Организация среды для формирования театрального творчества дошкольников
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Организация среды для формирования театрального творчества дошкольников.

Театр — это волшебный мир.

Он даёт уроки красоты,  морали

                                                                             и нравственности.

                                                                                                                           Б.М. Теплов

Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.  Именно поэтому так важно создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, поощрять исполнительское творчество.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта.   Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли,  чувствовать и познавать окружающий мир.

 

Для этого необходимы определенные условия. Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация предметно-развивающей среды. И сегодня мы поговорим о том, как правильно организовать театральный уголок в группе.

При  организации театрального уголка важно предусмотреть следующие  принципы: 

— Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.

— Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.

— Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.

— Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.

— Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.  

Стандартная театральная зона включает в себя:

— Ширма

— Игрушки для разных видов театра (театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, ложках, тарелках,  персонажи для коврографа и т.д.)

— Реквизит (в зависимости от возраста и от сказок)

— Маски-шапочки

— Костюмы или элементы костюмов

— Фонотека с разнообразной музыкой

— Афиши, билеты, програмки.

— Декорации (для старших дошкольников)

Содержание уголков с учетом возраста детей.

Для младшего возраста:

Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков, тренировать координацию, мелкую моторику.

—   пальчиковый театр;

—   настольный театр (различные виды);

—   театр мягкой игрушки;

—   театр вязаной игрушки;

—   театр игрушки из конуса.

—   театр картинок.

Для среднего возраста:

Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой. Осваивать азы кукловождения, знакомство с театральной ширмой.

—    пальчиковый театр;

—    настольный театр (различные виды);

—    куклы на ложках или тарелках;

—    куклы-картинки;

—    би-ба-бо;

—   кукла на гапите

—   куклы-перчатки.

—   театр картинок.

—   плоскостной на коврографе.

Для старшего возраста:

Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.

— пальчиковый театр;

— куклы-перчатки;

— куклы-марионетки;

— би-ба-бо

 

Для подготовительной группы:

Задача — освоение тонкостей актерской деятельности, развитие творчества. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее.  

—    пальчиковый театр;

—    куклы-перевертыши;

—    куклы перчатки-варежки;

—    куклы-марионетки;

—    ростовые куклы;

—    тростевые куклы;

—    театр теней

— Театр математики.

Интересный момент — наличие в группе хранителя театрального уголка.    Это, своего рода, кукла-зазывалка, вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. Она не только зазывает в сказку, но и  может помочь в знакомстве детей с основами  театра.  

Для развития у старших воспитанников творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям научиться создавать выбранный образ, делая его  более ярким и эмоциональным. Карточки с алгоритмом перевоплощения должны быть оформлены красочно,

в доступной для детей форме

Примеры алгоритмов перевоплощения в роль.

Девочка — красная шапочка — корзинка — пирожки = Красная шапочка.

Девочка — платок — юбка/фартук — палочка = Бабушка.

Для развития у старших воспитанников  творческого воображения и связной речи в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут самостоятельно воспроизводить сказку опираясь на модель - сюжетные картинки. Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс —  придумывать  новую сказку, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:

Виды алгоритмов по развитию сказочного сюжета:

— По сюжетной линии знакомой сказки;

— Со свободным сюжетом. Детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку.

Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:

— Волшебные шкатулка, коробочка/мешочек (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;

— Волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);

— Волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);

— Волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),

Можно организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш, билетов и т. д. Дети с радостью примут в этом участие.

Создавая театральный уголок в группе, мы  пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду. Желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность при оформлении своих групповых театральных уголков.

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние предметно-развивающей среды на формирование информационной культуры дошкольников

В статье рассматривается влияние предметно-развивающей среды группы:  возможности  использование медиа ресурсов, интренет ресурсов, разнообразие книжных уголков, уголков наблюдения  на ...

Консультация для воспитателей: Условия формирования художественного творчества дошкольников в ДОУ.

Разнообразие и вариативность работы по изобразительному творчеству с дошкольниками в ДОУ, изобразительное творчество и игра, препятствия на пути к успешному развитию детского творчества...

Условия формирования художественного творчества дошкольников в ДОУ

Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятияхОдно из наиболее важных условий успешногоразвития детского художественного творчества — разнообразие и вариа-тивность работы с детьми на занятия...

«Формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок»

Одной из эффективных методик работы воспитателя в данном аспекте является формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок....

«ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКУ»

Букллет«ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКУ»...