Доклад "Работа с одарёнными детьми"
статья

Буденко Светлана Григорьевна

Доклад музыкального руководителя детского сада на тему: "Один учитель и разные дети: проблемы обучения одарённых детей". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rabota_s_odarennymi_detmi.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 24 Пушкинского района Санкт-Петербурга

ДОКЛАД

на тему: «Один учитель и разные дети: проблемы
               обучения одарённых детей»

                                            Автор: музыкальный руководитель
                                            высшей квалификационной категории
                                             Буденко Светлана Григорьевна

2019

                                                                               «Таланты создавать нельзя,
                                                                              но можно создавать почву,
                                                                              на которой особенно успешно
                                                                              они произрастают».
                                                                                                                 Г. Нейгауз

1. Работа с музыкально одаренными детьми.

               Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

              В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии – умственном, физическом, художественном, – обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается.

К. Роджерс, специалист в области развития творчества, отмечает: “Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной и неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя”.

              Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что на развитие творческих способностей ребёнка оказывают влияние наследственность, специально организованное обучение, собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности, окружающий социум (родители, педагоги, дети).

              Исходя из этого, я направляю свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, родителей, узких специалистов детского сада.

              Способности к музыке у детей начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. Подражание – это уже ступенька к творчеству. Дальнейшее его развитие приведет к первым попыткам (в 5-6 лет) придумать что-то свое. Возможно, это будет незатейливая мелодия или простенькая песенка. Но, так или иначе, появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одаренности ребенка.

              Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.

Несомненно, важным моментом в развитии способностей дошкольника является установление контакта с ним, проявление интереса к его занятиям, поддержка и помощь взрослых людей. Согласно теории амплификации детского развития, необходимо создать условия, обогащающие развитие ребенка, позволяющие максимально проявиться его задаткам, возможностям, что особенно актуально в случае с одаренными детьми.

Еще одним важным вопросом в воспитании одаренного ребенка остается проблема его обучения до школы, интеграции среди сверстников. Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Многочисленные жизненные факты и свидетельства науки показывают, что многие одаренные дети не достигают желаемых успехов на избранном ими пути. Это связано с тем, что высокоодаренный ребенок, обучаясь с детьми, менее одаренными, часто затрачивает мало усилий из-за отсутствия грамотного руководства со стороны педагога. В результате исходная одаренность не только мешает выработке волевых качеств, но и невольно задерживает развитие самих способностей – блестящие задатки такого ребенка не превращаются в столь же блестящие способности, оказываются не использованными. Критикуя теорию врожденных способностей, справедливо подметил Т.В. Лейбниц: «Голые возможности – ничто».

Часто и при переходе на новую ступень образования усугубляется положение одаренных детей. Они оказываются неспособными к систематической напряженной работе и, как следствие, теряют уверенность в себе, разочаровываются в своих возможностях. Признание их избранности сменяется, по их мнению, несправедливостью требований окружающих – создаются условия конфликта.

Исходя из вышесказанного, важнейшим правилом интеграции одаренных детей является обучение на грани, высокой по преодолению трудностей. «Индивидуальный подход в формировании способностей означает обеспечение дополнительной работой тех учащихся, которые легко и быстро овладевают материалом с тем, чтобы довести до нужного напряжения их силы, развивать их способности и в том числе трудоспособность», - утверждали ученые еще советского времени А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев.

Часто родители одаренных детей, во избегании трудностей, сами пытаются заниматься с ними: читают книги, отвечают на вопросы, помогают в творческом самовыражении, что является немаловажным в воспитании любого ребенка. Но чтобы вырастить по-настоящему творческого человека, необходимо, прежде всего, обратить свой взор на себя, на свои отношения с ребенком со стороны.

Самое первое и главное – любить своего ребенка и принимать его таким, какой он есть: радоваться его успехам, быть внимательным к его делам и поступкам, идти за ребенком в развитии его интересов, давать ему возможность выбора, осторожно открывая все новые области знаний, направляя его внимание. Атмосфера доброты, чуткости, внимательности необходима в развитии одаренного ребенка. В обратном случае, способности ребенка могут затихать, угасать из-за отсутствия интереса, насмешек и даже критических замечаний взрослых.

Как показали исследования, для развития творческого потенциала ребенка необходима не только адекватная оценка его сил и возможностей, но даже немного завышенная, благодаря чему у него появится запас сил и уверенность при встрече с неудачами. Ведь на жизненном пути одаренной личности немало трудностей, к которым нужно постепенно готовить малыша, укрепляя его веру в себя.

Родителям необходимо быть примером для ребенка, шире использовать свои знания, умения, навыки, не злоупотребляя помощью специалистов. Тем не менее, не нужно забывать об одном мудром педагогическом правиле – «не навреди». Одаренные дети очень чувствительны и ранимы. Многочисленные учебные нагрузки могут быть слишком утомительны для них. Поэтому одаренному ребенку необходимо свободное время, когда он мог бы уединиться и побыть наедине с собой.

Принято считать, что воспитание и обучение одаренных детей должно быть нетрадиционным. Большинство программ и техник направлено на включение исследований, экспериментов, гипотез, которые должны включаться во все привычные виды деятельности детей. Наилучшим образом проявлению индивидуальности каждого ребенка способствуют занятия игрового типа. При этом не нужно забывать о роли семьи, теплая атмосфера которой так же необходима в развитии одаренности ребенка.

Итак, стратегия взрослых во взаимодействии с одаренным ребенком, в первую очередь в следующем: прибегать к аналогиям, задавать наводящие вопросы, создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности, проявлять терпимость и интуицию.

2. Обучение одарённых детей.

  Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию одаренных детей, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальные способности детей.

  Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанементом, декорациями, костюмами и прочей атрибутикой творческого процесса. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным  мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.  

Во избежание проблем в обучении музыкально одаренных детей я ставлю перед собой определённые задачи:

- Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным.

- Научить его конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми.

- Повышать музыкальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания  -  всё, чтобы развивать творческую активность этих детей.

Таким детям для успеха необходимо признание. Поэтому считаю, что создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности. А так же музыкально одарённым детям необходима и стимуляция: доска почета, ведение портфолио воспитанников, художественные выступления, концерты, конкурсы, творческие встречи.

3. Заключение.

       Педагогический коллектив вместе с родителями должны создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. Несомненно, основное требование к педагогам и родителям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы, вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать.
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать,

Сумеет всякий, кто понятлив:

Таланты может воспитать,

Наставник, если сам талантлив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.

Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»

Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться  способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде...

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...