Консультация для педагогов «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»
консультация

Переверзева Людмила Викторовна

Доклад раскрывает «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Радуга»

г. Мичуринска Тамбовской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

на тему:  «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»

г. Мичуринск 2022

Художественно-эстетическое воспитание, являясь неотъемлемой частью формирования духовного мира, нравственного облика, художественных способностей, творческого мышления современного человека, становится одной из необходимых предпосылок повышения культуры общества. Оно способствует формированию личности, развитию эстетических потребностей, вкусов, взглядов, отношений к окружающей действительности и миру искусства. Оно дарит счастье владения языком искусства, красоты, художественного творчества.

С рождения ребенок попадая в мир любви, добра и красоты получает первый эстетический опыт. Эстетическое сопровождает человека всю его жизнь как красота природы и всего окружающего. Этот мир красоты вокруг нас, в основе которого лежит гармония и совершенство, разнообразие образов и объектов, впечатлений и переживаний подтолкнул человечество к созданию искусства. Чтобы увидеть, понять, оценить это человек должен обладать определенными знаниями и умениями, которые он накапливает с самого раннего детства.

Формирование основ художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании продиктовано ФГОС ДО и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Одной из задач деятельности дошкольного образования является приобщение ребенка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусство народов земли, изучение художественных традиций родного края, через полноценное творчество и сотворчество, восприятие и создание художественных образов. Деятельность педагога должна быть направлена на создание условий для осуществления художественно-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях, на то, чтобы помочь ребенку войти в мир художественно-эстетических явлений с точки зрения реальной жизни, помочь его адекватному восприятию, переживанию, оценке и анализу. Важно побуждать детей к творческой деятельности, способствовать её развитию, в соответствии с возрастными возможностями дошкольников и обучению их приемам эстетического самовыражения. Нельзя забывать о развитии, а иногда и формировании художественно эстетического сознания, ценностей, направленности у родителей, как важнейшего условия успешности педагогического процесса.

В Программе «От рождения до школы» в соответствии с которой работает наше дошкольное образовательное учреждение в содержательном разделе прописаны задачи в области изобразительной деятельности «Рисование» для каждого возраста ребенка. Педагог, на плечи которого ложится решение поставленных задач, сам должен стать примером, образцом для подражания и уважения.

Профессия воспитателя требует от человека неустанной работы, душевной щедрости, всесторонних знаний и умений. Для того чтобы включить ребенка в активную художественно - творческую деятельность, постепенно повышая уровень самостоятельности в ней, обеспечивая внутренний настрой личности через создание атмосферы общей радости, совместных переживаний в процессе общения с искусством воспитатель должен совершенствовать свое педагогическое мастерство. Во многом эстетическое воспитание дошкольников зависит от того, как взрослые рядом с ним понимают и осуществляют эту работу, насколько богат их накопленный эстетический опыт. В работе педагога эстетический опыт должен постоянно пополняться, развиваться, тогда он будет успешно реализоваться в его профессиональной деятельности.

Сегодня в области художественно-эстетического воспитания появилось много нового, позитивного. Большой выбор разнообразных дидактических, демонстрационных, художественных материалов, инструментов, источников информации, привлечение профессиональных художников, дизайнеров, для создания воспитательно-образовательной среды в дошкольных учреждениях, разнообразнее стал и архитектурный облик детских садов. В настоящее время высокий уровень качества характеризует полиграфическую и цифровую печать, более совершенными стали технические средства обучения. Педагогические объединения, форумы, консультации, мастер - классы, тематические курсы интерактивных технологий в образовательном процессе, способствуют повышению уровня педагогических кадров. Более открытыми, эмоциональными стали и педагоги, и их воспитанники, и родители. Появились интересные разработки по эстетическому воспитанию в области современных технологий обучения и воспитания, интеграции художественных областей, выставочные технологии, развивается музейная педагогика для дошколят, расширилась сфера дополнительного образования и др.

Однако, немало и проблем в области художественно-эстетического воспитания, многие из них не новы, не обращать на них внимания нельзя, поэтому мы отмечаем и их:

- в практике ДОУ задачи эстетического воспитания рассматриваются как вторичные;

- эстетические задачи, средства их достижения недостаточно активны и востребованы;

- приобретенные детьми знания и умения не всегда бывают востребованы в семье в повседневной жизни дошкольного учреждения;

- современные художественные материалы в массовом дошкольном учреждении применяются редко и не всегда они достойного качества;

-  тематика образовательной деятельности художественные технологии методы и приемы используются нередко однообразные;

- многие воспитатели чрезмерно увлекаются нетрадиционными приемами изображения, забывая о том, что традиции первичны;

- специальная литература, Интернет-ресурсы допускают неточности, ряд материалов не учитывает возрастные особенности и возможности детей;

- особенно тревожит, что живой показ последовательности выполнения художественной работы, демонстрация произведений искусства заменяются виртуальными технологиями, иллюстративным рядом;

- очень популярны, стали игровые приемы обучения, это конечно само по себе замечательно, но когда обучение доминантно заменяется игрой, оно менее эффективно, многие педагоги считают, что обучение дошкольника всегда должно быть легким, занимательным, забывая о том, что любая деятельность это труд, и в эстетическом воспитании важен волевой компонент;

- не всегда возникает взаимопонимание с родителями, коллегами, администрацией;

- неоднозначно положение педагогов дополнительного образования, сокращаются изостудии;

- качество и уровень массовой культуры оставляет желать лучшего, а известно, что нетребовательность в удовлетворении эстетических запросов может нанести невосполнимый урон духовному развитию человека.

Не все гладко и в системе подготовки будущих воспитателей.

Сокращение учебных часов, предметов художественно- эстетического цикла, замена практических занятий теоретическими, опережающая учебная практика, на практических занятиях группа не делится на подгруппы, низкий уровень базовой школьной подготовки ведут к снижению качества образования будущих педагогов. Печатные источники и Интернет ресурсы не всем доступны в полном объеме, техническое оснащение учебных кабинетов не всегда соответствует современным требованиям и т. д.

Но, на фоне вышеизложенного, неизменным остается смысл художественно-эстетического воспитания - пробуждение и развитие определенного эстетического отношения человека к действительности, к явлениям общественной жизни, к человеку, к природе, к произведениям искусства, в побуждении человека к творчеству, во всех областях его жизни и деятельности, организации мира вокруг себя по законам красоты и добра.

От того, каким будет художественно-эстетическое воспитание сегодня и завтра, какие и как будет решать задачи, на какие ценности ориентировать подрастающее поколение, какие условия будут для осуществления этой деятельности, во многом будет зависеть уровень образованности, воспитанности и духовной культуры будущих поколений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: старший воспитатель Переверзева Людмила Викторовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Радуга» г.Мичуринска Тамбовской области «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Слайд 2

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям . . В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Формирование основ художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании продиктовано ФГОС ДО и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Слайд 4

Одной из задач деятельности дошкольного образования является приобщение ребенка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусство народов земли, изучение художественных традиций родного края, через полноценное творчество и сотворчество, восприятие и создание художественных образов. Деятельность педагога должна быть направлена на создание условий для осуществления художественно-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях, на то, чтобы помочь ребенку войти в мир художественно-эстетических явлений с точки зрения реальной жизни, помочь его адекватному восприятию, переживанию, оценке и анализу.

Слайд 5

Инновации в области художественно-эстетического воспитания Большой выбор разнообразных дидактических, демонстрационных, художественных материалов, инструментов, источников информации, привлечение профессиональных художников, дизайнеров, для создания воспитательно -образовательной среды в дошкольных учреждениях, разнообразнее стал и архитектурный облик детских садов. В ысокий уровень качества характеризует полиграфическую и цифровую печать, более совершенными стали технические средства обучения. Педагогические объединения, форумы, консультации, мастер - классы, тематические курсы интерактивных технологий в образовательном процессе, способствуют повышению уровня педагогических кадров. Появились интересные разработки по эстетическому воспитанию в области современных технологий обучения и воспитания, интеграции художественных областей, выставочные технологии, развивается музейная педагогика для дошколят, расширилась сфера дополнительного образования и др.

Слайд 6

Проблемы в области художественно-эстетического воспитания в практике ДОУ задачи эстетического воспитания рассматриваются как вторичные; эстетические задачи, средства их достижения недостаточно активны и востребованы; приобретенные детьми знания и умения не всегда бывают востребованы в семье в повседневной жизни дошкольного учреждения; современные художественные материалы в массовом дошкольном учреждении применяются редко и не всегда они достойного качества; тематика образовательной деятельности художественные технологии методы и приемы используются нередко однообразные; многие воспитатели чрезмерно увлекаются нетрадиционными приемами изображения, забывая о том, что традиции первичны ;

Слайд 7

Проблемы в области художественно-эстетического воспитания специальная литература, Интернет-ресурсы допускают неточности, ряд материалов не учитывает возрастные особенности и возможности детей ; особенно тревожит, что живой показ последовательности выполнения художественной работы, демонстрация произведений искусства заменяются виртуальными технологиями, иллюстративным рядом ; очень популярны, стали игровые приемы обучения, это конечно само по себе замечательно, но когда обучение доминантно заменяется игрой, оно менее эффективно, многие педагоги считают, что обучение дошкольника всегда должно быть легким, занимательным, забывая о том, что любая деятельность это труд, и в эстетическом воспитании важен волевой компонент ; неоднозначно положение педагогов дополнительного образования, сокращаются изостудии

Слайд 8

Смысл художественно-эстетического воспитания - пробуждение и развитие определенного эстетического отношения человека к действительности, к явлениям общественной жизни, к человеку, к природе, к произведениям искусства, в побуждении человека к творчеству, во всех областях его жизни и деятельности, организации мира вокруг себя по законам красоты и добра. От того, каким будет художественно-эстетическое воспитание сегодня и завтра, какие и как будет решать задачи, на какие ценности ориентировать подрастающее поколение, какие условия будут для осуществления этой деятельности, во многом будет зависеть уровень образованности, воспитанности и духовной культуры будущих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по освоению детьми 4 -7 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо освоению детьми 4 -7 летобразовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования ...

Консультация для воспитателей "Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Она сп...

Проблема духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании

Долгое время вопросы духовного становления личности ребенка, воспитания в православных традициях ставились на второй план, уступая место традиционной манере обучения. Однако, с прошествием времени ста...

Консультация для воспитателей «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка....

Консультация для педагогов "Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДО"

Консультация для педагогов "Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДО"...

Консультация для педагогов «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ»

Консультация для педагогов «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ»...

Консультация для педагогов: Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДО

Актуальность темы. Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны с...