Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой любимый город Котовск»
рабочая программа

Зиновьева Надежда Васильевна

Программа «Мой любимый город Котовск» направлена на формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Котовска.

Программа «Мой любимый город Котовск» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Предназначена для использования в части формируемой участниками образовательных отношений образовательных программ дошкольных образовательных организаций г. Котовска.

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых воспитанниками знаний и умений. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой сферой для применения полученных знаний на практике.

Необходимость развития интересов старших дошкольников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своем родном крае, его лучших людях - профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одной из основных целей краеведения является ознакомление старших дошкольников с конкретными природными, историческими, культурными аспектами родного края. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении.

В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00053897-fa7d234f.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Белочка»

             

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию

«Мой любимый город Котовск»

        

Срок реализации: 2 года

 Возраст детей: 5 – 7 лет

Разработала:

      Зиновьева Н.В.– воспитатель

Котовск 2016

Аннотация

Программа «Мой любимый город Котовск» направлена на формирование у старших  дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Котовска.  

Программа «Мой любимый город Котовск» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Предназначена для использования в части формируемой участниками образовательных отношений образовательных программ дошкольных образовательных организаций г. Котовска.

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых воспитанниками знаний и умений. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой сферой для применения полученных знаний на практике.

Необходимость развития интересов старших дошкольников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своем родном крае, его лучших людях - профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одной из основных целей краеведения является ознакомление старших дошкольников с конкретными природными, историческими, культурными аспектами родного края. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении.

В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Принципы построения программы

Характеристика старшего дошкольного возраста

1.2 Планируемые результаты освоения программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

развития ребенка

2.2 Содержание образовательной деятельности

2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы

2.4 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1 Особенности организации образовательной деятельности по программе

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3 Методическое обеспечение программы

3.4 Особенности педагогической диагностики

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Примерное комплексно-тематическое планирование

3

3

3

4

5

6

7

7

12

13

14

17

17

18

22

23

25

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Формирование личности ребенка невозможно  без изучения  прошлого, настоящего и предполагаемого будущего своей малой Родины. Внедрение в образовательный процесс детского сада регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления об основах региональной культуры, развивает у дошкольников интерес к малой родине. Знакомство с особенностями природы, экономическими, культурными и другими условиями родного города способствует формированию у детей гражданственности, основ патриотизма и краеведческой культуры.

Методологической основой для разработки данной Программы послужила Примерная парциальная образовательная программа «Краеведение в детском саду» Матова (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.); опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад №12 «Белочка» Зиновьевой Н.В.

Программа  направлена на развитие у старших  дошкольников интереса к истории и традициям родного города, к его культуре. Программа  построена  на  гуманистических  принципах  личностно-ориентированной  педагогики,  предполагающих  признание  самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. Программа охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.  

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Котовска.

Задачи программы:

  1. Развивать у  старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, символике (герб, флаг, гимн), событиям прошлого и настоящего.
  2. Расширять  представления  детей  о  том,  что  делает город Котовск уникальным, развивать  способность чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
  3. Развивать стремление к познанию культуры, традиций, истории родного города, природных особенностей города Котовска.
  4. Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
  5. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
  6. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях родного города, культурных мероприятиях и социальных акциях.
  7. Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего региона и толерантное отношение к представителям других национальностей.

Принципы построения программы

1. Принцип культуросообразности предусматривает становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании природных, историко-географических, этнических особенностей малой Родины, с учетом национальных ценностей и традиций.

2. Принцип развития понимается как появление у ребенка нового  отношения  к  миру,  себе  и  другим  людям,  новых  способностей, интересов и побуждений к действию,  освоение новых способов деятельности. Все  это  находит  свое  отражение  в  детской  инициативности, самостоятельности и творчестве.

3.  Принцип самоценности  дошкольного детства, его полноценное проживание предполагает, что каждый период  детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. 

4.  Принцип деятельности предполагает, что решение образовательных  задач  в  дошкольном  возрасте  должно  опираться  на характерные  для  каждого  возрастного  этапа  виды  детской  деятельности  и общения со взрослым. В соответствии с этим содержание программы построено на включении детей в самостоятельные  и  совместные  со  взрослым  разнообразные виды деятельности.

5. Принцип содействия  и  сотрудничества  детей  и  взрослых,  который  реализуется  в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно-ориентированное  взаимодействие  предполагает  создание  условий  для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Личностно-ориентированное  взаимодействие  позволяет  осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении старших дошкольников.  

6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности предусматривает предоставление каждому ребенку возможности выбора содержания образования, в результате чего ребенок становится субъектом образовательного процесса.

7. Принцип полноты содержания образования предполагает обеспечение условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования включает  следующие  сферы  развития  ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное,  художественно-эстетическое  и физическое развитие.  

8.  Принцип  интеграции содержания  образования предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое  позволяет  интегрировать содержание данной программы в образовательную программу конкретной дошкольной образовательной организации, предоставляет  возможность воспитателям  и  педагогам  объединять  предметно-практическую,  игровую,  познавательную,  художественно-эстетическую  и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.

9. Принцип сотрудничества с семьей и социальными партнерами реализуется в данной программе, как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает рекомендации  по  организации  взаимодействия педагогов, родителей и социальных партнеров.  

Характеристика старшего дошкольного возраста

Дети  старшего  дошкольного  возраста  обращают  внимание  на  красоту  того места, в котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптуры. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей  выражена  потребность  отразить  впечатления  от  восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.

Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему  жителей.  Старшие  дошкольники  становятся  способными  к  проявлению соответствующей  их  возможностям  социальной  активности,  обращенной  к  городу  и горожанам,  —  совместному  со  взрослыми  участию  в  социально  значимых  делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.), рассказывают  об  основном  роде  деятельности  его  жителей,  напоминают  о  военных триумфах россиян и гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и  традиции.  Дети старшего дошкольного возраста с  интересом  посещают музеи родного города, включаются в празднование  событий,  связанных  с  жизнью  города,  —  День  рождения  города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых  горожан.

Приобщение  старших  дошкольников  к культуре родного города будет  успешным,  если  обеспечивается  активная  познавательная,  игровая  и  художественная деятельность  ребенка.  Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей  по  отношению  к  родному  городу,  способствующих  проявлению  активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена  художественно-эстетическая  оценка  родного  края.  Следует организовывать  просмотр  слайдов  и  видеофильмов  о  городе,  которые  позволяют приблизить  достопримечательности  к  ребенку,  рассмотреть  их  в  деталях,  пережить чувства удивления, восхищения. Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка  краеведения,  в  котором  ребенку  предоставляется  возможность  действовать  с картой  города,  рисовать,  рассматривать  книги  и  иллюстрации,  создавать  коллажи  и макеты, играть с использованием макетов.

Представление  о  малой  родине  является  содержательной  основой  для осуществления разнообразной детской деятельности:

  • участие  детей  в  целевых  прогулках,  экскурсиях  по  городу  обеспечивает необходимую  двигательную  активность  и  способствует  сохранению  и  укреплению здоровья дошкольников;
  • обсуждение  с  детьми  правил  безопасного  поведения  в  городе  («Как правильно переходить дорогу»,  «Что  можно,  чего нельзя делать на  улице города»  и др.);
  • участие  в  совместном  с  воспитателем  труде  на  участке  детского  сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);
  • чтение произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в  разговорах,  беседах  о  событиях,  происходящих в  родном  городе,  о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
  • рассматривание  дидактических  картинок,  иллюстраций,  отражающих отношение  людей  к  малой  родине  (высаживание  деревьев  и  цветов  в  городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);
  • участие  в  проектной  деятельности,  продуктом  которой  являются  журналы или газеты о малой родине, создание карт города, Красной книги региона, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу, коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
  • обсуждение профессий родителей-горожан и составление рассказов о них;
  • участие  с  родителями  и  воспитателями  в  социально  значимых  событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, спортивные праздники, социальные акции и пр.).

1.2 Планируемые результаты освоения программы

Ребенок старшей группы:

  • проявляет эмоционально-положительное  отношение  к  малой родине;
  • хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе;
  • проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города;
  • с удовольствием включается в проектную деятельность, в детское коллекционирование связанные с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности);
  • проявляет  начала  социальной  активности:  участвует  в  социально  значимых событиях,  переживает  эмоции,  связанные  с  событиями  военных  лет  и  подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;
  • отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

Ребенок подготовительной группы:

  • проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу;
  • ориентируется  не  только  в  ближайшем  к  детскому  саду  и  дому окружении, но и на центральных улицах родного города, стремится выполнять правила поведения в условиях города;
  • проявляет любознательность по отношению к истории родного города, знает наиболее важные исторические события;
  • рассказывает о достопримечательностях и зданиях города (театр, памятники, библиотеки, производственные предприятия), об их назначении;
  • имеет представление о профессиях горожан, значимости их труда;
  • узнает и называет основные растения и животных Тамбовской области, занесённых в Красную книгу;
  • с  удовольствием  включается  в  проектную  деятельность,  детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности);
  • проявляет инициативу  в социально  значимых делах:  участвует  в социально значимых  событиях города,  переживает  эмоции,  связанные  с  событиями  Великой отечественной войны  и подвигами горожан,
  • стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и представителям других национальностей;
  • отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.п.).

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии

с направлениями развития ребенка

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [ФГОС ДО].

Старшая группа

  • углублять представления ребенка о семье  и ее истории;
  • учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи;
  • развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы, формировать бережное отношение к результатам труда взрослых;
  • воспитывать любовь и уважение к городу Котовску, его  природе, традициям и праздникам;
  • воспитывать уважение и развивать интерес к представителям различных культур, проживающих в городе Котовске, обращать внимание на отличие и сходство  ценностей;
  • формировать интерес к ближайшей окружающей среде: детскому саду и его территории, дому, где живут дети, двору и пр.
  • приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции);
  • формировать активную жизненную позицию через участие в  совместной проектной деятельности краеведческого содержания;
  • формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить  с правилами безопасного поведения на территории природных объектов города Котовска.

Подготовительная группа

  • воспитывать любовь и уважение к городу Котовску, его природе,  традициям, праздникам;
  • воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в городе Котовске, их культурам, обращать внимание на отличие и сходство  ценностей;
  • расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родного города (роль каждого поколения в разные периоды истории города);
  • углублять представления о том, где работают родители, как важен для города их труд;
  • воспитывать уважение к труду сельских жителей Тамбовской         области (земледельцев, животноводов, лесничих и др.);
  • продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: район города, где находится детский сад и проживает ребенок;
  • привлекать детей к созданию развивающей среды детского сада (мини-музеев, мини-библиотек, выставок);
  • приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции);
  • формировать активную жизненную позицию через участие в  проектной деятельности краеведческого содержания, охватывающей детей младших возрастных групп и родителей;
  • формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить  с правилами безопасного поведения на территории природных объектов города Котовска и Тамбовской области.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [ФГОС ДО].

Старшая группа

  • знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами города Котовска;
  • формировать умение создавать макеты городских зданий, микрорайонов города, архитектурных памятников, природных объектов и т.д.;
  • формировать элементарные представления об истории родного города через знакомство  с произведениями искусства и реконструкцию образа жизни, быта людей;
  • рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного города, о людях, прославивших город Котовск;
  • расширять представление о военных частях, расположенных в черте города, воспитывать уважение к защитникам Отечества;
  • знакомить детей с разнообразием природы города Котовска и Тамбовской области;
  • расширять и уточнять представления детей о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Тамбовской области.

Подготовительная группа

  • познакомить с планом микрорайона, города; маршрутом безопасного движения ребенка от дома до детского сада;
  • продолжать формировать умение создавать макеты городских зданий, микрорайонов города, архитектурных памятников, природных объектов и т.д.;
  • учить самостоятельно передвигаться  в пространстве микрорайона, ориентируясь на условные обозначения (знаки, символы);
  • продолжать знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами города Котовска;
  • уточнять и углублять  представления об истории родного города через знакомство  с произведениями искусства и реконструкцию образа жизни, быта людей;
  • продолжать знакомить с достопримечательностями города, углублять и уточнять представления детей о культуре, традициях родного города, о людях, прославивших город Котовск;
  • поощрять интерес детей к событиям, происходящим в городе;
  • воспитывать чувство гордости за достижения горожан;
  • закреплять знание символики города Котовска (герб, флаг, гимн);
  • расширять представление о военных частях, расположенных в черте города; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;
  • расширять и систематизировать представления о природе города Котовска и Тамбовской области: флоре, фауне, природных богатствах;
  • расширять и уточнять представления детей о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Тамбовской области.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [ФГОС ДО].

Старшая группа

  • формировать умение выстраивать связные монологические высказывания повествовательного и описательного характера краеведческого содержания;
  • поощрять попытки детей делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями после посещений музея, выставки, экскурсии и пр.;
  • формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера о родном городе людях, прославивших город, природе города Котовска и Тамбовской области и т.д.

Подготовительная группа

  • продолжать формировать умение выстраивать связные монологические высказывания повествовательного и описательного характера краеведческого содержания;
  • способствовать участию детей в разговорах, беседах, о событиях, происходящих в родном городе;
  • продолжать формировать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта,  творческого характера о родном городе, людях, прославивших город, природе города Котовска и Тамбовской области.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.) [ФГОС ДО].

Старшая группа

  • знакомить с произведениями художников города Котовска;
  • знакомить с деятельностью творческих коллективов города;
  • продолжать знакомить с архитектурой родного города, знакомить с разными по назначению зданиями (жилые дома, театр, магазины, кинотеатры и др.), обращать внимание на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения;
  • воспитывать эстетическое отношение к природным и архитектурным объектам родного города;
  • расширять представления детей о народном искусстве: фольклоре, музыке, произведениях декоративно-прикладного творчества жителей города;
  • развивать  умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе,  образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.;
  • поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого.

Подготовительная группа

  • продолжать знакомить с произведениями художников, писателей, поэтов города Котовска и Тамбовской области;
  • продолжать знакомить детей с деятельностью творческих коллективов города;
  • продолжать знакомить с архитектурой родного города, знакомить с разными по назначению зданиями (жилые дома, театр, магазины, кинотеатры, школы, детские сады  и др.), обращать внимание на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения;
  • познакомить со спецификой деревянного и каменного зодчества,  храмовой архитектуры города Котовска;
  • воспитывать эстетическое отношение к природным и архитектурным объектам родного города;
  • развивать  умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе,  образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.;
  • расширять представления детей о народном искусстве: фольклоре, музыке, произведениях декоративно-прикладного творчества жителей города;
  • поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организама, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [ФГОС ДО].

Старшая группа

  • рассказывать детям о достижениях взрослых и детей г. Котовска в вопросах, связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта;
  • поддерживать интерес к тем видам спорта, которые успешно развиваются  городе Котовске (легкая атлетика, греко-римская борьба, спортивное ориентирование, лыжный спорт, дзюдо, художественная гимнастика и др.);
  • знакомить детей с традиционными играми семьи; развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры.

Подготовительная группа

  • продолжать рассказывать детям о достижениях взрослых и детей г. Котовска в вопросах, связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта;
  • поддерживать интерес к тем видам спорта, которые успешно развиваются  в городе Котовска (легкая атлетика, греко-римская борьба, спортивное ориентирование, лыжный спорт, дзюдо, художественная гимнастика и др.);
  • продолжать знакомить детей с традиционными играми семьи, дворовыми играми, играми детей других национальностей; развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры.

2.2 Содержание образовательной деятельности

Содержание программы соответствует требованиям научности, доступности, учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, воспитательной ценности краеведческого материала, возможности его использования в различных видах детской деятельности.

Содержание программы реализуется в следующих тематических разделах:

№ п\п

Разделы

Формируемые представления в рамках раздела

Старшая группа

Подготовительная группа

Я и моя семья

Понятие «родной дом», «семья».

Значение семьи для человека.

Генеалогическое древо.

История моей семьи.

Трудовые династии.

Семейные традиции.

Родной город: достопримечательности и окрестности

Понятие «Родина», «малая Родина».

Улицы микрорайона.

Исторические памятники родного города.

Архитектура города.

Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города  Канска.

Символика города.

Главные улицы города. Каменное и деревянное зодчество.

Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий (вокзал, Дворец Культуры, музей, и др.)

Храмы города Котовска.

Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города.

Природа города Канска и Канского района

Климатические особенности региона.  Растительный и животный мир города Котовска и Тамбовской области.

Сосновый бор. Река Цна.

Красная книга Тамбовской области. Охрана природы, безопасное поведение в природе.

Место на карте России, Тамбовской области.

Особенности ландшафта (лесостепь).

Растительный и животный мир города Котовска и Тамбовской области.

Красная книга Тамбовской области. Охрана природы, безопасное поведение в природе.

История города: события и люди

Понятия  «земляк».

Путешествие в настоящее и  прошлое родного города.

Функциональное назначение и изменение предметов быта.

Функциональное назначение и изменение предметов быта.

 «Чье ты носишь имя, улица моя?»

ВОВ в истории города (Герои. Дети войны. Война в истории моей семьи. Котовск для фронта).

Особенности жизни горожан: профессии,  традиции, забавы

Профессии горожан и сельских жителей.

Военные профессии горожан.

Традиционные народные праздники города.

Народные игры.

Профессии горожан и сельских жителей.

Военные профессии горожан

Знакомство с культурой, традициями, обычаями других национальностей.

Традиционные народные праздники города.

Народные игры,  дворовые игры.

Культура, искусство, спорт

Декоративно-прикладное творчество жителей города.

Песенный фольклор. Художники города Котовска.

Творческие коллективы города.

Котовск – город спортивный.

Декоративно-прикладное творчество жителей города.

Песенный фольклор.

Котовские писатели и поэты. Художники города Котовска.

Творческие коллективы города.

Котовск  – город спортивный.

2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы

  1. Создавать  условия  для  рассматривания иллюстративного  материала,  слайдов, отображающих  основные  функции  родного города, сооружения  архитектуры  и скульптуры, исторические и современные здания города,  культурные сооружения.
  2. Рассказывать детям о событиях, повествующих  о жизни города, его истории и современной  жизни,  архитектурных  сооружениях  и  событиях,  связанных  с осуществлением функций этих сооружений.
  3. Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений, прорисовывать и размещать макеты архитектурных сооружений на детализированной карте города, принимать участие  в  играх  в  «город-мечту».
  4. Используя проектную  деятельность, проблемные  ситуации и  поисковые вопросы, стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации  (найти интересный факт, новую  иллюстрацию).
  5. Стимулировать выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде.
  6. Развивать  проявления  инициативы  детей  в  играх-путешествиях  по  родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
  7. Создавать условия для участия детей в играх-экспериментированиях и исследовательской  деятельности.
  8. Рассказывать  детям  истории,  легенды, мифы, связанные с прошлым родного города,  названиями  улиц,  площадей.  
  9. Способствовать  развитию  творческого воображения  детей  на  содержании  освоенного  краеведческого  материала  в  ходе участия в играх-фантазиях, сочинениях загадок, изобразительной деятельности.
  10. Стимулировать  детей  к  собиранию  коллекций  и  созданию  мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).
  11. Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать  эмоциональной  и  практической  вовлеченности  детей  в  события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях «Свеча в окне», «Бессмертный полк» и пр.).

2.3 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров

Реализация программы «Мой любимый город Котовск» невозможно без организованного педагогически целесообразного взаимодействия ДОО, с семьями воспитанников и социальными партнерами.

Сотрудничество дошкольной образовательной организации, семьи и социальных партнеров реализуется в форме совместной деятельности. Оно, во-первых, выстраивается на добровольных, доверительных, партнерских отношениях и согласованных действиях всех сторон. Во-вторых, на общей системе ценностей и основанных на ней целей воспитания детей и не противоречия требований к ребёнку в семье, в детском саду и в обществе. В - третьих, эта деятельность требует формирования взаимно ценных отношений между воспитателями, членами семьи, социальными партнерами,  поддержки авторитета друг друга всеми сторонами. Совместные воспитательные усилия должны основываться:

  • на понимании и принятии взрослыми ребенка как ценности;
  • на выработке совместных педагогически эффективных условий взаимодействия с ребёнком;
  • на осознании взрослыми собственной роли трансляторов ценностей, что, возможно, изменит приоритеты в системе их собственных ценностей.

Педагогически целесообразное взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами планируется и реализуется педагогическими работниками ДОО.

Основные направления и формы взаимодействия с семьей

С учетом ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей. Особую значимость взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает  при решении задач патриотического воспитания. Помощь родителей, совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоционально-положительного отношения к семейным традициям, к истории родного города, событиям городской жизни. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Успешное взаимодействие педагогов и родителей в ходе реализации программы «Мой любимый город Котовск» возможно, если совместная деятельность будет осуществляться в следующих направлениях.

1. Информирование родителей. Происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, а также опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, буклетов и др.

2. Просвещение родителей. Основной формой могут выступать тематические родительские собрания, информационные стенды.

3. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Формы совместной деятельности  с семьями воспитанников могут быть следующие:

  • совместная проектная деятельность;
  • экскурсии выходного дня;
  • спортивные праздники и соревнования;
  • встречи с интересными людьми;
  • экскурсии на производство, организованные родителями;
  • совместные праздники и развлечения;
  • туристические походы;
  • творческие мастерские;
  • выставки рисунков и поделок;
  • акции и  др.

Следует отметить, что в процессе патриотического воспитания важно, чтобы педагоги и родители понимали ценность отношений дошкольников со старшим поколением семьи; пробуждали  интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлекали бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе ДОО.

Формы сотрудничества с социальными партнерами

В рамках реализации программы «Мой любимый город Котовск» дошкольные образовательные организации  вправе привлекать ресурсы социальных партнеров. Совместно с социальными партнерами и семьями воспитанников ДОО могут участвовать в разработке и реализации социальных проектов, акций и мероприятий.

Дошкольные образовательные организации могут взаимодействовать с  социальными партнерами через разные формы и виды совместной деятельности. 

Социальные партнеры

Примерные формы взаимодействия

Городской музейно-исторический комплекс

Экскурсии в музее

Выездная экскурсия «Музей в чемодане»

Совместные мероприятия

Библиотека им. В. Маяковского

Выставки

Тематические, литературные викторины

Театрализованные постановки

Экскурсии

Совместные мероприятия

Городской дворец культуры

Конкурсы

Фестивали

Совместные мероприятия

Детская школа искусств

Театрализованные постановки,

Концерты

Совместные мероприятия

Художественная школа

Экскурсия в музей школы

Выставки

Совместные мероприятия

МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов»

Экскурсия

Участие в конкурсе проектов ландшафтного дизайна

Совместные мероприятия

ДЮСШ №1

Соревнования

Спортивные праздники

Совместные мероприятия

Воинская часть города

Экскурсии

Ансамбль городского дома культуры «Русские напевы»

Совместные мероприятия

Местное отделение общественной межрегиональной общественной организации г. Котовска "Союз десантников России"

Котовский городской Совет ветеранов местной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов

Совместные мероприятия

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1 Особенности организации образовательной деятельности по программе

Образовательная программа дошкольного образования в ДОО должна быть представлена двумя составляющими: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках.

Программа «Мой любимый город Котовск» позволяет учесть интересы и потребности участников образовательных отношений в дошкольных образовательных организациях города Котовска, может быть использована в части формируемой частниками образовательных отношений. Программа ориентирована на специфику региональных социокультурных, климатических, экономических условий г. Котовска.

В соответствии с ФГОС ДО часть, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена в каждом из разделов образовательной программы дошкольного образования. Программа «Мой любимый город Котовск» включает три основных раздела: целевой, содержательный,  организационный, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей старших дошкольников во всех, представленных в ФГОС ДО образовательных областях. Это позволяет органично интегрировать содержание программы «Мой любимый город Котовск» в организационную основу и содержание образовательной программы конкретной ДОО.

Принцип интеграции содержания образования, положенный в основу программы  позволяет легко адаптировать ее содержание для ДОО с разной продолжительностью пребывания детей, (группы кратковременного пребывания, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания);  с разной наполняемостью групп.

Организация образовательного процесса по программе «Мой любимый город Котовск» предполагает реализацию принципов деятельностного подхода, суть которого заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых.  Смысл совместной деятельности заключается в том, что педагог не передает детям готовые образцы действий, поведения, нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода, является совместным поиском новых знаний, жизненных норм и ценностей в процессе активной деятельности каждого участника. При таком подходе естественным образом будут использоваться и разные формы взаимодействия педагога с воспитанниками:

  • прямое обучение, в котором педагог занимает активную позицию, решая обучающие задачи;
  • партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой, в которой замыслы, способы действия выбираются детьми, а воспитатель оказывает помощь в их осуществлении, помогает организовать взаимодействие между детьми;
  • опосредованное обучение, в котором через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.

Особенности планирования образовательной деятельности

Задачи образовательной деятельности программы легко интегрируются в комплексно-тематическое планирование, которое каждая ДОО разрабатывает на год, конкретизируются в календарном плане воспитателя.

При разработке комплексно-тематического планирования важно учитывать:

1. Содержание программы интегрируется в содержание основной  образовательной программы ДОО  и реализуется через:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии и пр.);
  • самостоятельную деятельность детей (дидактические  и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и др.);
  • процесс взаимодействия с родителями и социальными партнерами (участие в проектной деятельности, составление маршрутов экскурсий и прогулок; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и социальными партнерами в социально-значимых событиях и пр.).

2. Отдельные задачи программы могут конкретизироваться относительно темы недели или реализуемого проекта.

3. Задачи области «Речевое развитие», а также задачи области «Художественно-эстетическое развитие», такие как: а) развивать  умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе, образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.; б) поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого являются сквозными и решаются в процессе реализации  любого раздела или  темы программы, поэтому нет необходимости прописывать их в комплексно-тематическом планировании, достаточно сделать соответствующее пояснение.

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Важным условием реализации программы является создание новых и обновление уже существующих элементов предметно-пространственной среды в ДОО, без чего организация краеведческой работы с дошкольниками не представляется возможной.

В дошкольной педагогике под термином предметно-развивающая среда понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» [Словарь терминов под ред. Н. Ф. Виноградовой].

Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, игротека и видеотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты предметно-пространственной развивающей среды обеспечивающие разнообразие детской деятельности подробно описаны в обязательной части основной образовательной программы ДОО.

Для реализации  содержания программы «Мой любимый город Котовск»,  рекомендуется создание в макро- и микросреде ДОО следующих центров детской активности.

Мини-музей «Родной город» представляет собой мобильный элемент развивающей предметно-пространственной среды, создаваемый детьми вместе со взрослыми с целью более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием программы «Мой любимый город Котовск», развития познавательных интересов и индивидуальных предпочтений. Мини-музей – результат совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание и оформление мини-музея расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей о родном городе, позволяет вовлечь детей в деятельность и общение Мини-музей «Родной город» в детском саду дает ребенку возможность посещать его по мере необходимости, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его родители.

Мини-музей «Родной город» может быть оформлен в виде стеллажа или витрины, где будут демонстрироваться экспозиции по разделам программы «Мой любимый город Котовск». В зависимости от темы экспозиции в мини-музее могут быть представлены: портреты трудовых династий, старые и новые семейные фотографии, предметы быта из прошлого, значки, открытки, ордена и медали, игрушки, которыми играли родители, вырезки из газет, «лента времени» с отражением памятных дат, интерактивная цифровая фоторамка с коллекцией презентаций.

Мини-музей позволяет организовать разнообразную детскую деятельность в рамках реализации программы:

  • виртуальные экскурсии: «Герои ВОВ», «Дети войны» и др.;
  • беседы: «Как провести экскурсию для малышей?», «Как провести экскурсию для родителей?», беседы по содержанию экспозиций мини-музея;
  • проекты  «История одного экспоната»;
  • викторины: «По страницам истории родного города», «Кто больше расскажет о предметах старины», «Герои нашего города», «Памятники нашего города»;
  • сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод проводит экскурсию»;
  • дидактические игры «Что сначала, что потом» (предметы прошлого и настоящего), «Предметы военных лет» (лото), «Новое использование старых предметов» и др.;
  • привлечение детей к оформлению экспозиций мини-музея.

Центр «Юный журналист» в детском саду создается с целью развития коммуникативных умений дошкольников, навыков взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада, создание у детей чувства сопричастности к событиям детского сада, родного города, закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела. Для организации данного центра в группе/ДОО необходимо наличие следующего оборудования микрофон, наушники, диктофон, фотоаппарат, CD  и DVD диски для хранения информации, телевизор или компьютер для просмотра видеорепортажей о событиях, происходящих в группе, ДОУ и городе.

Центр позволяет организовывать разнообразную детскую деятельность:

  • познавательно-речевую: беседы по разделам программы «Профессия журналист», «Земляки – кто они?», викторины, дидактические игры;
  • игровую: сюжетно-ролевые игры «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», «Юные корреспонденты», игровые ситуации;
  • продуктивную: монтаж телепередач, издание детской газеты, рисование иллюстраций к статьям, создание коллажей.

Центр коллекционирования «Сундучок» представляет собой пространство группы, где дети вместе с педагогом и родителями будут собирать и выставлять разные коллекции. Поиск и систематизация экземпляров коллекции способствует расширению представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов. Процесс составления и пополнения коллекции, как правило, эмоционален, потому что коллекционированием занимаются люди тогда, когда им это очень интересно.

При реализации программы «Мой любимый город Котовск» можно собирать коллекции полезных ископаемых, гербарии, магниты с видом города, фотографии старого города, вымпелы, значки, сувениры, открытки и пр. Тематика такого коллекционирования многогранна и бесконечна.

Туристско-краеведческий центр «Клуб путешественников» создается в предметно-пространственной среде ДОО с целью привлечения всех участников образовательного процесса к туристско-краеведческой деятельности.

Предполагает наличие следующих материалов и оборудования:

  • карта микрорайона, города, района, страны;
  • глобус;
  • макет города, микрорайона;
  • фотоальбомы/виртуальные экскурсии/слайдовые презентации природных и культурных достопримечательностей города Котовска, Тамбовской области;
  • символика города Котовска, Тамбовской области;
  • туристическое снаряжение: рюкзаки, компас, карта достопримечательностей города Котовска.

В центре «Клуб путешественников» дети в совместной деятельности со взрослыми осваивают расположение детского сада, родного города на карте края, страны, разрабатывают маршруты до культурных и природных достопримечательностей города Котовска. Одним из направлений деятельности туристско-краеведческого центра «Клуб путешественников» является организация совместной с родителями краеведческой работы через проведение туристических прогулок до ближайших культурных или природных объектов.

Существующие в микросреде группы центры детской активности такие как мини-библиотека, строительно-конструктивный, спортивный центры, центр искусства и др. необходимо пополнить дидактическим, иллюстративным и пр. материалами краеведческого содержания, которые будут меняться/обновляться в соответствии с темой недели или проекта.

При создании и обновлении предметно-пространственной развивающей среды ДОО необходимо придерживаться следующих принципов.

Насыщенность среды. Предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, соответствовать содержанию программы «Мой любимый город Котовск», ориентирована на примерный календарь праздников и комплексно-тематическое планирование. Макро- и микросреда ДОО должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям старших дошкольников, должна включать средства реализации программы, как в здании, так и на участке детского сада для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений дошкольников.

Трансформируемость среды  предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных особенностей, конкретного содержания программы, реализуемого здесь и сейчас). Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Полифункциональность  предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности, активной деятельности и др. Разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.

Вариативность среды предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Оснащение центров детской активности должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

Доступность среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности,  к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты). Все оборудование в группе и на участке детского сада должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Программа предусматривает возможность творческого преобразования предметно-пространственной развивающей среды на основе собственных методических разработок педагогов с целью обогащения представлений дошкольников о родном городе, развития познавательного интереса к краеведческой работе.

3.3 Методическое обеспечение программы

Литература

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.-М.: ЦГЛ., 2005

2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.

3. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006

4. Дарешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5. – 2004. С.19-22

5. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С.8-9

6. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003

7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ.. 2005, №1 8. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.

8. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ №1-2005.

9. Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И.В. и др.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005

10. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А.Кондрыкинской.-М.:ТЦ сфера, 2003

11. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1

3.4 Особенности организации педагогической диагностики

Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования заданы как целевые ориентиры. Важно понимать, что они представляют  собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

ФГОС ДО  подчеркивает, что специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, большой разброс вариантов развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования, а также отсутствия возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

ФГОС ДО прямо указывает, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.  Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Вместе с тем в ФГОС ДО говорится следующее: «3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей».

В ходе реализации программы педагогу необходим инструментарий оценки качества образовательного процесса, который позволит ему оптимальным образом планировать дальнейшие педагогические действия и выстраивать взаимодействие с детьми.

Показателями качества образовательной работы по программе «Мой любимый город Котовск» можно считать планируемые результаты (см. Целевой раздел программы).

Основной метод педагогической диагностики: наблюдения за детьми в повседневных ситуациях.


Приложение

Календарно-тематическое планирование для детей  5-6 лет

№ п/п

Время проведения

Тема

Форма проведения

1.

Сентябрь

Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.

НОД

2.

Сентябрь

Знакомство с районом города, в котором мы живѐм, с его особенностями и

достопримечательностями.

беседа

3.

Октябрь

Наш город – город труженик.

Экскурсия и беседы

4.

Ноябрь

Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города).

беседа

5.

Ноябрь

Улицы родного города.

Экскурсия и беседы

6.

Декабрь

Дать знания о том, чем славится родной город

беседа, ширма-

раскладушка

7.

Январь

Памятники родного города.

Экскурсия и беседы

8.

Февраль

Они защищали Родину. Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край.

Экскурсия и беседы

9.

Март

Беседа о родном городе, его

достопримечательностях. Различать

функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).

беседа

10.

Март

Дом, в котором я живу.

рисунок

11.

Апрель

Природа родного края.

Экскурсия и беседы

12.

Апрель

Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города.

наблюдение

13.

Май

Закрепить навыки поведения на улицах города.

Экскурсия и беседы

14.

Май

Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых.

беседа, рисунок

Календарно-тематическое планирование для детей  6-7 лет

№ п/п

Время проведения

Тема

Форма проведения

1

Сентябрь

Правила перехода через улицу.

«История возникновения родного города». Названия улиц родного города.

Целевая прогулка Экскурсии и беседы

2

Октябрь

«Котовск – моя малая Родина». О названиях улиц родного города.

Рассматривание плана своего микрорайона.

Безопасный путь к детскому саду.

Памятники родного города; люди, прославившие город.

Мемориальный комплекс, посвященный 90-летию завода «Пластмасс» 

Экскурсии и беседы

Работа с картой и схемой

Беседа

Экскурсия

3

Ноябрь

Наш микрорайон.

«Городской музейный комплекс».

Закрепление знаний о памятниках родного города – памятник Неваляшке.

«Путешествие по родному городу».

Целевая прогулка

Посещение музея Экскурсии и беседы

Игра

4

Декабрь

Закрепление названий улиц. Составление рассказов об истории города по названиям улиц.

Знакомство с дорожными знаками. Безопасность в городе.

Центральная площадь города Котовска

Практическое занятие

Экскурсия

Рассказ воспитателя Экскурсия

5

Январь

Знакомство с памятниками родного города – памятник Г.И. Котовскому

«Узнай, где я нахожусь» – закрепление знаний о достопримечательностях родного города.

 Промышленность города.

Заочное путешествие Дидактическая игра

Экскурсии и беседы Игра-путешествие

6

Февраль

Памятники защитникам Отечества (мемориал воинам- интернационалистам).

Рассматривание иллюстраций (фото) Парки и скверы города. Зеленые зоны района.

Беседа

Рассказ Беседа

Целевая прогулка

7

Март

«Встреча с прекрасным» – художественная выставка в городском музейном комплексе.

Закрепление знаний о музеях родного города.

Работа со схемой микрорайона – упражнение в ориентировке.

Экскурсии и беседы Игра-путешествие

8

Апрель

Рассматривание обелиска «Вечный огонь»

Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города.

«Архитектура родного города»

Рассказ-экскурсия

Экскурсии и беседы

9

Май

Экскурсия в Парк Воинской славы, возложение цветов к обелиску «Вечный огонь» и на Аллеи Памяти.

«Природа Котовска»

Экскурсия

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"

Пояснительная  записка.  « Человеку никак  нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...

Нравственно - патриотическое воспитание. Проект "Любимый город"

-Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.-Формирование нравственных ценностей....

Игра КВН в подготовительной группе «Ласточка» по нравственно-патриотическому воспитанию «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

Цель. Воспитание нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом, любви к своему городу, расширение кругозора детей.Задачи: 1. Расширить и углубить знания детей о городе &laqu...

Конспект в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой любимый город».

Цель: уточнить знания детей о стране, в которой они живут, о родном городе Бердске, его достопримечательностях. Развивать любознательность, расширять кругозор, обогащать и активизировать словарь....

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию на тему: «Мой любимый город Котовск»

Авторская разработка занятия по патриотическому воспитанию с детьми 5-6 лет по направлению «Малая родина» (Тамбовская область, город Котовск)...

Конспект интегрированной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой любимый город»

Закрепить знания детей о родном городе Губкине. Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям....