Познавательная информация
материал

Киселёва Дарья Сергеевна

эдетика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edetika.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1,2.

Цель:

  • Познакомить с приемами эйдетики и их использованием в работе, а также с играми, которые способствуют развитию воображения, памяти и образного мышления.
  • Расширить и обогатить знания педагогов о развитии ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста.

Слайд 3.

Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов.

В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором - навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее, чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.

Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать познавательный интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха? На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это значит?

ЭЙДОС (греч.) – ОБРАЗ.

СИСТЕМА ЭЙДЕТИКИ- память без границ.

ЭЙДЕТИКА – это не только развитие внимания, воображения, памяти,различных видов мышления, но и способ подачи нового материала.

Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.

Слайд 4.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности.


Слайд 5.

Но уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич - доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы. Школа эйдетики актуальна как в России, так и далеко за ее границами.

Для ребёнка эйдетическое восприятие – это ключ, открывающий 3 великие сокровищницы: память, творчество, знания. На занятиях с применением эйдетических приёмов дети развивают воображение, память, внимание, а отсюда и интеллект в целом.

Слайд 6.

Метод эйдетики построен на простом принципе:
воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

Важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым.Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Слайд 7.

Использование эйдетических форм с детьми позволяет решить следующие задачи:

  • развитие памяти;
  • активизировать умственные процессы;
  • развитие скорости и гибкости мышления, наблюдательности;
  • развитие познавательных способностей.

Слайд 8.

Эйдетика предлагает строить работу с детьми на основе:

  • цветовых ассоциаций;
  • ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
  • тактильных ассоциаций;
  • предметных ассоциаций;
  • звуковых ассоциаций;
  • вкусовых ассоциаций;
  • обонятельных ассоциаций;
  • графических ассоциаций;
  • свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;

Слайд 9.

ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.

Детям предоставляются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Например:Вот красный цвет. О чем вы подумали?

Можно изменить ход игры: наоборот, предлагайте ряд предметных изображений и записывайте: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

Слайд 10.

АССОЦИАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

Вопросы задавайте аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»

Слайд 11.

ТАКТИЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ.

Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др.

К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.

Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

Слайд 12.

ИГРЫ ПО МЕТОДУ ЧАСТИЧНОГО ПОКАЗА.

Для этой игры изготовлен домик с окошком (размер окошка соответствует размеру картинки). В окошке есть ставни.

Слайд 13.

ПРЕДМЕТНЫЕ АССОЦИАЦИИ.

Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема, вам нужно иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.

Воспитатель берет нитку: говорит: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или вы держите монетку и говорите: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой).

Слайд 14.

ЗВУКОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.

В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.

Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?»(я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предлагайте звук, например, звон монеток спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые не можно положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой ...

Слайд 15.

Стихи, скороговорки, да и просто адрес детям быстро запомнить удается не всегда.

Как запомнить с первого прочтения 10 слов?

Слова: шкаф, конь, шляпа, люк, облако, гнездо, футболист, чайник, карандаши, крылья?

Нужно представить и сочинить смешную историю вместе с детьми.

  1. Шкаф - лучше представить хорошо знакомый шкафчик из детской  комнаты.
  2. Облако - вот  шкафчик раскрылся, а из него выплыло белое облачко.
  3. Гнездо - на том облаке лежало большое  гнездо аиста.
  4. Конь - в этом гнезде уютно лежат – отдыхал  розовый конь.
  5. Шляпа - конь, конечно же, любит примерять шляпы; синяя ему понравилась, и он оставил ее на голове.
  6. Люк - и вдруг в этой шляпе открылся люк.
  7. Футболист - из люка выпрыгнул футболист.
  8. Чайник - он играет в футбол большим красным чайником.
  9. Крылья - ну, а  у чайника выросли крылья, как у быстрого  самолёта.


Слайды 16-26.

С эйдетикой каждый из нас сталкивался, когда рассказывал сказку по картинкам в книге. Для развития ассоциативной памяти у детей я применяю схемы для запоминания стихотворений — создания пиктограмм. Пиктограмма — это знаки и рисунки, которые изображаются на бумаге, во время чтения стихотворения. Быть специально художником для этого не нужно. Главное, чтобы эти схемы были понятны детям.

Таким образом, для эффективного обучения своих воспитанников, я внедряю эйдетические схемы, алгоритмы. В процессе занятий мы с детьми используем схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов. Совместно с детьми мы составляем различные схемы, которыми в дальнейшем пользуемся в образовательной и самостоятельной деятельности, ведь эйдетика позволяет расширить не только грани памяти воспитанников, но и их возможности видеть мир по-другому, использовать для себя его полезные секреты.

С помощью пиктограммы мы сейчас выучим стихотворение Александра Прокофьева «Снегири».

Выбегай поскорей!

Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный нос

Им рябинки принёс.


Слайд 27.

Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Из самого названия свободные ассоциации следует, что во время занятий нельзя использовать никаких предметных изображений.

Слайд 28.

Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Русский полководец А.Суворов заметил:

«ПАМЯТЬ ЕСТЬ КЛАДОВАЯ УМА, В КОТОРОЙ МНОГО ПЕРЕГОРОДОК, А ПОЭТОМУ НАДО СКОРЕЕ ВСЁ УКЛАДЫВАТЬ, КУДА И КАК СЛЕДУЕТ».

Слайд 29.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные особенности детей 3-4 лет" Познавательная информация для родителей.

Информация для родителей"Возрастные особенности детей 3-4 лет"...

Дидактическая игра как источник познавательной информации у детей

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение дет...

Познавательная информация для родителей

На заметку; ребенок от 2 до 3 лет...

Познавательная информация для родителей-Ноты для настроения

Материал предназначен музыкальным руководителям для работы с родителями...