Проблема духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании
статья на тему

Долгое время вопросы духовного становления личности ребенка, воспитания в православных традициях ставились на второй план, уступая место традиционной манере обучения. Однако, с прошествием времени становится ясно какую важную роль играет духовное начало в образовательном процессеи какой пробел в данной области придется заполнять сегодняшним педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании.

«Особая сфера воспитательной работы-

ограждение детей, подростков и юношества от

одной из самых больших бед- пустоты души, бездуховности…

Настоящий человек начинается там где есть святыни души…»

В.А.Сухомлинский.

Долгое время вопросы духовного становления личности ребенка, воспитания в православных традициях ставились на второй план, уступая место традиционной манере обучения. Однако, с прошествием времени становится ясно какую важную роль играет духовное начало в образовательном процессеи какой пробел в данной области придется заполнять сегодняшним педагогам.

Сложно говорить  о такой тонкой материи, как духовно-нравственное воспитание дошкольников сухим языком науки. Однако, и к данной области социально-коммуникативного развития применимы все педагогические приемы и методики, которые поспособствовали бы нравственному становлению личности ребенка. Поэтому, как и многие другие образовательные области и их компоненты - духовно-нравственное воспитание нужно понимать как слияние приемов, методов и знаний науки педагогики и личного, морального вклада педагога.

Таким образом, прежде всего, необходимо обратить внимание на себя, заглянуть в свои души и мысли: Какова наша гражданская позиция? Наши ценности? Моральный облик?

 Специфика образовательной области «социально-коммуникативное развитие» заключается в том, что мы сможем научить чему-то детей, воспитать в них моральные и нравственные качества только в том случае, если сами разделяем и понимаем их ценность. Только искренняя заинтересованность и личный пример смогут помочь педагогу  в духовно-нравственном воспитании дошкольника.

Актуальность данного вопроса сложно переоценить:

В информационный век личность каждого человека, а ребёнка особенно, находится под постоянным воздействием различных потоков информации. Во всех СМИ идет массированная пропаганда культа насилия, жестокости, праздности, что вызывает различные негативные явления в молодёжной среде. Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей.

В структуре основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  нравственное воспитание является компонентом образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Посмотрим, какие цели и задачи ставит перед нами программа:

1.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка.

2. Формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

3. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

4. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно решать конфликты со сверстниками.

Исходя из целей и задач, дадим определение «духовно-нравственному воспитанию».

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Как организовать духовно-нравственное воспитание.

Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа.

Духовно-нравственное воспитание должно пропитывать всю деятельность, которую осуществляет педагог с детьми. В режимных моментах или в непосредственно образовательной деятельности необходимо всегда находить место для нравственного воспитания дошкольников.

Вежливое обращение к сверстникам и старшим.

Регулярно акцентируйте внимание детей на вежливом и уважительном отношении к старшим. К воспитателю и другим работникам детского учреждения дети должны обращаться исключительно на «Вы», по имени и отчеству. Первоначально эти уроки вежливости будут носить характер напоминаний, поучений, но в дальнейшем, по мере усвоения ребенком простейших правил поведения в социуме они перерастут в привычное общение.

Уважение и почитание родителей - один из постулатов, на которых строится благополучное духовное состояние человека. Поэтому, необходимо регулярно акцентировать внимание детей на данной теме. В ходе бесед и при удобном случае рассказывать детям о том, как они могут показать любовь, уважение к своим родителям, бабушкам и дедушкам.  За какими, казалось бы, простыми и повседневными делами скрывается выражение истиной любви и желание помочь ближнему.(Самому разуться, принести маме(папе, дедушке…) то, что они попросили, прибрать игрушки в комнате без напоминания взрослых, не капризничать  и т.д.) Здесь же можно сказать о трудовом воспитании. Как известно, формирование позитивных установок к различным формам труда положительно скажется на таких качествах личности как: воля, терпение, целеустремленность, настойчивость, желание творить, помогать, уважать чужие усилия,  созидать.

Любые правила и нормы, о которых вы повествуете детям и которые связаны с духовно-нравственным воспитанием, не должны носить форму запрета. Иначе, они не будут восприниматься ребенком должным образом, не будет понят смысл, сама суть того, почему не должно или должно быть совершено то или иное действие. Необходимо доходчиво  последовательно объяснить ребенку причинно-следственную связь событий, к которым приведет его действие (бездействие).

Закладывая основы духовности, нравственности на «механическом» уровне, мы формируем модель поведения дошкольника.

Еще один постулат духовно-нравственного воспитания - это любовь к Родине. Это понятие очень широко и включает в себя множество компонентов (ценностей), формирующих личность дошкольника:

  • Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; долг перед Отечеством
  • Справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка,  здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • Ощущение себя в коллективе, стремление к сплоченности, коллективизм

Изучение Родного края, рассматривание иллюстраций и фотографий России, беседы и информацию о родном городе стоит подкреплять положительными установками о любви, гордости за свою Родину, великих людей, родившихся на этой  земле. Необходимо пробудить в дошкольниках желание подражать положительному примеру,  донести до сознания детей, что трудиться, учиться, слушать воспитателя и родителей нужно не ради похвалы, чтобы потешиться самолюбие и возгордиться, а стремясь к достижению благой цели: быть полезным Родине, семье, коллективу.

Тут педагогу очень важно быть аккуратным в поощрении дошкольников. Безусловно, положительная оценка очень важна для ребят: они начинают проявлять энтузиазм, увлекаются всерьез тем делом, которое получается, однако, излишнее выделение даже глубоко положительного примера из коллектива детей может привести как к негативной реакции основной массы детей, так и к «выпячиванию» и гордыне того, кого хвалят. В конечном итоге такие «трещинки» в коллективе могут привести к его распаду в духовном и нравственном смысле. Гордецы и завистники вряд ли будут стоять друг за друга и проявлять чувства коллективизма и социальной привязанности.  Пускай кто-то будет лучшим в одном направлении, а кто-то в другом. К тому же, следует объяснить ребятам, что быть лучшим, подавать положительный пример – очень ответственная задача, которая накладывает свои особенные обязанности. Пусть этой обязанностью будет помощь отстающим и слабым.

Таким образом мы видим, что для успешной работы в данной области нам необходимо:

  1. Самокритичное отношение к себе. (Взгляд на себя со стороны, работа над своим внутренним миром, установками, мировоззрением).
  2. Вкрапление духовно-нравственного начала во всю деятельность дошкольников. (Взгляд на воспитание и обучение детей через призму духовного, нравственного развития)

Как и в любой другой образовательной деятельности  в работе по духовно-нравственному воспитанию можно применять весь арсенал методов и форм работы с детьми:

- игра (сюжетно-ролевые, дидактические, режиссерские)

- беседа

- чтение художественной литературы

- ситуативные разговоры

- музыкальная деятельность

- драматизация, театрализованная деятельность

- трудовые поручение

- экскурсии

и многое другое.

Интересная и продуктивная работа по данной тематике может быть организована в рамках проектной деятельности.

Очень важно, какими вырастут дети, какие знания, умения и навыки приобретут они с вашей помощью во время пребывания в дошкольном учреждении, каково будет их психоэмоциональное и физическое состояние, но наиболее важно то, какие общечеловеческие моральные ценности они усвоят. Ведь именно от этого зависит, будут ли они счастливы в школе и в дальнейшей взрослой жизни, смогут ли они выделить главные ценности человеческого существования и найти свое место в мире.

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 143»

Важдаева Анастасия Александровна.

Список литературы:

  1. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение,1989.-96с.Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.1; Авторский знак В771;
  2. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17.
  3. Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 7. – С. 50-54.
  4. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 5. - С. 59-62.
  5. Куликовская И. Э. Духовно-нравственное воспитание ребенка // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2010. - № 2. - С. 92-106.
  6. Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010. - N 2. - С. 68-88.
  7. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольноговозраста : сборник научных трудов. - М.: Б. и. , 1983. - 131 с.
    СОУНБ; Формат С; Инв. номер 1901013-КХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

™•Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены...

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жиз...

«Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в системе современного образования»

Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействует информация, получаемая из телевидения, социальных сетей, компьютерных игр. Воспитательное воздей...

Консультация для педагогов «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»

Доклад раскрывает «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»...