Выступление на районном практико-ориентированном семинаре "Игротерапия - здоровьесберегающая технология для младшего дошкольного возраста"
материал

Никитина Нина Олеговна

Игротерапияздоровьесберегающая технология для младшего дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

                                                                                                                       

                                                                                                                           

 

Игротерапия -  здоровьесберегающая технология для младшего дошкольного возраста

                                             Выполнила воспитатель:               

                                                                                                  Никитина Нина Олеговна

                                                                             

                                                                            

                                                              г. Гагарин

                                                                    2019г.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.

У дошкольников ведущий вид деятельности – игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ является игротерапия. (Слайд 2.)

Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, являющийся неотъемлемой частью здоровьесбережения детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающими миром – игра.

Игротерапия является уникальным способом взаимодействия с ребёнком, это путь к раскрытию его «Я» и познания мира. В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты, страхи и параллельно обучаться чему-то новому.

Игротерапия представляет собой погружение взрослого в мир ребёнка. Наблюдение за детьми во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения. (Слайд 3.)

Игротерапия рекомендована, если у детей наблюдаются: страх, детские неврозы, стрессы, замкнутость, тревожность, агрессивное поведение, склонность к упрямству, нежелание, невозможность общаться, фобии, инфантилизм (отставание в развитии), вредные привычки, асоциальность поведения, сверх послушания и т.д. (Слайд 4.)

Задачи игротерапии: способствовать самопознанию ребёнка, формировать адекватную самооценку, формировать способности к эмоциональной саморегуляции, развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности в группе.(Слайд 5.)

Функции игротерапии: диагностика, обучение, терапевтическая функция.

Диагностика. Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности малыша, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми, в частности. Обучение. Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор.

Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно формируется толерантность и адекватное реагирование на происходящее вокруг.(Слайд 6.)

Слайд 7. Требования к игротерапии:

  • игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья детей;
  • пробуждать в детях интерес и желание быть здоровыми;
  • должны стимулировать детей к активным действиям;
  • игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.

Слайд 8. Игротерапия способствует повышению у детей самооценки, развитию коммуникативных навыков, понижению уровня тревожности.

Ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится дружить с другими детьми, осознавая своё «Я», уважая других.

Слайд 9. Игротерапия в зависимости от роли в игре взрослого бывает директивная и недирективная.

Директивная – это направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов.

Слайд 10. Недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.

Слайд 11. По форме организации процесса игротерапия бывает:

  • групповая;
  • индивидуальная.

Слайд 12. По структуре материалов игры делятся на структурированные и неструктурированные.

Слайд 13. Структурированные игры – это игры, когда взрослый обеспечивает для них материал, начинает игру или даёт подсказки. У структурированных игр обычно есть чёткое завершение. Применяются при работе с детьми с 3 лет.

Игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Куклы», «Семья» – побуждают детей к желанию заботиться о ком-то.

Слайд 14. Игры: «Телефон», «Машины», «Путешествие на поезде, пароходе, самолёте» - развивают коммуникативные навыки.

Слайд 15. Игры «Жмурки», «Приведение», «Пчёлки в темноте», «Смелые мыши» - позволяют дошкольникам справиться с боязнью темноты и замкнутого пространства.

Слайд 16. Игры: «Медведь и зайцы», «Кот и мыши», «Волк и козлята» - помогают преодолеть страх перед животными, неуверенность.

Слайд 17. Игры – драматизации, пальчиковые игры способствуют развитию комфортного психологического самочувствия.

Слайд 18. Игры: «Капризная лошадка», «Злые и добрые кошки» - способствует коррекции упрямства.

Слайд 19. Игры: «Сражение», «Каратист» - способствуют открытому выражению агрессии и её коррекции.

Слайд 20. Неструктурированные игры – подвижные игры и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

Слайд 21. В работе по использованию игротерапии, как здоровьесберегающей технологии, мы привлекаем родителей. Проводим консультации, индивидуальные беседы, оформляем папки – передвижки, в которых рассказываем о проведении игр как в детском саду, так и дома. Родители и дети любят такие игры, как: Снеговики. Взрослые с детьми изображают из себя снеговиков, постепенно тающих вплоть до самой лужи.

Слайд 22. Магическое зеркало. Сидя напротив, малыш и взрослый повторяют друг за другом жесты и мимику, как отражения в зеркале.

Слайд 23. Болото. Детям и взрослым нужно перебраться по кочкам с одного берега на другой не «замочив» ноги.

Родители оказывают неоценимую помощь ребёнку, общаясь и играя с ним. Главное – не оставлять малыша один на один с его страхами и проблемами.

В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста игротерапия способствовала улучшению эмоционально – психологического состояния, коррекции агрессивности в поведении, уменьшению, а в некоторых случаях избавлению от детских страхов и тревожности, помогла приобрести навыки в разных видах деятельности, усвоить социальные нормы поведения, улучшить физическое состояние детей.

Слайд 24. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии в младшем дошкольном возрасте"

Презентация "Современные здоровьесберегающие технологии в младшем дошкольном возрасте"...

КАРТОТЕКА дыхательных упражнений (здоровьесберегающая технология) для младшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида»    КАРТОТЕКАдыхательных упражнений(здоровьесберегающая технология)...

КАРТОТЕКА дыхательных упражнений (здоровьесберегающая технология) для младшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКАдыхательных упражнений(здоровьесберегающая технология)для младшего дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА дыхательных упражнений (здоровьесберегающая технология) для младшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКАдыхательных упражнений(здоровьесберегающая технология)для младшего дошкольного возраста...

Выступление на районном семинаре Доклад Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Доклад на районном семинареТема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...