Анализ психологических методов исследования
консультация

Описание, недостатки, достоинства методов психологического исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimova_t.m.-2.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

                      Анализ психологических методов исследования

Метод психологичес-кого исследования

Описание

Недостатки

Достоинства

1.

Наблюдение

Целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта.   С помощью наблюдения

изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства

в их течение.

Различают наблюдение :

-житейское,

-научное,

-включенное,

-невключенное.

-невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения,

-требуются значительные затраты времени.

-не надо получать предваритель-ного согласия испытуемого,

-богатство собираемых сведений,

-сохранена естественность условий деятельности,

-даёт возможность уловить детали исследуемого явления, его многогранность.

2.

Эксперимент

Метоод, предполагающий активное вмешательство исследователя  в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий  для изучения конкретных психологических явлений.

Различают эксперимент:

- лабораторный,

-естественный,

-констатирующий,

-формирующий.

Специфика  психологического эксперимента состоит в том, что в нем продумано, создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего.

-испытуемые знают, что они являются объектом исследования.

-условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности.

-обеспечивается высокая точность результата.

-возможны повторные исследования в аналогичных условиях.

-осуществляется почти весь полный контроль  за всеми переменами в ходе эксперимента.

3.

Опрос

Метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Различают метод:

- письменный (анкетирование),

-устный

-интервью

Анкетирование - это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.  Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования).

-невозмож- ность уточнить вопрос,

-невозмож-ность контро-лировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоя-тельному заполнению анкеты

- минимальное влияние исследователя на опрашиваемого,

- оперативность,

-возможность охвата больших групп людей;

- экономичность (средств и времени),

- стандартизация, обусловленная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них;

- не нужно использовать дорогостоящее оборудование,

- не надо привлекать высококвалифи -цированных специалистов,

- возможность табулирования и проведения статистического анализа с использованием методов математической статистики и соответствующих статистических пакетов для персональных компьютеров.

- устный ( вопро-сы задаются устно)

  Методы психологических исследований, когда необходимая информация собирается в процессе разговора между исследователем и испытуемым.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, позволяет глубже проникнуть в психологию человека.

-возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологичес-кого влияния интервьюера и респондента.

- экономичность (средств и времени),

- стандартизация, обусловленная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них,

- простота, так как респондентов посещать не обязательно, можно передавать им вопросники по почте или опрашивать их по телефону,

- не нужно использовать дорогостоящее оборудование,

- не надо привлекать высококвалифи -цированных специалистов,

- возможность табулирования и проведения статистического анализа с использованием методов математической статистики и соответствующих статистических пакетов для персональных компьютеров,

- возможность задавать вопросы в нужной последователь-ности,

- можно анализировать невербальные реакции опрашиваемого человека,  что дает возможность сделать дополнительный вывод о достоверности,

- возможность глубокого анализа, обусловленная применением последователь-ных уточняющих вопросов.

-интервью:

способ получения информации в процессе устной беседы.

-возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологичес-кого влияния интервьюера и респондента- требуется большое количество времени ,

-необходимо обладать соответствую-щими навыками проведения результативной беседы, интервью.

-устанавливается личный контакт с испытуемым,

- возможность задавать вопросы в нужной последователь-ности, корректировать вопросы, менять последовательность вопросов,

- можно анализировать невербальные реакции опрашиваемого человека,  что дает возможность сделать дополнительный вывод о достоверности,

- возможность глубокого анализа, обусловленная применением последователь-ных уточняющих вопросов;

-непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов;

-повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников;

-возрастает содержатель-ность и глубина собираемой информации.

в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь;

-при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.

4.

Тестирование

Метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование

-проективное,

 -психокоррекци- онное.

-опасность «автоматичес-ких» ошибок.

- опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой

-потеря индивидуаль-ного подхода.

- отсутствие возможности раскрыть индивидуаль- ность при наличии стандартных, заданных ответов.

-отсутствие доверительной обстановки.

-неадекватная сложность.

-стандартизация условий проведения  и результатов.

-оперативность и экономичность

-количественный дифференциро-ванный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизо-ванность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий коли-чественную оценку измеряемым свойствам.

-оптимальная трудность заданий теста,

-надежность. Тест охватывает основные раз-делы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.

- защищенность от предвзятости экзаменатора.

-возможность компьютериза-ции.

5.

Анализ результатов деятельности

Метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

- результаты зависят от квалификации  психолога,

-не подходит для группового исследования,

- требует  много времени.

-гибкость психодиагностической процедуры.

-возможность глубокого проникновение в жизненную ситуацию

-стремление к всестороннему описанию личности.

6.

Метод обобщения независимых характеристик

Выявление и анализ  мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

- трудоемкость сбора информа-ции,

-достоверность  результатов  зависят от компетентнос- ти опрашивае-мых людей.

- ненадежность и субъектив-ность результатов.

- потребность в высоко квали-фицированных специалистах для проведения опроса.

-возможность контроля за обоснованностью суждений экспертов,

-простота реализации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагога, методы исследования и коррекции

Профессия педагог относится к сфере профессий типа «человек – человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержен...

Анализ психолого-педагогических исследований

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры у детей младшего возраста. 1.1         Анализ психолого - педагог...

Доклад "Индуктивный метод исследования"

Доклад "Индуктивный метод исследования"...

«Методы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы на примере сказок»

Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произвед...

Презентация "Методы исследования при врачебно-педагогических наблюдениях"

Презентация разработана в рамках проекта "Я и моё здоровье" для детей старшего дошколльного возраста....

Анализ полученных результатов исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей контрольной и экспериментальной группы

По результатам проведенной диагностики, был выполнен сравнительный анализ результатов по уровням выполненных заданий, который представлен в   сводной таблице. Представим характеристику состо...

Презентация на тему Метод анализа документов качественного исследования

Метод анализа документов качественного исследования...