Использование простейших авиамоделей в объединении технического моделирования и конструирования
статья (подготовительная группа)

Исаева Наталия Евгеньевна

Техническое моделирование и конструирование – это творческие процессы, способствующие познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивающие конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.Занятия авиамоделированием, как вид технического творчества решают проблему занятости детей, прививают и развивают такие черты характера, как терпение, аккуратность, выносливость, силу воли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aviamodelirovanie_v_dou.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок»

Выступление на августовской педагогической конференции работников образования

Тамбовского района в 2019 году

Секция «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы: внедрение инноваций и обеспечение качества образования»

Тема:

«Использование простейших авиамоделей в объединении технического моделирования и конструирования в МАДОУ «Детский сад «Колосок»

Автор: Исаева Наталия Евгеньевна,

воспитатель

2019 год

Использование простейших авиамоделей в объединении технического моделирования и конструирования в МАДОУ «Детский сад «Колосок»

Автор: Исаева Н.Е., воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Колосок»

Дополнительное образование детей - важнейшая составляющая современного образовательного пространства. 

Среди всех направлений дополнительного образования особое внимание в современных условиях требует детское техническое творчество. Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.

Разумно организованное техническое творчество детей как нельзя лучше отвечает социальному заказу. Посредством включения в различные виды технического творчества можно добиться гармоничного политехнического развития ребёнка, развития детской одаренности в сфере конструкторской и изобретательской деятельности, формирования психологической готовности к самостоятельной трудовой деятельности, создания базового уровня трудовой культуры.  

Поскольку интерес к техническому творчеству наиболее ярко выражен у детей, то начинать готовить будущих инженеров необходимо уже с  детского  сада, затем в школе.

В жизни ребёнка всего два периода — 5 и 12 лет, когда у него проявляются технические наклонности. Если в этих возрастах он не занимался техникой, не держал её в руках, он никогда не выберет профессию инженера. Задача педагогов:  определить профессиональные склонности ребёнка на раннем этапе.

Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает в детском саду. Конструирование и моделирование, как виды технического творчества, в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определены как компоненты обязательной части программы, виды деятельности, способствующие развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать.

Техническое моделирование и конструирование – это творческие процессы, способствующие познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивающие конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.

Ярким примером технического творчества служат занятия авиамоделированием, на которых воспитанники в процессе изготовления своих моделей узнают историю их создания, конструкцию и технологию изготовления, познают современные, передовые технические решения, знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов и таким образом приобретают очень полезные в жизни практические навыки.

Постройка летающих моделей – первый шаг по пути в «большую авиацию». Но дети становятся на этот путь задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии. Для них авиамоделизм – это, прежде всего увлекательная игра. Вряд ли он так бы интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста потому что, он дает возможность практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели понятны взрослым, понятны старшеклассникам, а детей привлекает не столько познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, т.е. играть в авиацию. Не будет преувеличением утверждение о том, что ребенок, запустивший в воздух модель самолета, мысленно сам управляет его, вернее – настоящим самолетом!

Важнейшей целью изготовления моделей летательных аппаратов, как и вообще занятием техническим творчеством, надо считать приобщение как можно раньше к активному труду, творческой мысли и изобретательству.

Обучение авиамоделированию начинается в старшей группе, т.к. у дошкольников уже достаточно развита мелкая моторика, координация движений рук. В этом возрасте дети учатся сгибать бумажный лист вчетверо, разрезать детали по сгибу. Ребята успешно комбинируют в поделке различные формы материала. У воспитанников старшей группы уже хорошо развито пространственное мышление, они разбираются в различных техниках. В процессе конструирования совершенствуется репродуктивная деятельность (работа по образцу), но в то же время педагог стимулирует творческую фантазию детей — побуждает их вносить в поделку свои отличительные особенности, предоставляет выбор материала разного цвета и фактуры. Авиамоделирование  в старшей группе предполагает постепенное усложнение заданий, а также их разнообразную тематику.

В подготовительную группу дошкольники приходят уже со сформированным набором умений и навыков, необходимых для бумажного конструирования. Поэтому в данном возрасте первостепенное значение уделяется развитию творческой фантазии. Дети подводятся педагогом к пониманию выразительных возможностей видов бумаги, разных по фактуре. Кроме того, ребята учатся работать по разметке — сгибать и разрезать заготовки по намеченным воспитателем пунктирным линиям. Главной целью занятий авиамоделированием на этом этапе является воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости в работе, стремление сделать модель правильно, прочно, надежно и красиво, чтобы каждая построенная модель была действительно летающей. 

Изначально конструирование осуществляется из бумаги, картона, природного и бросового материала, деревянного конструктора по схеме и по замыслу. Наряду с традиционным деревянным конструктором, дети выполняют постройки из пластмассового конструктора, а также с увлечением занимаются конструированием из бумаги по типу оригами. 

Учитывая опыт работы объединения начального технического конструирования и моделирования в ДОУ, мной были разработаны методические рекомендации «Изготовление простейших летательных моделей». Простейшие авиамодели распределены по принципу «от простого – к сложному» и включают в себя: бумажные авиамодели, элементарные контурные модели и авиамодели из полипропилена. Схемы моделей из полипропилена можно использовать при проведении мастер-классов, совместных родительских собраний или работы кружка, где дети занимаются совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Начальное техническое моделирование" технической направлености

Дополнительная общеразвивающая программа...

Дополнительная образовательная программа «Техническое моделирование и конструирование с дошкольниками»

Дополнительная программа "Техническое моделирование и конструирование с дошкольниками"...

СЦЕНАРИЙ детско-взрослого мероприятия по техническому моделированию с использованием системно-деятельностного подхода, Смарт - доски «Сказка- это детство!» с детьми старшего дошкольного возраста

Продолжать развивать умение детей конструировать по наглядным схемам, используя конструктор по образовательной робототехнике «FUN&BOT»...

Применение дистанционных форм обучения детей дошкольного возраста "Техническому моделированию и конструированию".

Идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также  п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начально техническое моделирование (с элементами художественного конструирования) «Конструирование и моделирование»

Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальност...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ LEGO -КОНСТРУИРОВАНИЕ"

Деятельность – это первое условие развития у воспитанников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в...