Дидактическая игра как источник познавательной информации у детей
консультация на тему

Никульникова Юлия Михайловна

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение детей к игре. Дидактическая игра представляет собой развитие ребёнка средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как источник познавательной

информации у детей

   

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание - функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах. Для малышей, кроме того, необходимо ощущение защищенности и безопасности. Поэтому от того, какая психологическая атмосфера сложилась в группе, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка интерес к окружающему миру, к людям, стремление узнавать и учиться новому.

           Основной способ познания для ребенка -  рассказы взрослого, ответы на его вопросы, а также вопросы взрослого к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо беседовать серьезно: как размышляет взрослый, так будут размышлять и дети.

    Организация свободного общения с детьми дает для воспитателя возможность раскрыть наиболее полно свой творческий потенциал.

             Воспитатель должен уметь включиться в специфически дошкольную форму деятельности – игру на правах равного партнера. Умение интересно играть сразу же открывает ему доступ в детские группы, позволяет войти в доверительные отношения с детьми. Но для этого ему следует овладеть способами построения игры, принятыми в детской субкультуре, умело пользоваться ими.

            Поэтому целесообразно играть по подгруппам.

   Конкретные сведения об окружающем мире дети гораздо легче усваивают в процессе игры, повседневного свободного общения с воспитателем, чтения специально подобранных книг, а также в организованной воспитателем деятельности по развитию сенсорных действий, мышления, изобразительной деятельности, конструирования, которые всегда включают какой-либо конкретный материал.                                            

           В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение детей к игре. Дидактическая игра представляет собой развитие ребёнка средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

           Дидактическая игра лишь отвечает требованиям полной систематизации знаний: иногда это - "взрыв удивления" детей от восприятия чего-то нового, неизведанного, иногда игра - "поиск и открытие", и всегда игра радость. Наполненность обучения познавательной информацией -  особенность дидактической игры.

           Дидактической игре свойственно обязательное наличие дидактической задачи, игровых правил и действий.

           Дидактическая задача - один из основных элементов игры, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

           Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процесс познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

           Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

           Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становиться содержательной.

           Игровые действия - не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и т.д. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

           В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.

           Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

          Известно, что возможности дидактической игры в передаче знаний ограничены, но это эффективный метод усвоения знаний и овладения способами познавательной информации, умениями и навыками (обследовать, сравнивать, описывать, выявлять свойства). В игре формируется умение самостоятельно и рационально использовать знания при решении игровой за-дачи. Значима дидактическая игра в формировании личности ребенка. Готовность решать мыслительные задачи, желание выигрывать, соблюдая правила- таков стиль поведения ребенка в игре. Поэтому игру не следует превращать в занятие, воспитатель играет вместе с детьми, поощряет их положительные эмоции, двигательную и умственную активность.

          Варианты организации и проведения игр различны и зависят от назначения их. Дети распределяются по 2-4 человека, и воспитатель последовательно проводит с ними 2-3 игры, включаясь в процесс игры в качестве участника. Или дети играют в разные, меняясь ими. В этих случаях игра является формой организации познавательной деятельности. Использование игры в качестве метода обучения предполагает фронтальное руководство деятельностью детей. Воспитатель выполняет роль ведущего, не превращая игры в игровые упражнения.

           Руководство дидактическими играми - довольно сложный процесс. Воспитателю необходимо стимулировать игровую состязательность, не упуская при этом развивающего и воспитывающего воздействия игры.

           Сформировать у детей умение мыслить логично, самостоятельно, контролировать свои действия в процессе обучения довольно сложно. Поэтому создаются условия и ведётся целенаправленная работа по формированию самостоятельной детской деятельности.

           Для самостоятельной деятельности подбираются игры, пособия, которые увлекательны для детей в данный период. Игры интересные, содержательные, но требуют длительного освоения. Игры на плоскостное и объемное моделирование, разнообразные головоломки. Каждый из детей осваивает игру индивидуально, результаты различны. Он самостоятелен в выборе игры, постановке цели, достижения результата.

Таким образом, при правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Конспект совместной деятельности с детьми второй группы раннего возраста № 2 Дидактическая игра и развитие сенсорных способностей детей. Дидактические игры: «Узнай и назови», «Собери бусы», «Подбери заплатку».

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть кубик, шарик, кирпичик; определять размер предметов, форму; цвет красный, желтый, синий, зеленый; группировать однородные по форме и величине предметы...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

Интерактивная дидактическая игра по познавательному развитию для детей 4-7 лет "Дидактические игры"

Участие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — одно из новых и актуальных направлений в отечественной дошкол...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Дидактическое пособие: "Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей.

Дидактичеккое пособие:"Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей....

Методическая разработка дидактической игры. Дидактическая игра (пособие) по математическому развитию детей дошкольного возраста , Математическая карусель.

Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, он тренирует своё воображение, мышление, развивает творческие способности....