Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».
консультация
Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_problemy_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида № 45
Консультация для педагогов
«Современные проблемы дошкольного образования.
Инклюзивное образование в ДОУ».
Современные проблемы дошкольного образования.
Инклюзивное образование в ДОУ.
Инклюзивное образование - это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется:
- Конституцией РФ,
- федеральным законом «Об образовании»,
- федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»,
- Конвенцией о правах ребенка
- Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно - образовательный процесс.
В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало, кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.
Озвучиваются разные подходы понимания инклюзивности, при этом исследователи темы разделяют основной посыл: детям с физическими и психическими особенностями важно контактировать с другими детьми.
Используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. На настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.
Можно отметить и практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп. Педагог оказывается безоружным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, соответствующих задачам инклюзивного обучения.
Трудностью на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении, является психологическая неготовность педагогического состава к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.
До сих пор воспитатели детских садов ориентировались в основном на стандарты образовательной программы – внешнюю опору, в соответствии с которой разворачивалась их работа с детьми, а дети, используя свой личный ресурс, приспосабливались к этой программе. Но теперь в детских садах стало появляться все больше детей, у которых нет такого внутреннего ресурса. Поведение этих детей кажется странным, «ненормальным», и часто педагоги, сталкиваясь с этой «странностью», рекомендуют родителям сходить на консультацию, проверить ребенка и, желательно, перевести его в другое, специализированное учреждение. До сих пор перевод детей с особенностями развития в специализированные учреждения был достаточно распространенной практикой.
Теперь новые законы говорят нам о том, что все дети имеют равные права, поэтому дело образовательного учреждения – найти необходимый ресурс, чтобы обеспечить каждому ребенку наилучшие условия для развития. В идеале родители должны иметь возможность выбирать, где учиться их ребенку, и любые индивидуальные особенности детей должны учитываться в любом образовательном учреждении.
Речь идет о необходимости воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, а так же знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
В тоже время, сам процесс, включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным.
Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Организация жизнедеятельности детей в инклюзивной группе дошкольного учреждения опирается на решение следующих задач:
1.создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
2.формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
3.формирование умения поддерживать друг друга;
4.развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
5.активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
6.развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
7.формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Следующая сложность, которая возникает при включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями это изменения образовательной среды, что подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка. (Например, если приходит ребенок с физическими нарушениями, планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду: все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за столом, прогулки, двигательные занятия), педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми). Очевидно, что данное условие требует материальных вложений, что не всегда становится возможным в некоторых детских садах.
Таким образом, инклюзивное образование в дошкольном общеобразовательном учреждении сталкивается сегодня с серьезными проблемами:
- отсутствие нормативно-правовой базы,
- психологическая неготовность педагогических кадров к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья,
- отсутствие финансирования - это достаточно затратный процесс.
.Основная цель дошкольного образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями, поэтому при принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении должны быть учтены следующие условия:
- наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), родители которых готовы привести их в этот детский сад;
- психологическая готовность руководителя и коллектива к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
- наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов);
- наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды;
- возможность повышения квалификации педагогов в данном аспекте.
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждение
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении.
В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность, поэтому в современном обществе воспитание нравственности и патриотизма, а также воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать развивать с дошкольного возраста.
Таким образом, цели и задачи инклюзивного образования могут быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
Актуальность инклюзивного образования в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство. Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.
Организация инклюзивного образования в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.
Обеспечить индивидуальность подхода;
- Поддерживать самостоятельную активность ребёнка;
- Включать в процесс всех участников;
- Использовать междисциплинарность в образовании;
- Варьировать методы в ходе обучения и воспитания;
- Взаимодействовать с семьёй;
- Развивать образовательную модель детского сада.
Однако такое обучение — серьёзный вызов. Организация инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС — процесс, требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в головах у людей.
Проблемы инклюзивного образования в ДОУ
В России, в отличие от других европейских стран, инклюзивне образование вышло на передний план не так давно. Сложностей, с которыми сталкиваются учреждения в процессе перехода на такую модель пока много и важно учиться с ними работать:
- Нет единой системы действий — всероссийской программы, которая бы позволила чётко и последовательно реализовать план по социальной интеграции;
- Недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда их нехватка и низкий уровень подготовленности;
- Разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с особенностями, а потому наладить образовательный процесс сложно;
- Нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях
- Законодательство слабо применимо;
- Отсутствуют специальные методики;
Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ
Просто взять и разместить ребёнка с особенностями среди других детей — не метод. Важным условием нормального функционирования инклюзивного подхода является в частности план сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ.
Индивидуальное сопровождение ребёнка с ОВЗ в ДОУ — это контроль и обеспечение полной комфортной интеграции ребёнка в группе. Отдельный тьютор помогает решать ребёнку проблемы, при необходимости успокаивает, поддерживает. Сопровождение ребёнка — это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психологическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ребёнком, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. И, что важно, не забывать контролировать результаты работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий.
Подводя итог, стоит обозначить основные проблемы, которые препятствуют успешности инклюзивного образования на территории России на сегодняшний день.
- Во-первых, не существует всеобщей всероссийской системы.
- Во-вторых, не обеспечивается соответствующее обучение необходимых специалистов.
- В-третьих, в существующих ДОУ отсутствуют условия для внедрения инклюзивного образования.
Ну, и не стоит забывать о том, что в большинстве ДОУ нет соответствующего медицинского сопровождения, не ведется работа над разработкой специальных методик, а также нет сопутствующего законодательства в вопросах детей-инвалидов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Современные подходы и проблемы адаптации детей с ОВЗ к ДОО в условиях инклюзивного образования"
Проблемы введения инклюзии в общеобразовательные учреждения...
Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ.
laquo;Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это г...
Консультация для педагогов «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»
Доклад раскрывает «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»...
Консультация для педагогов "Современные проблемы взаимодействия детского сада с родителями"
В данной консультации рассматриваются проблемы взаимодействия современного детского сада и семьи. Сложности в установлении продуктивного взаимодействия с семьями....
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...
Консультация для педагогов «Современные проблемы речевых трудностей у детей»
В современных условиях развития общества, в век информационных технологий, когда в каждом доме, в каждом виде деятельности человека существует проблема неразвитой речи подрастающего поколения...