Консультация для педагогов: «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» 2024г.
материал
Консультация для педагогов: «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» 2024г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
Подготовила и провела:
воспитатель
Никифорова М.С.
2024г.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время очень актуальна, так как именно от характера взаимодействия педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с детьми будут складываться и дальнейшие результаты работы ДОУ по всем направлениям развития, воспитания и образования детей.
Почему именно с родителями?
- Во-первых, это веяние времени, т. е. именно родители несут ответственность за развитие своих детей, мы являемся «соавторами» этой работы.
- Во-вторых, педагоги прекрасно понимают, что педагогическая культура родителей может быть не на самом высоком уровне, мы можем учить, прививать, объяснять как хорошо или полезно, а наглядный пример в виде родителя говорит обратное, соответственно и результаты будут плачевные.
Поэтому хотелось бы, чтобы был создан такой государственный институт семьи, где пропагандировалась бы полная ответственность не только за будущее своих детей, но прежде всего за свое будущее. Чтобы родители знали и рассчитывали в будущем только на то, что они вложили в своих детей в виде «накопительного капитала», выраженного в любви, уважении и заботе.
Нельзя быть во всем потребителем: чтобы что-то получить, нужно, в первую очередь, научиться отдавать.
Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер. Вот и вырастают эти дети хорошо одетыми, обеспеченными, но злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому научиться взаимодействовать ДОУ с семьей – одна из главных задач детского сада.
Жизнь вокруг нас очень быстро меняется, и дети становятся совсем другими. А что же надо современному ребенку? Да то же самое, что нужно ребенку и во все времена: его надо любить, постараться понять и принять его таким, какой он есть. И, как не странно, мы педагоги, порой принимаем и стараемся помочь откорректировать ту или иную проблему в развитии ребенка, а родители не видят, или не хотят замечать проблем, с которыми сталкивается их ребенок, особенно если его развитии не как у всех…
Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.
В связи с таким положением появился термин «семьи группы риска», которые нуждаются в особой поддержке.
«Семья социального риска» - семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов (Л. М. Шипицына - ректор Института специальной педагогики и психологии )
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшее человека:
- семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;
- семья влияет на формирование психологического пола ребенка;
- семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет ее успешность;
- семья имеет важное значение в овладении человеком социальных норм, определяющих исполнение им семейных ролей;
- в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека;
- семья играет большую роль в процессе социальной адаптации человека.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что сотрудникам ДОУ надо приобрести профессиональные коммуникативные педагогические умения, а затем перейти к партнерскому взаимодействию ДОУ и семьи.
Что можно ожидать от такого взаимодействия с родителями?
- осознанного участия родителя в совместной образовательной деятельности детского сада и объединения интересов семьи и ДОУ;
- повышения педагогической культуры родителей;
- создания условий для успешной социализации детей дошкольного возраста для успешной адаптации в школе;
- самое главное, необходимо добиться психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Какие формы работы могут помочь?
Формы работы с родителями:
I.Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей
• родительские собрания
• семинары
• консультации
• вечера для родителей
• кружки для родителей
• круглый стол
• мастер-классы
- совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
• Дни открытых дверей
• КВН
• викторины
• праздники
• родительские собрания
• выпуск газеты
• посиделки
• соревнования
2. Индивидуальные
• беседы
• посещения детей на дому
• выполнение индивидуальных поручений
3. Наглядно-информационные
• информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
• информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
• организация режима ребёнка, его игр, труда, занятий.
Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенный результат: они будут активнее участвовать в жизни детского сада.
Условная классификация современных родителей:
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим:
- хороший присмотр и уход за ребенком;
- полноценное развитие;
- оздоровление;
- обучение и воспитание;
- организация интересного досуга
Задача педагога – организовать, так называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике)
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками, не хотят лишать ребенка:
- полноценного общения;
- игр со сверстниками;
- развития и обучения.
Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами ждут от детского сада:
- интересного общения со сверстниками;
- получения навыков поведения в коллективе;
- соблюдения правильного режима дня;
- обучения и развития
Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
В планировании содержания работы с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Можно раскрыть типичные проблемы во взаимодействии педагогов ДОУ и родителей, выделить такие часто встречающиеся типы родительского отношения (в основном мам).
«Пассивный родитель» — он следует внутренней позиции «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваша работа, а мне это ни к чему».Обычно характерна эта позиция для обеспеченных, но занятых родителей. Которые перепоручают своих чад заботам профессионалов. Обычно это дети, лишенные теплого эмоционального контакта со своими родителями.
«Избегающий проблем родитель» — такой родитель, словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребенком «все в порядке», даже если специалисты (психологи, медики, воспитатели) советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники. Для таких родителей характерно в некоторых случаях утаивание очень важной медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь ребенку. Такой родитель не желает видеть даже очевидных фактов, например, результатов тестирования, обследований, проведенных психологом, мед работником, педагогом ДОУ. В крайнем случае, родитель может ответить: «Это тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, а у меня нормальный ребенок». Родитель также может панически бояться разглашения диагноза, поэтому работнику ДОУ необходимо установить с ним особо доверительный контакт, чтобы он поверил в безопасность обращения к специалистам за помощью. Иначе ребенку невозможно вовремя помочь.
«Агрессивно-недовольный» — родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками данного ДОУ. Такое поведение родителей может негативно сказаться на отношениях их ребенка с воспитателем, который начинает бояться постоянных конфликтов.
«Надменный интеллектуал» — родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка. Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему покажется, что специалист недостаточно авторитетен и вообще «не его поля ягода». В таких случаях «снобизм» родителя может быть нейтрализован созданием более официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего рекомендации более очевидна. За всеми этими типами поведения родителей на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по отношению к ребенку, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь раскрыть свои истинные чувства, разрушить свои стереотипы.
К сожалению в таких случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной помощи до тех пор, пока родители не изменят отношения к проблемам своего ребенка.
Подобные тенденции проявляются особенно часто, если ребенок единственный, очень дорог или на него возлагаются особые надежды. Родителям в этом случае бывает трудно признать, что с их чадом что-то не так. Таким образом, несогласованность в действиях педагога и родителей может быть одной из причин дезадаптации ребенка в саду, неэффективности педагогических воздействий воспитателя.
Воспитатель и родители могут совершенно по-разному, а иногда ошибочно смотреть на одну и ту же проблему ребенка – детский онанизм, робость, упрямство, агрессивность. От воспитателя требуются навыки конструктивного диалога с родителями по проблемам воспитания и развития ребенка.
Несмотря на то, что в детских садах много прекрасных педагогов, остается довольно много негативных моментов в работе воспитателей. Это игнорирование мнения родителей, недооценка их опыта и условий семейного воспитания ребенка, превознесение собственных педагогических успехов и заслуг, раздача «ярлыков» и детям, и их родителям («яблоко от яблони»., «его уже не исправишь», «ему нужен другой сад», «у таких родителей такой ребенок, ничего удивительного».) и т. д. Среди воспитателей можно наблюдать следующие типы поведения:
«Воспитатель родителей» — для такого воспитателя родители тоже дети, которым требуется все объяснить, которые, по мнению воспитателя, менее компетентны, так как «не занимаются своими детьми целый день». Среди них бывают и «теплые» педагоги, которые сочувствуют родителям в их проблемах с ребенком, но все равно смотрят на них свысока. Для таких воспитателей характерно не учитывать опыт семьи, в которой живет ребенок, считать свой опыт единственно правильным. Как ни странно, но носителями этого стиля отношений часто являются не только пожилые, но и довольно молодые работники.
«Закрытые воспитатели» — не хотят внимания к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, заведующей, родителей. Не слишком балуют родителей информацией об их детях. Скованны, немногословны со взрослыми, но более комфортно чувствуют себя среди детей, сосредоточены на своей работе, исполнительны.
«Интеллектуалы» - воспитатели, которые больше уделяют внимания развитию у детей мыслительной сферы, но не эмоций и чувств, игнорируют коммуникативную деятельность детей. Им не очень свойственно учитывать и понимать эмоциональную мотивацию поведения ребенка. В своей работе такие воспитатели уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом. Это связано во многом с их собственными личностными характеристиками и предпочтениями, личным эмоциональным опытом.
«Дисциплинщики» — требуют педантичного выполнения режима, правил поведения. Порицание детей происходит в основном за нарушение дисциплины и порядка. Спонтанные проявления ребенка не приветствуются, так как любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается как нарушение нормативного поведения. Тишина и порядок без ярких проявлений инициативы ребенка – для такого воспитателя превыше всего. Тихие и послушные дети являются любимчиками, зато гиперактивные дети часто наказываются как нарушители спокойствия. Претензии к родителям у такого воспитателя касаются в основном дисциплины и послушания ребенка.
Другой проблемой, которая затрудняет создание эмоционально комфортных условий для развития и пребывания ребенка в детском саду, является непонимание взрослыми (воспитателем, родителем, педагогом) особенностей эмоционально-потребной сферы ребенка.
К сожалению, непонимание потребностей ребенка взрослыми, как родителями, так и воспитателями, приводит к постепенному накоплению у детей неудовлетворенности, общей апатии, исчезновению интереса к занятиям, угасанию познавательной мотивации.
Кроме проблем со взрослыми, у ребенка возникает масса трудностей в общении со сверстниками, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок может остро переживать, если его не принимают в игру, если он изгой в группе. Переживания ребенка редко волнуют взрослых, они не придают им особого значения в понимании поступков и поведения ребенка, а также своей роли в них.
Итак, чтобы обеспечить действительно комфортные, развивающие условия для ребенка в детском саду, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, а не только представления взрослых о том, чего хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. Это на самом деле гораздо труднее для педагога, так как требует от него самого большей раскованности, творчества, смелости, доверия к ребенку, его родителям, коллегам по работе.
В своей работе мы сталкиваемся с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, детском учреждении, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития. Вместо этого делается большой упор на образовательные, учебные моменты во взаимодействии с ребенком в ДОУ, да и во многих семьях тоже. Таким образом взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.
Создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, участвующих в этом процессе, без понимания роли эмоций для взаимодействия с ребенком и развития его природного потенциала, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально комфортного общения как между самими взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Такие задачи под силу сплоченному творческому коллективу, где люди понимают друг друга
В заключение хотелось бы добавить , чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-тренинг для педагогов «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
Эта консультация-тренинг направлена на помощь педагогу по взаимоотношению с семьями воспитанников. При помощи тренингов воспроизводятся проблемные ситуации, которые возникают у педагогов при взаимоотн...

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».
Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ»....

Консультация для педагогов "Современные подходы и проблемы адаптации детей с ОВЗ к ДОО в условиях инклюзивного образования"
Проблемы введения инклюзии в общеобразовательные учреждения...

Консультация для педагогов «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»
Доклад раскрывает «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»...

Консультация для педагогов "Современные проблемы взаимодействия детского сада с родителями"
В данной консультации рассматриваются проблемы взаимодействия современного детского сада и семьи. Сложности в установлении продуктивного взаимодействия с семьями....

Консультация для педагогов «Современные проблемы речевых трудностей у детей»
В современных условиях развития общества, в век информационных технологий, когда в каждом доме, в каждом виде деятельности человека существует проблема неразвитой речи подрастающего поколения...
