Презентация "Использование дидактических игр в развитии мелкой моторики детей раннего возраста"
презентация к уроку (младшая группа)

Черемнова Екатерина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд: «Использование дидактических игр в развитии мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста»

2 слайд:  «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

 Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
                                                                                              В. А. Сухомлинский.

Цель: ознакомление педагогов с опытом работы по развитию мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры.

  1. Вступительная часть. Актуальность

3 слайд:  Актуальность темы определяется тем, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием формирования развития речи у детей.

При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких - либо пусть и не ярко выраженных проблемах, возникают трудности в школьном возрасте. 

У детей раннего возраста еще слабо развиты мелкие мышцы рук. Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений.

Ранний возраст - это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни.

Работая с детьми 2-3 лет, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти руки, плохое запоминание цвета, размера, формы, нарушение общей моторики, речи. У таких детей наблюдается общая скованность и медлительность в выполнении движений, что оказывает влияние и на эмоциональное благополучие ребенка.

Как помочь ребенку преодолеть эти трудности?

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки.

4 слайд       мною были поставлены  задачи         

  • создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
  • способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
  • способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

2. Основная часть. Работа по развитию мелкой моторики.

Совокупность всех этих трудностей натолкнула меня на углубленную работу над повышением уровня сенсорного и речевого развития детей через совершенствование мелкой моторики, средствами дидактических игр.

Понимая важность работы по развитию мелкой моторики, поставила перед собой следующие задачи:

  •  совершенствовать предметно-развивающуюся среду,
  • разработать план проведения пальчиковых игр и упражнений;
  • сделать работу по совершенствованию мелкой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;
  • повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их, в занимательную игру;
  • разнообразить дидактический материал.

Очень важной работой по развитию «ручной умелости» являются пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны, понятны и доступны детям, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Составила картотеку, разработала примерный план проведения пальчиковых игр. 

Старалась подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности, по сезонности, и так, чтобы в играх содержалось больше разнообразных движений пальцами. Провожу пальчиковую гимнастику на занятиях, а также в разные режимные моменты, в свободное время утром и после сна, использую на прогулке.

Значительное место в процессе сенсорного обучения и развития мелкой моторики рук занимают дидактические игры, многие пособия я смастерила сама, а также большую помощь оказали РОДИТЕЛИ. Работа с дидактическими играми осуществляется небольшой группой или индивидуально.

Расскажу о некоторых из них.

Дидактическая игра:

5 слайд:

«Ящик ощущений», который изготовлен своими руками из обыкновенной картонной коробки, оформлен из ткани разных цветов с разными застежками (пуговицы, крючки, кнопки, шнуровки, замки) также помогает в развитии мелкой моторики рук. Дети учатся застегивать пуговицы, шнуровать, застегивать и расстегивать крючки, кнопки и замки.

6 слайд:

 «Сенсорный куб» -  проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия. Данное пособие укрепляет и развивает память, мелкую моторику рук, речь, внимание, воображение, умение сочетать по форме.

«Веселые прищепки» - развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие зрительного восприятия и внимания.

7 слайд:

«Собери картинку» - для этой игры мы используем картинки, разрезанные на 2 – 4 части, подобрать части и собрать целую картинку путем прикладывания, игра является прекрасным помощником развитие у деток памяти и мышления. Можно использовать большие почтовые открытки.

«Снеговик» - помогает развивать мелкую моторику, координацию движений, закрепляет знания о цвете, форме, величине. Для этой дидактической игры мы использовали снеговиков изготовленные из картона и геометрические фигуры разных цветов и форм. Превращает игру, в обучение, помогает развивать речь.

8 слайд:

Пазлы из 4-х частей. Учить собирать целое из частей. Действовать путем прикладывания. Способствует развитию речи (тема: профессии). Формирует представление о трудовых функциях людей, орудиях труда, инструментах.

9 слайд:

«Мои любимые пазлы» - пазлы – наглядный пример того, как без напряжения, весело и прекрасно можно совмещать и игру, и обучение, помогает развивать речь.

Игра: найти к основной картинке три карточки (сопоставление), развивает речь, внимание.

10 слайд

«Мозаики» - собери картинку, «Конструктор», этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Узнает цвета и формы, учиться определять связь между частью и целым.

11 слайд

«Мозаики» - идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Способ создания узоров из отдельных деталей. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

12 слайд:

«Закрой ячейки по форме» закрепляет знания о цвете, форме, величине. 

«Сложи квадрат» - методика Б.П.Никитина - способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, логического мышления. Воспитанники знакомятся с сенсорными эталонами цвета и формы, соотнесением целого и части.

13 слайд:

«Найди пару» - малыш тренирует мелкую моторику, воображение, память, учится логически мыслить и создавать пространственные мыслеобразы.

«Закрой ячейку по форме» - сформировать у детей представление об овощах. Развивает мелкую моторику пальчиков, внимание, память, речь.
14 слайд:

«Собери яблоки»,  «Ловись рыбка»,  игра способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания; развивает мелкую моторику рук; игра поощряет ребенка к достижению нужного ему результата. Варианты использования:

- «Поймай только  рыбку и т.д. »; (краба…)

- «Расскажи, кого поймал кот?»;

- «Сорви только красных яблоки (только зеленых), самые маленькие и т.д.». Развивает волевые качества личности (терпение, усидчивость, настойчивость, ловкость.

15 слайд:

«Сопоставление предметов с его изображением» - в работе с этим материалом ребенок переходит от маленькой игрушки - предметика к плоскостному изображению. Он видит собственными глазами объемный и плоский предметы, которые называются одинаково, и это тоже восхищает его.

16 слайд:

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

17 слайд:

«Игра цвета» - ребенок учиться видеть объект  из множества, находить картинку нужного цвета и распределить их по группам. Игра направлена на развитие памяти, внимание и речи ребенка.

«Веселый художник» - правильно найти фишку нужного цвета для создания картинки.  Развивает мелкую моторику пальцев, умение сочетать по цвету. Создает эмоциональное настроение.

18 слайд:

«Умное облачко» Как играть?

   1. Обсудить с ребенком тему облаков: Какие функции выполняют: «Какие у облачка бывают дела! из облачка капает дождик (капельки),

- поливает ягодки в саду, цветочки:

- помыть дорожки на улицах

- помыть листочки на деревьях и т.д.

   2. Взять карточку-образец, подобрать необходимые кружки и вставить в облачко (рядом, вверху, внизу и т.д.) 
   3. Использовать кружки в качестве мозаики - выкладывать силуэты животных, транспорта, мебели и т.д. 
4. Обвести облачко на бумаге и раскрасить его.

«Дубль 2» - Карточка кладется перед собой рубашкой вверх. Ребенок ищет совпадения в символах между карточками. Могут играть двое (две карточки кладут в центре стола) кто первый нашел совпадения со своей карточкой, тот и забирает карточку. Развивает внимание, речь.

19 слайд;

«Зеркальное отражение» - выполняются все задания воспитателя. Ребенок как бы зеркально повторяет движения другого (воспитателя). (применяем слова рядом, выше), закрепляем цвет.

20 слайд:

Чудо-кубики «Сложный узор» - игра способствует развитию речи, учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет, воображение, наблюдательность, развивает внимание, память, мелкую моторику. Малышу предлагается приложить кубики на образец. Также другие задания.

«Разложи фигурки по корзинкам» - развитие мелкой моторики, аккуратности, внимания. Распределять фигурки по группам. Фиксировать внимание детей на форме предметов. Дидактический материал: фигурки бабочка, машинка, мишутка, круг, ежик.

21 слайд:

«Играем в лото» - расширение словарного запаса, развитие творческого мышления, наблюдательности, закрепляет умение отвечать на вопросы, быстроту реакции. Создает веселое настроение.

«Шнуровка» - развивать мелкую моторику пальцев рук, гибкость рук.

22 слайд:

«Бизиборд» (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезная игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления. По моему мнению, бизиборд является отличным пособием для развития детей дошкольного возраста.

23 слайд:

Пластмассовый конструктор «СНЕЖИНКА» - развивает внимание, мышление, воображение, усидчивость, мелкую моторику рук.

- легко вставляются друг в друга с приятным пощелкиванием, также легко разъединяются;

- скрепленные между собой детали подвижны относительно друг друга по принципу шестеренок. 
«ЛАБИРИНТ серпантинка» (шарик, прямоугольник (куб) - игрушка представляет собой лабиринт с дорожками разного цвета, на которые нанизаны разноцветные бусинки разной формы. Малыш, передвигая бусинки, невольно изучает движение тел по определённой траектории. Способствует развитию логического и пространственного мышления, воображения, мелкой моторики.

24 слайд:

«Умный ход» - развивает у ребёнка пространственное воображение и зрительную память. Карточки-задания (правильное расположение фишек, а также цвет).

«Кто где живет?» «Угадай-ка по описанию» - формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное. Чем питается? Расширять словарный запас.

Также на развитие мелкой моторики оказывает большое влияние лепка из теста, пластилина, конструирование, рисование пальчиками.

Работа с родителями по формированию и развитию мелкой моторики.

Важнейшим условием успешного развития мелкой моторики является тесное сотрудничество педагогов и родителей. Это взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Поэтому взаимодействуя с семьей, я  использовала  следующие методы и формы:

1.Беседа.

2. Консультации для родителей.

3. Родительское собрание.

4. Анкетирование.

5. Стенды (уголок родителей), новые подборки дидактических игр с привлечением родителей.

6. Подборка и рекомендации методической литературы по проблеме.

ВЫВОД:

И это все я внедряю в свою работу.

Работая в системе, я добивалась значительных успехов: пальчики ребят стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими; развивается координация движений; речь ребенка начинается развиваться интенсивнее; повысился уровень сенсорного развития. И главное, у моих воспитанников развиваются положительные самоощущения: уверенность в себе, своих возможностях, то, ради чего все это мы проводим. Динамика развития воспитанников в образовательном процессе очень выросла.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую сенсорному развитию, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада смогла добиться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла  к заключению, что дидактическая игра способствует развитию действий руки, формирует ручную умелость, совершенствует мелкую моторику пальцев, речь и т.д.



       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста

Материал для использования педагогами  на занятиях, для игр дома с родителями...

Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...

Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу.  ...

Мастер- класс «Использование дидактических пособий для развития мелкой моторики детей раннего возраста»

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторикой пальцев рук....

Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики в раннем возрасте

Цели: 1.стимулирование речевой активности детей, развитие речи; 2.развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов; 3.развитие ме...

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи

План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...

Открытое мероприятие по развитию мелкой моторики детей раннего возраста с помощью дидактических игр с цветными крупами.

Открытое мероприятие по развитию мелкой моторики детей раннего возраста с помощью дидактических игр с цветными крупами....