Анализ психолого-педагогических исследований
статья (младшая группа) на тему

Давлетханова Зарема Абдуллаевна

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры у детей младшего возраста.

 

1.1         Анализ психолого - педагогических исследований, посвященных связи движений пальцев и речи.

 

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались связанными с речевой функцией. Присущие человеку способности к речи и словесному мышлению имеют свою предысторию в развитии животного мира. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью. У первобытных людей жестикуляторная и словесная речь возникли из аффективных и звукоподражательных криков и сопровождающих движений. Происходило это, как считают ученые, под влиянием того, что люди начали применять орудия. В процессе труда у них часто возникала все большая необходимость объяснить что-то друг другу. Применение орудий потребовало уже не возгласов, а слов наименований, а затем слов - понятий.

В процессе трудовой деятельности произошло еще одно важное событие: все более совершенствовались тонкие движения пальцев рук, а в связи с этим происходило усложнение строения мозга - увеличение площади двигательной проекции кисти руки. На смену первобытной речи с многозначными образными понятиями приходит более высокий по своему уровню строй языка с разграничением имен существительных, прилагательных и других частей речи.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.

Довольно часто наблюдается задержка в развитии речи малышей, хотя они абсолютно здоровы, у них нет нарушений слуха или поражений центральной нервной системы. До сих пор считалось, что главное, от чего зависит развитие речи - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражать, а в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги, слова. Поэтому родители получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Великие русские физиологи И.М.Сеченов и И.П.Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечным ощущением» (И.М.Сеченов Избр. Произведения М.- Л., АН СССР, 1952, т.1, стр.87) Павлов также говорил, что речь - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Поэтому в поисках того, что может помочь в развитии речи ребенку, прежде всего возникла мысль об использовании мышечных ощущений с речевого аппарата.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то видно, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является ее частью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

        Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения пальчиковых игр:

  1. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка  к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  3. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  4. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменить  их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  5. Нельзя  ставить  перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
  6. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью воспитателя.
  7. Нельзя  принуждать  детей к игре. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  8. Стимулировать  подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Возраст

    Содержание

 Технология

До 2-х лет

Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой.

Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая её вопросами: « Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребенку помогают выполнить движение.

С 2 до 3 лет.

Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Знакомство с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик; простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота).

С ребенком рассматривают фигурку животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый дает образец положения пальцев. При необходимости помогает ребенку. Побуждает малыша к звукоподражению.

С 3 до 4 лет.

Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура поэтому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру,  другой - вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой.

С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнения движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении

С 4 до 5 лет.

Дети выполняют разные фигуры движение правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно. Дети составляют фигуры из обеих рук, совмещая пальцы.

При выполнение фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти руки.

С 5 до 7 лет.

Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочередно  (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием  дополнит. Материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.).

Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

       Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

    Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

      Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики у детей.

Очень хорошо воспринимаются детьми совместные игры, сопровождаемые  потешками. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока - сорока»), и прибаутки («Ладушки - ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей: «...маслом поливала, детям давала: Ане два, Саше два». При этом касаюсь ладошек каждого ребёнка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологической «поглаживания», когда ребёнок чувствует внимание к себе лично.

Мною разработан перспективный план занятий по пальчиковой гимнастике, где я использую  принцип : от простого к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для начала занятий я выбрала более простые упражнения:

  • «Прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук).
  • «Птички» (выполнение движений в соответствии с текстом).
  • «Лягушка»
  • «Водичка, водичка, умой моё личико...»

   Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом

и чётким  произнесением текста. Каждое занятие провожу в течении нескольких минут, два - три раза в день. При этом не даются все упражнения сразу. Начали мы с одного, ежедневно я добавляла по одному, доведя комплекс до 4 -упражнений. После каждого упражнения провожу  расслабляющий момент (например, опустите руки и потрясите ими или покачайте руками пусть отдохнут).

К середине учебного года переходим к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком по отдельности:

  • «Семья»
  • «Пальчик-мальчик»
  • «Встали пальчики»

К концу учебного года можно детям предлагать уже такие упражнения, как:

-        «Повстречал ежонка ёж ...»

(Кончиком большого пальца касаться поочерёдно кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца).

-        «Зайка и умки»

Хотелось бы отметить, что вся работа ведётся совместно с родителями. С их помощью в группе сделана картотека пальчиковых игр.

Работа с родителями по развитию моторики рук у детей младшего возраста

К работе по развитию моторики  подключены и  родители.  Без помощи родителей, без их активного участия невозможно добиться положительных результатов, т.к. единая линия воспитания детей в детском саду и семье является главным условием их успешного развития. Многие родители  лишают малышей возможности проявить самостоятельность даже в застёгивании пуговиц, кнопок, молний, потому что торопятся или считают своих детей слишком маленькими. В индивидуальных беседах с родителями объясняю, что приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребёнок развивает руку, пальцы, кисть.. Советую родителям  вести работу по развитию моторики в трёх направлениях:

  • Массаж:  специальные упражнения для развития мелких движений пальцев.
  • Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых
    ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать
    членам семьи.
  • Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с
    использованием настольных подвижных игр, в изобретательской
    деятельности (лепке, рисовании).

Предлагаю родителям учить ребёнка манипулировать предметами - среди его игрушек, обязательно должны быть различные пирамидки, матрёшки, строительный материал, машинки, конструкторы.

Чтобы заинтересовать родителей на собраниях, организуем выставку дидактических игрушек, пособий для развития моторики рук.  На собрании родители были ознакомлены с пальчиковыми играми.  С их помощью были изготовлены игры и пособия на развитие мелкой моторики:

  • «Бусы», «Панно для развития мелкой моторики» (застегивание и расстегивание пуговиц, липучки, кнопки, шнурки)
  • «Волшебный мешочек» (мешочек, для определения игрушек на ощупь).
  • «мешочки с крупой»
  • «Вкладыши»
  • « Планшет»
  • «Пальчиковый театр»

В родительском уголке оформлены папки-передвижки на тему:

  • «Тренируем руку - развиваем речь».
  • «Здоровье и ум на кончиках пальцев» .
  • «Виды массажей»
  • «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие»

Благодаря проводимой работе с детьми по формированию моторики рук, положительному настрою детей в группе у нас налажен тесный контакт с родителями. Они оказывают посильную помощь группе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.   Характеристика творческой деятельности. Психолого-педагогический аспект....

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста...

Наблюдение и сравнительный анализ психолого-педагогического процесса в разных возрастных группах ДОО

Наблюдение и сравнительный анализ психолого-педагогического процесса в разных возрастных группах ДОО карты анализа занятий...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению как условие эмоционального благополучия...

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка....

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – очень значимый этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются ...