Интеграция искусств как фактор формирования творческого развития дошкольников.
статья (средняя группа)

Манухина Татьяна Альбертовна

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой». Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, предельная громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания и оказывают    сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние даже взрослого, не говоря о ребенке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manuhina_t.a.integratsiya.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Манухина, музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 183 «Огонёк», город Архангельск

Интеграция искусств как фактор формирования творческого развития  дошкольников.

Эмоционально-творческое развитие личности является одной из ведущих составляющих педагогического процесса. Только эмоционально окрашенные, глубоко духовно пережитые ребенком знания могут стать эффективным регулятором его развития.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой». Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, предельная громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания и оказывают    сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние даже взрослого, не говоря о ребенке.

Родители и педагоги должны сделать всё возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус. И обязательным условием для этого является организация  развивающей пространственно-предметной среды, способствующей созданию атмосферы доброжелательности, доверия и взаимного уважения. Только в этих условиях ребёнок может раскрыться, проявить  свои способности в полном объёме.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки, умение её слушать и  анализировать.

Слушание музыки -  уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребёнка. Слушая музыку, ребёнок познаёт мир вор всём его многообразии.

Слушание музыки - универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-импровизацией, их нужно обязательно прослушать.

Работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится по «остаточному» принципу. В стремлении «обеспечить»  проведение очередного праздника, мы стараемся за счет слушания  «выкроить» из занятия  дополнительное время для повторения песен, танцев. В результате слушание музыки проводится от случая к случаю, дети не воспринимают музыку как носителя определенного содержания, не овладевают музыкальным языком, не накапливают музыкальные впечатления и, в конечном итоге, их пение, игра в оркестре и музыкальные движения становятся менее выразительными. В том случае, когда слушание на занятии все-таки проводится,  «коэффициент полезного действия» также бывает очень низок. Можно представить, что в первой части занятия дети слушают и эмоционально переживают высокохудожественное произведение, а через 5-7 минут в разделе «Музыкальное движение» уже разучивают боковой галоп. Понятно, что работа по слушанию в таком случае проходит практически впустую. Преодолеть эти недостатки возможно при правильной организации слушания на музыкальных занятиях. Дети, по словам К.Д. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, ощущениями».

Взаимодействие различных видов искусств способствует их взаимообогащению, усиливает их познавательные и воспитательные возможности. Общеизвестно, что взаимодействие искусств является наиболее эффективным способом развития личности. Литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно, а их взаимодействие, синтез обогащают каждое из них новыми чертами и возможностями.

Развитие музыкального восприятия дошкольников предусматривает проведение специальных интегрированных занятий, которые включают в себя различные виды художественной деятельности детей, а именно: слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, просмотр слайдов, видеоматериалов, музыкальное движение, изобразительная деятельность.       Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие трёх основных элементов:

1. Восприятие музыки происходит как переживание определённого эмоционального и эстетического состояния.

2. Ребёнок осознаёт свои эмоции, связанные с музыкой, что, в свою очередь, означает развитие музыкального вкуса.

3. Дети мобилизуют свое восприятие, художественный опыт и только что пережитые эстетические чувства от прослушанной музыки и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую-либо объективную форму.

Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребёнка, тем точнее его суждения, оценки, тем выразительнее его творчество. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Для осуществления процесса интеграции необходимо помнить об особенностях использования изобразительного  искусства (цвет, светотень, линия, пространство, композиция и др.) и знать элементарные основы языка музыки и средства художественной выразительности. Изобразительное искусство и музыка в качестве взаимодействующих компонентов выбраны не случайно. Изобразительное искусство опирается на зримое, а музыка опирается на слышимое, она динамична и развивается во времени. Поэтому каждое из этих искусств существует самостоятельно, но нуждается во взаимодействии с другими видами искусств.

Интегрированные занятия могут быть различными по тематике: «Золотая волшебница Осень», «Русская зима», «Море», «Мама», «Русская гармошка», «Русская матрёшка», «Весенняя радость», «Клоуны» и другие. Они позволяют не только дать ребёнку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно. При проведении интегрированных занятий надо стремиться, чтобы была осуществлена межпредметная связь. Отбирая музыкальные пьесы, обращается внимание на эмоционально-образное содержание, тематическую направленность, раскрывающиеся в характере музыки.

С воспитателем заранее обсуждаются темы и музыкальные произведения, которые предлагается воплотить в детских рисунках или других видах детского творчества. Затем на музыкальных занятиях происходит накопление музыкальных и художественных впечатлений, а воспитатель проводит предварительную работу по формированию навыков и умений, которые будут необходимы детям для практического воплощения музыкального образа. Это объединяет работу двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, а также содействует развитию их творческого сотрудничества. Такая межпредметная связь повышает познавательную и творческую активность детей. Но, несмотря на привлекательные слайды, картины художников, важно сохранить приоритет музыки, то есть музыка – это главное. Слово и живопись, используемые на занятиях, лишь помогают ребёнку лучше понять музыку, замысел композитора, глубже проникнуть в её содержание.

Как известно, 2014 год объявлен в России годом культуры. Воспитывая детей на примерах и основах искусства, приобщая детей к культуре, мы добиваемся, чтобы дети сами стали частицей культуры, искусства, продолжателями и носителями её.

Таким образом, интеграция в образовательном процессе должна выступать способом открытия мира художественной культуры дошкольника, основываться на лучших образцах мировой культуры и искусства. Интегрируя образовательный процесс, мы открываем перед детьми мир творчества.

Список литературы:

1. Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: Пособие для воспитателей, методистов, руководителей ДОУ /Е.П. Климова. – Волгоград, Учитель, 2007. – 77 с.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. -М.: «Мозаика-Синтез»,2005- 120 с

3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и         методические рекомендации  /О.П. Радынова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80 с.

4. Штанько И.В Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный          подход: Методическое пособие /И.В. Штанько// Управление ДОУ. – М.: ТЦ  Сфера, 2007. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Неделя искусства Синтез искусств как средство формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предлогаемый материал содержит комплекс интегрированных мероприятий, направленных на развитие детского творчества средствами художественно - этетического цикла. Старший дошкольный возраст....

Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста

Народное искусство заключает в себе большие возможности в установлении тесных преемственных связей в воспитании и развитии творчества детей: музыкальное, изобразительное, поэтическое, широко используе...

Интегрированный подход, как фактор формирования творческого развития дошкольников.

Интегрированный подход, как фактор формирования творческого развития дошкольников...