Конспект НОД по нравственному воспитанию.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема: «Незабываемое космическое путешествие»
Цель: Расширять представления детей о космических полетах; закреплять знания детей о российских ученых, стоявших у истоков развития российской космонавтики. Рассказать том, что в 2014 году исполняется 53 года со дня полета в космос первого космонавта – Ю.А.Гагарина; о первых женщинах – космонавтах. Совершенствовать знания о планетах Солнечной системы, их названия и расположение. Воспитывать гордость за свою Страну, за тех людей, которые славят нашу Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspek_po_duhovno_-_nrav._vosp._podgotovitelnaya.docx | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по нравственному воспитанию.
Подготовительная группа.
Воспитатель: Шимко О.Е.
Тема: «Незабываемое космическое путешествие»
Цель: Расширять представления детей о космических полетах; закреплять знания детей о российских ученых, стоявших у истоков развития российской космонавтики. Рассказать том, что в 2014 году исполняется 53 года со дня полета в космос первого космонавта – Ю.А.Гагарина; о первых женщинах – космонавтах. Совершенствовать знания о планетах Солнечной системы, их названия и расположение. Воспитывать гордость за свою Страну, за тех людей, которые славят нашу Родину.
Материалы: глобус, портреты космонавтов, ученых, модели планет; большое зеркало, на котором прикреплена модель Солнца, нарисованы орбиты девяти планет, между четвертой и пятой орбитой расстояние больше, чем между остальными орбитами; предложения с перепутанными словами, буквенно-числовые карточки, гуашь белого, желтого и красного цветов, поролоновые шарики, «космические скафандры»; 2 радиограммы, посылка, «указ президента», золотые медали, шоколадки «Марс».
Предварительная работа: рассматривание планет Солнечной системы, знакомство с портретами: основателя космонавтики К.Э. Циолковского, ученого-конструктора С.П. Королева, первого космонавта Ю.А. Гагарина, А.А.Леонова, первой женщины-космонавта В.В.Терешковой, С.Е. Савицкой – первой женщины-космонавта, вышедшей в открытый космос; дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови соседей», игровые упражнения на развитие зрительного внимания; игровые упражнения на образование родственных слов, составление предложений из «перепутанных слов»; чтение стихотворений о космосе, планетах Солнечной системы; загадывание загадок; разучивание игротренинга «Космонавт»; рисование, лепка, аппликация на тему космоса; выкладывание планет в нужной последовательности.
Ход НОД:
Под фонограмму космической музыки дети входят в зал, выполняют перестроения, в руках у них портреты ученых, космонавтов и другие картинки.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о космонавтике, космосе и обо всем, что с ним связано. Каждый год 12 апреля мы отмечаем День Космонавтики. Как вы думаете, почему?
Дети: В этот день полетел в космос Юрий Гагарин – наш первый космонавт.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Показывает глобус.
Воспитатель: Ребята, как вы знаете, это модель нашей планеты Земля. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы, даже придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах. Давайте вспомним, как все начиналось? Кто стоял у истоков российской космонавтики?
1 ребёнок: Разработал теорию ракеты, продумал ее устройство и вывел основную формулу движения замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский. Показывает портрет.
2 ребёнок: Через много-много лет другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник. Показывает портрет.
3 ребёнок: На этом спутнике вокруг Земли сначала летали собачки Белка и Стрелка. Показывает картинку.
4 ребёнок: А 12 апреля 1961 года впервые в космос полетел человек. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, гражданин России. Показывает портрет.
5 ребёнок:
На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток.
А корабль назывался «Восток».
Его знает и любит каждый,
Был он юный, сильный, отважный.
Помним взгляд его добрый, с прищуром,
Его звали Гагарин Юра.
(Т. Шорыгина)
6 ребёнок: Сначала были одиночные полеты, а потом групповые по 2-3 и более человек.
7 ребёнок: В космосе побывали не только космонавты, но и врачи, инженеры-конструкторы, исследователи.
8 ребёнок: Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос. Показывает портрет.
9 ребёнок: Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт. Показывает портрет.
10 ребёнок: Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина - космонавт, вышедшая в открытый космос. Показывает портрет.
11 ребёнок: Взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли, называется космодром «Байконур».
12 ребёнок: В космос летали на космических кораблях «Восход», «Союз», «Буран»; станция «Мир», с которой состыковывались космические корабли и где жили космонавты. Показывает картинку.
Воспитатель: Ребята, чтобы жить и работать в космическом корабле, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте потренируемся. Воспитатель собирает картинки и портреты.
Физминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Вправо-влево повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать…
В коридоре раздаются торопливые шаги, переходящие в бег. Раздается стук в дверь, входит сотрудник детского сада.
Сотрудник д/с: Простите, вам срочная радиограмма…из Космоса!
Воспитатель: Из космоса? Большое спасибо. Странно, что бы это значило? Читает вслух: «Дорогие ребята! В космосе произошло невероятное: все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит и сбились в одну кучу. Я сбился с курса и не могу вернуться на Землю. Срочно нужна ваша помощь: необходимо расставить планеты по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе. Если вы не боитесь трудностей, то поспешите на помощь. Заблудившийся космонавт». Ребята, что будем делать? Поможем?
Дети: Да! Поможем!
Воспитатель: Но для того, чтобы быстро оказаться в космосе, нам нужно пройти пароль. Если вы правильно ответите на все вопросы, мы почти сразу же окажемся в космосе.
Задание «Прохождение пароля»
Цель: закрепить знания детей о космосе, космонавтах.
Ход игры: дети выстраиваются друг за другом и поочередно отвечают на вопросы воспитателя.
- Как называется площадка для взлета космических ракет? (Космодром).
- Как называется головной убор космонавта? (Скафандр).
- Как называется окно в самолете или в ракете? (Иллюминатор).
- Кто и на чем впервые облетел вокруг Земли? (Собаки Белка и Стрелка на космическом спутнике).
- В какой день отмечается день Космонавтики? (12 апреля).
- Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова).
- Сколько планет в Солнечной системе? (9).
- Как называется третья планета от Солнца? (Земля).
- Как называется спутник планеты Земля? (Луна).
- Назовите самые маленькие планеты Солнечной системы. (Меркурий, Плутон).
- Назовите гигантские планеты Солнечной системы. (Юпитер, Сатурн).
- Почему происходит смена дня и ночи и времен года? (Потому что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца).
После прохождения пароля дети поочередно подходят к столу и надевают бумажные скафандры.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Всем приготовиться к взлету!
Игротренинг «Космонавт»
Цель: закреплять умение детей сочетать слова с действиями: на каждый ударный слог все пальчики, начиная с указательного «здороваются» с большим пальцем.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете
День летит, и ночь летит,
И на Землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря,
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Воспитатель: Вот мы с вами и в космосе. Ребята, путь к сбившимся планетам будет нелегким. Нас ожидает множество препятствий. Чтобы их преодолеть, мы должны быть предельно внимательными и сообразительными. А вот и первое препятствие.
Игра «Найди отличия»
Цель: развитие зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть две картинки на космическую тему и найти 10 отличий.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были предельно внимательны и быстро справились с первым препятствием. А вот и следующее препятствие. Нам нужно придумать родственные слова к словам «Космос» и «Планета».
Игра «Семейка»
Цель: развивать грамматический строй речи: упражнять в образовании родственных слов к словам «Космос» и «Планета», обогащать словарь детей.
Ход игры: Дети подбирают родственные слова к слову «Космос» - космонавт, космический, космодром, космонавтика. К слову «Планета» - инопланетянин, планетарий, межпланетный.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И это сложное препятствие вы смогли преодолеть. А теперь еще одно, более сложное препятствие.
Игра «Составь предложение»
Цель: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение.
Ход игры: воспитатель предлагает детям предложения, в которых все слова поменялись местами, и построить правильные предложения.
Слова: в, космонавт, ракете, летит; звезды, на, светят, небе; в, корабль, полет, отправляется, космический; падает, с, комета, неба, хвостатая.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с очень сложным заданием! А вот и нашлись сбившиеся планеты! Давайте вспомним, в каком порядке расположены планеты Солнечной системы.
Дидактические игры «Планеты, стройтесь!»,
«Назови своих соседей»
Цель: закреплять знания детей о планетах Солнечной системы, знать их названия, последовательность, уметь ориентироваться в пространстве и называть «соседей» планет.
Ход игры: Дети берут модели планет, выстраиваются по порядку и читают стихотворение А.Хайта:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз – Меркурий
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Десять детей стоят в ряд, десятая – Луна, двое оставшихся стоят между четвертой и пятой планетой, изображая кольцо астероидов.
Воспитатель обращается к детям-планетам:
- Земля, хлопни в ладоши! Назови своих соседей. (Венера и Марс).
- Сатурн, топни ногой! Назови своих соседей. (Юпитер и Уран).
- Венера, подпрыгни! Назови своих соседей. (Меркурий и Земля).
- Юпитер, помаши рукой! Назови своих соседей. (Марс и Сатурн).
- А кто это рядом с Землей? Маленькая планета или большая звезда?
Ребенок: Я не маленькая планета и не большая звезда. Я – Луна – спутник Земли. Читает стихотворение Р.А.Алдониной
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
Ребенок: Самая красивая и самая интересная из планет – это наша Земля. Вот так выглядит Земля из космоса. (Показывает картинку). Недаром ее называют «Голубой планетой». Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь.
Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Планета»:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой похожей нету.
Воспитатель обращается к «астероидам»: А вы кто такие? Неужели звезды?
Дети: Нет, мы не звезды, мы – астероиды. Нас очень много, мы находимся между четвертой и пятой планетами (между Марсом и Юпитером), образуем большой круг в виде орбиты, поэтому нас называют кольцом астероидов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей, все планеты на своих местах! Теперь в Солнечной системе полный порядок! Посмотрите, как много звезд! Что же такое звезды?
Ребенок:
Что такое звезды?
Если спросят вас
Отвечайте смело:
Раскаленный газ.
И еще добавьте,
Что притом всегда,
Ядерный реактор –
Каждая звезда!
(Р.А.Алдонина)
Воспитатель: А как называется самая главная звезда в Солнечной системе?
Дети: Солнце! Это самая огромная и яркая звезда! Солнце дает нам свет и тепло!
Воспитатель: Совершенно верно! Это Солнце! Теперь можно немного отдохнуть и повеселиться!
Музыкальная пауза
Звучит фонограмма песни группы «Земляне» «Трава у дома»; во время куплета дети подпевают, во время припева выполняют музыкально-ритмические движения.
Воспитатель: Ну, вот и все, ребята, нам пора возвращаться домой, на Землю. Но, чтобы быстро вернуться на Землю, мы должны выполнить последнее задание: пройти пароль на выход из Космоса.
Прохождение пароля на возвращение из космоса.
На полу лежат буквенно-числовые карточки от 1 до 12 (цифровой стороной вверх) в хаотичном порядке. Дети поочередно выкладывают карточки в обратном порядке, от 12 до 1, воспитатель просит их закрыть глаза и сосчитать вслух от 12 до 1. Пока они считают с закрытыми глазами, карточки переворачивают на буквенную сторону. Дети открывают глаза и читают пароль «Космонавтика».
Воспитатель: Какое длинное слово и как необычно написано! Часть букв красного цвета, часть синего, и одна зеленого! Что бы это значило?»
Дети: Гласные буквы всегда обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, а мягкие согласные – зеленым цветом.
Воспитатель: А сколько слогов в слове «Космонавтика»?
Дети: Пять слогов.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
Воспитатель: Совершенно верно! Вы дали правильный ответ!
Воспитатель: Совершенно верно! Вы дали правильный ответ!»
Звучит фонограмма космической музыки, дети «возвращаются» из космоса, снимают скафандры.
Воспитатель: Вот мы снова и дома, на Земле, в своем любимом детском саду. Скажите, ребята, вам трудно было в космосе?
Дети: Нет, совсем не трудно, а интересно!
В коридоре раздаются шаги.
Сотрудник: Простите, вам просили передать.
Протягивает телеграмму и небольшую посылку. В посылке «Указ Президента», медали «Юному космонавту» и шоколадки «Марс».
Воспитатель: Телеграмма? Интересно, от кого? Читает вслух: Дорогие ребята! Пишет вам заблудившийся космонавт. Огромное вам спасибо за помощь! Вы совершили героический поступок: теперь в космосе полный порядок – все планеты на своих местах, а я благополучно вернулся на родную Землю. Ваш друг, Заблудившийся Космонавт.
Воспитатель: Вот видите, ребята? Значит, мы не зря старались! Ой! А это что такое? Кажется указ Президента! Читает: «За проявленное мужество, героизм, смекалку, умение прийти на помощь, награждаются дети подготовительной группы «Светлячок» медалями «Юному космонавту» и шоколадками «Марс».
Воспитатель: Да, ребята, все космонавты являются героями своей страны и имеют правительственные награды. Теперь вы тоже герои своей страны, своего города.
Церемония награждения.
Воспитатель: Ну, вот и все, мои юные космонавты, наше космическое путешествие окончено! Благодарю всех за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Учимся быть дружными»
Знакомство детей с понятием "дружба". Формирование нравственных качеств личности у дошкольников старшего возраста. 18990875_7082433_VinniPuh_36.gif...
Конспект занятия по нравственному воспитанию на тему: "Поделись с другом"
Цель занятия:Формировать нравственные волевые аспекты поведения;Воспитывать любовь к близким и формировать уважение к ним....
Конспект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группе "Игра-поход на богатырскую заставу"
Участие дошкольников в "Игре-походе на богатырскую заставу" воспитывает у них чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.Формирует представления дете...
Конспект занятия по нравственному воспитанию на тему: "Поделись с другом"
Занятие по нравственному воспитанию во второй младшей группе детского сада....
Конспект по социально-нравственному воспитанию "Давайте жить дружно"
Конспект по социально-нравственному воспитанию ....
конспект занятия по нравственному воспитанию с использованием психогимнастики в младшей группе "Гномы, гномы. гномы, вы малюсенький народ"
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это б...
Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы
Актуальность. В нашей стране относились к хлебу всегда по - особому. Если человек в чём-то не очень разбирается, о нём говорят: » думает что булки на деревьях растут». Где же действительно растёт...