода проектов является американский педагог У.Кильпатрик. В России этому методу уделяли внимание П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, позднее – А. С. Макаренко, С. Т. Щацкий и др. Педагогическая ценность этого метода состоит в его универсальности, т.к. выполнение исследовательской деятельности или в ходе познавательного развития параллельно происходит личностный рост. Стоит отметить, что проектная деятельность носит, как правило, коллективный характер, поэтому совершенно очевидна польза для установления, для тренинга социальных навыков, для развития и закрепления диалогической речи доступные в младшем дошкольном возрасте. Позднее -  в старшем дошкольном возрасте- можно будет говорить и о развитии различных вариантов монологической речи (рассуждения, дискуссия и проч.). В пользу использования проектирования говорит и ярко выраженный характер деятельностного подхода к приобретению знаний. Дети сами добывают знания, пропускают их через свои действия, через свои ошибки и т.д. В данном случае можно говорить о реализации принципа проблемного развивающего обучения, т.к. мы видим перед собой пример интегрированного метода обучения дошкольников.

В контексте гуманизации образования метод проектирования меняет и характер взаимоотношений педагога и воспитанника. Вот где в полной реализуется педагогика сотрудничества! Воспитатель становится знающим, более опытным, но только соратником ребёнка в поиске ответов, в постановке вопросов или же в постижении сущности какого-либо процесса.

Мы предполагали, а впоследствии и убедились, что проектирование развивает мыслительные процессы. Необходимость планирования и чёткая поэтапная, пошаговая структура выполнения проекта дисциплинирует и детей, и взрослых. Лучше всего, с нашей точки зрения, развивается процесс анализа. Конечно, эта операция развивается на основе внимания, восприятия и мнестических процессов. Когда у ребёнка появляется мотив, то функция внимания позволяет концентрировать его на необходимых предметах, объектах, обращать внимание на, казалось бы, случайные сведения. Примерно тоже самое можно сказать и о функции восприятия. Его модальность может быть различной (тактильная, зрительная, слуховая) и зависит от характера конкретного проекта. Развитие памяти также стимулируется необходимостью решения практических задач.

Мы включились в проектную деятельность ещё год назад, когда наши дети были ещё в младшей возрастной группе. Учитывая необходимость создания мотивационной ситуации и возраст наших дошкольников, мы долго размышляли над темой, которую можно было бы предложить детям. После длительных размышлений решено было остановиться на творческом направлении -  театрализованной деятельности. В пользу этого выбора говорила и ещё очень актуальная предметно-манипулятивная деятельность, и живой интерес к народному слову, и ресурс сказки, в том числе, народной. Народная сказка для детей младшего дошкольного возраста является продолжением пестовальной педагогики за счёт свой простоты, общей мелодики высказывания, за счёт однозначности образов и общего эмоционального настроя.

В нашем детском саду театральные фестивали являются традиционными, поэтому мы задумали приобщать своих малышей к театрализованной деятельности в долгосрочной перспективе.

Суммируя все обстоятельства, выбор темы проекта стал простым и очевидным: приобщение к театрализованной деятельности. Данный проект, по нашим предположениям, должен быть создавать условия для речевого развития, в том числе, для развития на основе подражания просодической стороны речи, а также способствовать творческому развитию малышей. Кроме этого, мы хотели познакомить детей с различными видами театров, начать формирование положительного отношения к нему. Конечно, мы рассчитывали, что сказка, переживания, связанные с ней, будут способствовать развитию добрых чувств (отзывчивости, сопереживанию и др.), которые будут способствовать развитию умения конструктивно общаться со сверстниками.

Прежде чем приступить к работе с ребятами, мы подготовились. В программу подготовки входил отбор произведений, которые мы взяли из программы «От рождения до школы» (под ред. д.п.н. Н.Е.Вераксы). Для ознакомления подошли р.н.с. «Репка», «Колоок», «Курочка Ряба». Затем мы подобрали тематическое оснащение в виде различных театральных наборов к отобранным сказкам. В группе были собраны теневой театр, настольный, подготовлен вариант театра на фланелеграфе, плоскостной, би-ба-бо, кукольный.Также мы подготовили дидактические лото, кубики и игры, а также раскраски по сказкам. Пересмотрели и дополнили уголок ряжения яркими платками, рубашками, которые привлекут внимание детей. Мы изготовили и шапочки с персонажами сказок для использования в играх-драматизациях, чтобы детям легче было войти «в образ». Подготовили и стали использовать в быту ширму. В книжном уголке выставили подборку книг и иллюстраций по сказкам.

Принимая во внимание возраст детей группы, мы решили привлечь и родителей (по желанию) к нашему проекту. Считаем, что такой контакт с родителями полезен для общего результата. В данном случае, мы предложили дома просмотреть мультфильмы по перечисленным сказкам, рассмотреть иллюстрации, привлечь детей к рассказыванию сказок дома. Мы обратили внимание родителей на показ средств выразительности, на необходимость показать образец проговаривания, жестикулирования.

Собственно работа с детьми началась с рассказывания сказок, с рассматривания иллюстраций, с тематических занятий по конструктивной деятельности, которые были связаны с той или иной сказкой. Дети старших групп показали нам представление по сказке, и малыши приобщились «к театру». Наши артисты были в ярких костюмах, и, безусловно, понравились детям.

После этого мы стали совместными усилиями рассказывать ставшие знакомыми сказки, используя наиболее простые виды театров (настольный, плоскостной, театр на фланелеграфе). Можно с уверенностью сказать, что возможность перемещения фигурок очень увлекла детей. Они живо реагировали на речевые образцы воспитателей, стараясь повторить интонации и жесты. Особенно ярко это проявляется в играх-драматизациях и в самостоятельной деятельности малышей. Они надевают «наряды», шапочки, достают наборы к той или иной сказке и начинают проигрывать их.

Прогнозируемый восторг вызвал теневой театр. Мы ввели его после многократного проигрывания сказок, чтобы дети были в состоянии соотнести силуэт с образом. Именно теневой театр был воспринят как театральное действо, наряду с кукольным театром. Мы не проводили специального занятия по ознакомлению с театром, однако, часто ситуативно употребляли это слово. В конце младшей группы это слово появилось в активном словаре детей.

В средней возрастной группе мы продолжаем эту работу, опираясь в выборе произведений на программу. Вот теперь нам представляется целесообразным проведение специального занятия по ознакомлению с театром, как социальным явлением. Мы провели его после посещения кукольного театра, который был организован в нашем детском саду. Мы рассказали о артистах, которые играют роли «как будто», о том, что в театре есть костюмы, что театр несёт людям радость, веселье. Также мы предложили родителям вместе с детьми посетить детские театры, выбрав соответствующее возрасту представление.

Сейчас ещё трудно говорить о результатах, однако, очевидно, что самостоятельная театрализованная деятельность интересна детям, что значительно активизировался диалог между членами нашей группы. Ребята с удовольствием повторяют «роли», имитируя образцы взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в современном дошкольном учреждении: теория и практика

В статье представлен опыт по использованию здоровьесберегающих технологий в средней группе детского сада и результаты использования: http://yadi.sk/i/Cu2pnlOidpfvV...

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014

 Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»...

III Всероссийская научно-практическая конференция « Современное дошкольное образование: теория и практика»

   Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, по...

Электронный журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

Электронный журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»...