Анализ психолого - педагогической деятельности педагога - психолога
материал по психологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 185.52 КБ | |
| 84.67 КБ | |
| 49.72 КБ | |
| 24.03 КБ | |
| 136.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ психолого-педагогической деятельности педагога-психолога
за учебный год
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МАДОУ ДСКВ «Солнышко» в течение учебного года осуществлялась по направлениям:
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер;
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение и профилактика;
- экспертная работа.
Психолого-педагогическая работа велась со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями (законными представителями), педагогами, руководством учреждения, а также с педагогами и общественностью города в рамках работы с детьми с признаками одаренности.
При детальном рассмотрении психологической работы с детьми, можно выделить положительную динамику развития познавательной и устойчивости эмоционально-волевой сферы, что отражено в результатах диагностики на начало и конец учебного года.
Исследование уровня познавательного развития воспитанников 4-7 лет проводилось по методике Е.А. Стребелевой в начале и конце 2018 – 2019 учебного года. В начале года обследовано 156 воспитанника. Из них 72% (114 человек) имело нормальный уровень познавательного развития, 28% (42 человека) – показали результат ниже нормы.
В группе «Капитошка» было обследовано 25 человек, из них 75% (18 человек) имели нормальное развитие познавательной сферы, 25% (7 человек) – отставали от показателей нормативного развития познавательной сферы.
В группе «Брусничка» было обследовано 24 ребенка, из них 86% (19 детей) имели нормальное развитие познавательной сферы, 14% (6 детей) – отставание в развитии познавательной деятельности.
В группе «Улыбка» было обследовано 20 воспитанников, из них 67% (12 человек) имели нормальное развитие познавательной сферы, 33% (8 человек) – отставание в развитии познавательной деятельности.
В группе «Семицветик» было обследовано 10 человек, из них 71% (7 человек) имели нормальное развитие познавательной сферы, 29% (3 человека) – отставание в развитии познавательной деятельности.
В группе «Радуга» было обследовано 26 человек, из них 59% (17 человек) имели нормальное развитие познавательной сферы, 41% (9 человек) – отставание в развитии познавательной деятельности.
В группе «Светлячок» было обследовано 26 воспитанников, из них 82% (17 человек) имели нормальное развитие познавательной сферы, 18% (9 детей) – отставание в развитии познавательной деятельности.
В группе «Росинка» было обследовано 23 ребенка, из них 88% (19 детей) имели нормальное развитие познавательной сферы, 12% (4 человека) - отставание в развитии познавательной деятельности.
В конце учебного года обследовано 124 воспитанника. Из них 91% (102 ребенка) имеет нормальный уровень познавательного развития, 9% (22 человек) – отстают от показателей нормы в незначительной степени.
В группе «Капитошка» было обследовано 23 ребенка, из них 91% (20 человек) имели нормальное развитие познавательной сферы, 7% (3 человека) – отставание в развитии познавательной деятельности.
В группе «Брусничка» было обследовано 19 детей, из них 93% (16 человек) имели нормальное развитие познавательной сферы, 7% (4 человека) – отставание в развитии познавательной деятельности.
В группе «Семицветик» было обследовано 10 человек, из них 90% (9 человек) имели нормальное развитие познавательной сферы, 10% (1 ребенок) – отставание в развитии познавательной деятельности.
В группе «Улыбка» было обследовано 15 человек, из них 89% (11 человек) имели нормальное развитие познавательной сферы, 11% (4 человека) – отставание в развитии познавательной деятельности.
В группе «Радуга» было обследовано 17 человек, из них 90% (15 человек) имели нормальное развитие познавательной сферы, 10% (2 человека) – отставание в развитии познавательной деятельности.
В группе «Светлячок» было обследовано 19 воспитанников, из них 89% (14 человек) имели нормальное развитие познавательной сферы, 11% (5 детей) – отставание в развитии познавательной деятельности.
В группе «Росинка» был обследовано 21 человек, из них 94% (20 детей) имели нормальное развитие познавательной сферы, 6% (1 человек) – отставание в развитии познавательной деятельности.
Уровень познавательного развития воспитанников 4-7 лет за 2018 – 2019 учебный год вырос на 19%. Сравнительные показатели познавательного развития воспитанников представлены в гистограммах.
Психолого-педагогическое обследование уровня готовности воспитанников подготовительных групп к готовности к школе
Психолого-педагогическое обследование уровня готовности воспитанников подготовительных групп к началу школьного обучения проводилось по методике Н. Семаго, М. Семаго. В обследовании принимали участие 51 воспитанник седьмого года жизни групп общеразвивающей и компенсирующей направленности. Результаты показали, что уровень готовности познавательных универсальных действий по методике-Н. Семаго, М. Семаго:
- Готово: 47 воспитанников (88%)
- Условно готово: 4 детей (12%)
- Условно не готово:0%
- Не готово: 0%
Так же в рамках психолого-педагогического обследования диагностировался уровень сформированности предпосылок к универсальным учебным действиям (УУД) у выпускников 2018-2019 учебного года. Общее количество выпускников за 2019 год составляет 51 воспитанник.
Уровень сформированности личностных универсальных действий:
- Незавершенная сказка.
- Высокий: 41 детей (66%)
- Средний: 10 ребенка (34%)
- Низкий: 0 детей (0%)
- «Моральная дилемма» методика Ж. Пиаже
- Высокий: 38 детей (63%)
- Средний: 13 воспитанников (37%)
- Низкий: 0 детей (0%)
- «Мотивационные предпочтения» по методике Д.В. Солдатова
- Учебные: 41 ребенок (80%)
- Трудовые: 7 (14%)
- Игровые: 3 (6%)
- Психосоциальная зрелость по методике С.А. Банкова
- Высокий: 39 детей (76%)
- Средний: 8 детей (17%)
- Низкий: 4 ребенка (7%)
Уровень сформированности коммуникативных универсальных действий по методике Н. Е. Веракса
- «Занятия с взрослым»:
- Высокий: 38 детей (63%)
- Средний: 13 воспитанников (37%)
- Низкий: 0 детей (0%)
- «Помощь сверстнику»
- Высокий: 27 детей (53%)
- Средний: 19 детей (37%)
- Низкий: 5детей (10%)
- «Помощь взрослому»
- Высокий: 37 детей (72%)
- Средний: 9 детей (18%)
- Низкий: 5 детей (10%)
- «Веселый мальчик и грустная девочка»
- Высокий: 43 ребенка (84%)
- Средний: 8 детей (16%)
- Низкий:0 детей (0%)
Уровень сформированности регулятивных универсальных действий по методике «Кубики Косса»
- Высокий: 31 ребенок (61%)
- Средний: 11 детей (21%)
- Низкий: 9 детей (18%)
Для безошибочного заключения об эмоциональных особенностях детей, необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом. Поэтому так важен диагностический этап. Что бы получить точные данные о наличии тревожности у детей, была провидена диагностика в начале и в конце учебного года: по методике «Тест тревожности Р. Теммл, М. Доркин, В. Амен.
Тест тревожности Тэммл Р., Доркин М., Амен В.
Тест был ориентирован на детей 3-7 лет. Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации, каждая из которых выполнена в двух вариантах: для девочек и мальчиков. Было обследовано на начало учебного года 156 детей для выявления уровня тревожности. И высокий уровень тревожности проявился у 46 (29%) воспитанников, средний уровень тревожности у 48 (31%) детей и низкий уровень тревожности у 62 (40%) детей.
В конце года так же была проведена диагностика 124 детей в которой наблюдалось значительное снижение уровня тревожности, из них у 16 детей (13%) высокий уровень, у 38 детей (31%) средний уровень и у 70 детей (56%) низкий уровень тревожности.
Так же у детей наблюдается повышение уровня развития самооценки, которая была занижена в начале учебного года. Динамику снижения нежелательных проявлений можно просмотреть в ниже представленных гистограммах за 2018-2019 уч.г.
Диагностика выявления уровня профессионального выгорания среди сотрудников МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Для выявления уровня профессионального выгорания среди сотрудников был произведён опрос среди 20 человек. Результаты опросника показали, что низкий уровень у 18 (90%) сотрудников; средний уровень (близкий к низкому) уровню у 2 (10%) сотрудников; средний (близкий к высокому) уровню 0 (0%) сотрудников; высокий уровень у 0 (0%) сотрудников.
В коллективе симптом не сложившегося эмоционального выгорания отмечается у 80% (18 человек), складывающийся симптом у 10% (2 человека).
Анализ результатов диагностики позволил сформировать группы детей по коррекционно-развивающей работе, организовать консультации для родителей (законных представителей), для педагогического коллектива были даны рекомендации по профилактике эмоционального выгорания, рекомендации по работе с песочной терапией, были рекомендованы упражнения для снятия эмоционального напряжения и т.д.
Коррекционно-развивающая работа проводилась с воспитанниками всех возрастных групп. С воспитанниками групп общеразвивающей направленности 2-го, 3-го и 4-го года жизни проводились занятия по адаптации к условиям детского сада.
В течение 2018-2019 учебного года было проведено 35 консультаций с педагогами и родителями по темам: ознакомление с результатами психодиагностики; получение рекомендаций по особенностям обучения и воспитания ребенка в домашних условиях; готовность ребенка к обучению в школе; адаптация к дошкольному учреждению; поведенческие проблемы детей, гендерное воспитание ребенка в семье; выявление ребенка с отклонением в развитии (для воспитателей)
Выступлений на групповых и общих родительских собраниях
№ | Тема выступления | Группа |
1 | «Кризис 3-х лет» «Кто такой психолог» | «Колобок» |
2 | «Психологическая готовность к школе» | «Росинка» |
3 | «Я иду в детский сад» | «Солнышко" |
4 | «Тревожные дети» | Общее |
Оформление памяток и буклетов
№ | Тема | Группа | Количество |
1 | «Психологическая готовность к школе» | Подготовительные | 9 |
2 | «Кризис 3-х лет» | Младшие группы | 8 |
3 | Гиперактивный ребенок» | Младшие группы | 5 |
4 | «Если ребенок не хочет ходить в детский сад» | Младшие и средние | 8 |
5 | «Утомляемый истощаемый ребенок» | Старшие и подготовительные | 10 |
6 | «Я иду в детский сад» | Младшая | 5 |
7 | «Агрессивный ребенок» | Старшая и подготовительная | 10 |
8 | «Капризы упрямство» | Средняя и подготовительная | 6 |
Выступление на городских методических объединениях
№ | Тема доклада | Место проведения |
1 | «Коррекционная помощь детям с РАС» | МБОУ СОШ №2 |
2 | «Внеурочная деятельность детей с РАС» | МБОУ СОШ №2 |
3 | «Тьюторское сопровождение детей с РАС» | МБОУ СОШ №2 |
4 | Мастер-класс «Система «РЕХ» как средство альтернативной коммуникации детей с РАС» | МБОУ СОШ №2 |
Положительные результаты были достигнуты благодаря слаженному и грамотному психолого-педагогическому воздействию на воспитанников. Активной позиции всех участников образовательного процесса; личной заинтересованности каждого в создании атмосферы доверия и тепла, единства межличностных взаимодействий в группах детей и в педагогическом коллективе.
Задачи на следующий учебный год
Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при необходимости определения индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности; дальнейшая психопрофилактическая и психопросветительская работа с педагогами и родителями.
Предварительный просмотр:
Анализ психолого-педагогической деятельности
педагога-психолога
за 2023-2024 учебный год
Подготовил:
Педагог- психолог
Зандакова М.Р.
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2023-2024 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: обеспечение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в т.ч. общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Задачи:
1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
2. Оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
3. Повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов.
4. Обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОО в целом.
5. Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОО, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
В течение учебного года достижение целей и задач осуществлялось через следующие направления работы:
- психологическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психологическое просвещение и консультирование;
- организационно-методическая работа.
Психологическая диагностика
Целью данного направления было получение информации об уровне развития детей, а также выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. С этой целью были определены основные направления психодиагностической деятельности:
- Диагностика психологической готовности к школьному обучению.
- Диагностика познавательного и эмоционального развития детей.
- Диагностика межличностных отношений детей старшей группы.
- Диагностика детей в адаптационный период.
Дополнительно (по запросам родителей и педагогов, администрации ДОУ и личным наблюдениям) проводилась углубленная диагностика развития ребёнка с целью выявления и конкретизации проблем детей.
В начале учебного года шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей группы «Солнышко» и Колобок», к условиям детского сада. На каждого из них был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов показал, что большая часть детей имеют лёгкий и средний уровень адаптации к дошкольному учреждению, а меньшая часть воспитанников – трудную адаптацию.
Результаты наблюдений свидетельствуют об успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Дети стали лучше говорить, кушать самостоятельно, самостоятельно одеваться и раздеваться, знают элементарные навыки самообслуживания. Основные причины протекания адаптации в тяжелой форме у этих детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду, сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребенка. С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжелой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.
Анализ психологической готовности детей подготовительной группы к школьному обучению
Цель диагностики: выявление сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
В учебном году в детском саду было 2 подготовительные группы «Капитошка» и «Улыбка».
- Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.
- В подготовительных группах были изучены универсальные учебные действия, с помощью комплексной методики.
- В результате обследования возникла необходимость коррекционно- развивающей работы с детьми с низким уровнем психического развития и развивающей – со средним уровнем психологической готовности к школе.
- Таким образом, в течение года проводилась коррекционно-развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и групповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.
- В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.
- Результаты оказались следующие:
Сформированность предпосылок к УУД у воспитанников
Уровень сформированности личностных универсальных действий:
Незавершенная сказка.
- Высокий: 14 детей- 40 %
- Средний: 13 воспитанник - 60%
- Низкий: нет- 0 %
«Моральная дилемма» методика Ж. Пиаже
- Высокий: 14 детей- 40%
- Средний: 13 детей- 60 %
- Низкий: нет- 0%
«Мотивационные предпочтения» по методике Д.В. Солдатова
- Учебные: 20 детей- 74%
- Трудовые: 5 детей- 18%
- Игровые: 2 детей- 8%
Психосоциальная зрелость по методике С.А. Банкова
- Высокий: 20 детей- 74%
- Средний: 7 детей- 26 %
- Низкий:0 %
Уровень сформированности коммуникативных универсальных действий по методике Н.Е. Веракса:
«Занятия с взрослым»:
- Высокий: 12 детей- 44 %
- Средний: 15 детей- 66%
- Низкий: нет- 0 %
«Отношение к сверстнику»
- Высокий: 20 детей- 74 %
- Средний: 7 детей- 26%
- Низкий: нет - 0 %
«Отношение к взрослому»
- Высокий: 20 детей- 74 %
- Средний: 7 детей- 26 %
- Низкий: нет- 0 %
«Эмоциональное состояние сверстников»
- Высокий: 15 детей- 66 %
- Средний: 12 детей- 44 %
- Низкий: нет- 0 %
Уровень сформированности регулятивных универсальных действий по методике «Кубики Косса»:
- Высокий: 14 детей- 51%
- Средний: 13 детей- 49 %
- Низкий: нет- 0 %
Психолого — педагогическое обследование уровня готовности воспитанников подготовительных групп к началу школьного обучения проводилось по методике Н. Семаго, М. Семаго. В обследовании принимали участие воспитанников , из них 74% ( 20 воспит.) – готовы к обучению в школе, условно готова 26% ( 7 воспит.) , условно не готовых –и не готовых к обучению в школе не выявлено.
.
В частности в группе «Капитошка» обследовано 14 воспитанников, из них к обучению в школе готовы 78% ( 11 детей), условно готовы 22% ( 3 детей), условно не готовых и не готовых к обучению не выявлено. В группе «Улыбка» обследовано 13 детей, из них 76 % (10 детей) готовы к обучению в школе, 24 % ( 3 детей) условно готовы и условно не готовых, и полностью не готовых детей к обучению в школьных учреждениях не было выявлено.
Результаты наблюдения в группах показали, что достаточный уровень социального развития детей; развития коммуникативных навыков; развития эмоциональной сферы. Дети умеют общаться со взрослыми, умеют налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в играх; используют в общении и совместной деятельности вербальные и невербальные средства для выражения своего состояния.
Дети знают и используют вежливые формы общения со сверстниками и взрослыми, умеют установить контакт с малознакомыми людьми (сотрудниками ДОУ, зашедшими к ним в группу). Большинство детей умеют тактично, с уважением обращаться с просьбами, вопросами; умеют попросить о помощи и оказать ее; умеют в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, заметить изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого; понимать и различать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояние; проявляют желание посочувствовать, утешить, стремятся к сопереживанию.
Результаты диагностики по методике В. Богомолов показали, что большинство детей в пределах возрастной нормы развития, отмечается положительная динамика. Выявлена незначительная часть контингента воспитанников, у которых недостаточно сформированы знания об окружающем мире, в том числе о родственниках и родителях.
Рисуночная методика. Детям было предложено нарисовать рисунки на тему: « Моя семья». Дети с желанием и очень старательно стали рисовать. Нарисованный состав семьи соответствует реальному представлению о семье. У детей правильно сформировано понятие «Моя семья». Из рисунков видно, что большинство семей дружные, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне, что является главным показателем нормального внутрисемейного общения. Все рисунки нарисованы не в темных тонах, они получились позитивные и хорошо отражающие психологический климат семьи.
Результаты диагностики психологического климата сотрудников
Исследование проводилось в три основных этапа.
Первый этап – поисковый. На этом этапе осуществлялось изучение специальной литературы по проблеме исследования, использование опыта по проблеме исследования, формирование целей, задач исследования, подбор методов и методик исследования.
Второй этап – опытно– аналитический. На втором этапе проводилось основное исследование уровня сплочённости коллектива, межличностных отношений в педагогическом коллективе в МАДОУ ДСКВ «Солнышко» Для решения данной задачи мы провели количественный анализ результатов исследований по следующим методикам:
1) Методика №1 Определение индекса групповой сплочённости Сишора.
2)Методика №2 Методика оценки психологической атмосферы в коллективе.
Третий этап – обобщающий. На третьем этапе осуществлялась обработка результатов, полученных на диагностическом этапе исследования. Были обобщены материалы исследования, сформированы выводы, выполнено оформление данного исследования.
Определение уровня групповой сплочённости в коллективе по методике Сишора были получены следующие результаты: распределение испытуемых по уровням оценки групповой сплочённости:
- высокий уровень 80%
- выше среднего 9%
- средний уровень 1%
Таким образом, у большой части коллектива высокий уровень сплочённости, выше среднего и средней степени преобладает у меньшинства. Значит, коллектив можно назвать полностью сплочённым.
Методика на выявление психологической атмосферы в коллективе показала следующие результаты:
Таким образом, 89 % (25 человек) считают, что коллектив достаточно дружелюбный, 11 % (3 человека) воздерживаются.
Все 100% (28 человек) определили, что в коллективе преобладает согласие.
72% (20 человек) работников удовлетворены коллективом, 28% (8 человек) работников воздерживаются.
100% (28 человек) считает коллектив достаточно продуктивным.
89% (25 человек) определило, что в коллективе преобладает теплота, 11% (3 человек) воздерживаются.
96 % (27 работников) считают коллектив достаточно согласованным, а 4% (1 человек) воздерживаются.
92 % (26 человек) считают, что коллектив достаточно доброжелателен, а 8% ( 2 человек ) воздерживаются.
89% (25 человек) определило, что коллектив достаточно увлечён работой, 11% (3 человека) воздерживаются.
100% (28 человек) – считают работу занимательной.
100% (28 человек)– считают работу коллектива успешным.
Полученные результаты указывают на то, что педагогический коллектив положительно настроен. В отношениях между членами коллектива преобладает дружелюбие, согласие, теплота, доброжелательность, продуктивность, увлечённость и успешность в работе. Большая часть опрошенных удовлетворены работой в коллективе. Среди опрошенных также остаются те, кто воздерживается, а это значит, что необходимо работать над улучшением психологической атмосферы в коллективе.
Результаты обследования показывают, что члены коллектива стремятся устанавливать близкие эмоциональные отношения. Но не все стремятся и избегают брать на себя ответственность за принятие решений, что также является закономерным явлением для вновь формирующегося коллектива. Несмотря на это большинство опрошенных чувствуют себя в коллективе удовлетворённо. Поэтому необходимо продолжать работу по сплочённости коллектива.
Таким образом, благоприятный психологический климат в коллективе оказывает эффективное воздействие на психологическое здоровье людей и проявления ими положительных качеств личности.
И так, необходимо стремление к созданию условий для поддержания благоприятного психологического климата. Для этого необходимо чётко выстроить методическую работу и совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения.
С родителями 1- ой и 2- ой младшей группы было проведено анкетирование: «Знакомство» и «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ».
В течении года было предложено родителям ответить на опросники и выполнить тесты. С результатами опроса можно ознакомиться в гистограммах.
Всего было опрошено 34 родителя из них у 6% ( 2 род.) – либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка; у 12 % родителей (4 род.) – авторитарный стиль, не читают нужным считаться с мнением ребенка; у 82% ( 28 род.) – демократический стиль, высказываю т свое мнение но всегда открыты к диалогу и готовы выслушать мнение ребенка.
Всего было протестировано 21 родитель, из них у 76% ( 16 род.)- отличных, 19% (4 род.) – хороших и 5% (1 род.) почти хороший.
Психокоррекционная и развивающая работа
Цель коррекционно-развивающей работы: создание психологических условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
- групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию психических процессов, познавательной активности.
- групповые и индивидуальные занятия с детьми по формированию эмоциональной устойчивости и положительной самооценки, развитию коммуникативных навыков.
- Сеансы релаксации с детьми.
- Работа с детьми, имеющими низкий уровень познавательного и интеллектуального развития.
- Тренинговые занятия, семинары-практикумы, обучающие игры с педагогами и родителями.
Работа велась по 2 направлениям:
- коррекция и развитие интеллектуально-познавательной сферы детей;
- коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей.
Коррекционные занятия по развитию познавательных процессов (в течение учебного года). Коррекционную группу по развитию познавательной сферы посещают дошкольники, показавшие во время стартового диагностического обследования низкие показатели развития познавательных процессов. С детьми 1 раз в неделю – проводится индивидуальная коррекционная работа. Цель - нормализация темпов познавательного развития у детей с задержкой психического развития.
Коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей посещали дошкольники из категории «группа риска», с наличием более чем трех показателей неблагополучия (двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, страхи, неадекватная самооценка, проблемы в общении и взаимодействии, неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции). С ними проводились 1 раз в неделю индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с использованием методов сказкотерапии, игротерапии, песочной терапии и т.д.
Так же два раза в неделю, коррекционно- развивающая работа проводилась в группах комбинированной и компенсирующей направленности.
Коррекционно-развивающая работа велась в трех форматах: индивидуальная, подгрупповая и групповая работа. Групповая и подгрупповая коррекционная работа проводилась для повышения уровня психологической готовности к обучению в школе и для профилактики дезадаптации. Индивидуальная работа была направленна на развитие познавательных процессов, повышения стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности, коррекции поведения, развитие коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики.
В структуру каждого занятия включаются ритуал приветствия, релаксация и релаксационные игры и упражнения, развивающие игры, прослушивание музыки, рефлексия и ритуал прощания. Результатом проведённой работы является положительная динамика развития дошкольников, повышение уровня самоконтроля, снижение агрессивности.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- Коррекция и развитие познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, внимание и др.), развитие пространственно-временных представлений, развитие мелкой моторики;
- коррекция эмоционально-волевойсферы(агрессивность, тревожность, страхи, импульсивность);
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие уверенности в себе;
- коррекция детско-родительских отношений.
Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком, Нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
Психологическое просвещение и консультирование
Цель - освещение актуальных вопросов психического развития детей, проблем развития, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:
1) Индивидуальная работа
С педагогами:
- по запросам и результатам диагностики;
-обзор групп по результатам диагностической деятельности .
С родителями:
- по запросам и результатам диагностики;
- по актуальным вопросам развития и воспитания детей.
2)Групповая работа
С педагогами: семинар-практикум; мастер-класс; консультация; тренинг; деловая игра; методическая гостиная; психологическая гостиная; круглый стол.
С родителями: выступления на родительских собраниях; тематические встречи, консультации, семинары-практикумы с родителями по заранее выбранной проблеме; оформление стендовой консультации, информационных листов (памяток) в каждой группе, неделя психологии.
Консультативное воздействие осуществляю по вопросам:
- оптимизации воспитательно-образовательного процесса в ДО и в семье в интересах ребенка;
- по вопросам воспитания, развития и образования детей.
Основными формами взаимодействия являются групповые и индивидуальные консультации для педагогов и родителей, а также иные формы работы с сотрудниками учреждения с целью личностного и профессионального роста.
родители | Для родителей подготовительных групп:
Для родителей старших групп:
|
Организационно-методическая работа
За отчетный период осуществлялись следующие виды организационно-методической работы:
- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных занятий, подбор инструментария;
- своевременное оформление документации;
- активное участие в заседаниях методического объединения педагогов ДОУ;
-оказание методической и практической помощи в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов;
- разработка психолого-педагогических и социальных проектов и программ, направленных на улучшение образовательно-воспитательной среды детского сада
- предоставление информации о проведенных мероприятиях на сайт детского сада; пополнение методическим продуктом собственного сайта;
- со специалистами ДО составлены индивидуальные образовательные маршруты для детей.
- Участие в конкурсах
- введение страницы на педагогических сайтах
- участие в комиссии, оценивающей смотры-конкурсы ДО;
- составление по запросу психолого-педагогических заключений на детей.
Успехи и достижения этого года:
- Благодарственное письмо департамента образования и науки ХМО- Югры;
- Сертификат за участие в качестве спикера в городском фестивале инновационных практик по формированию и развитию функциональной грамотности в номинации «Креативное мышление»;
- Благодарственное письмо от начальника управления образования города, за подготовку участника ХХ городского конкурса учебно- исследовательских и творческих работ «Юность в науке»;
- Благодарственное письмо от заместителя губернатора ХМАО- Югры за активное участиев сохранении общественно- политической стабильности в ХМАО- Югре
- прохождение курсов повышения квалификации:
- «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»,
- «Применение современных методик сурдопедагогики в процессе воспитания и обучения детей с нарушением слуха в соответствии с требованиями ФГОС»,
- «Повышение квалификации педагогических работников ДОО по внедрению и реализации ФОП»,
- «Основы психологического развития личности ребенка и его поведение в социальной среде»,
- Прослушивания вебинаров и семинаров.
- Участие в различных интернет конкурсах.
Таким образом, в соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности.
Задачи на следующий год:
- участие в профессиональных конкурсах;
- аттестация на высшую квалификационную категорию (участие в методических объединениях и конкурсах различного уровня, обучение на курсах, размещение публикаций);
- реализация долгосрочного проекта «Все в твоих руках»;
- изучение новых направлений и техник в работе с детьми.
Выводы о перспективах дальнейшей работы:
- по организационно-методической работе провести корректировку рабочей программы педагога-психолога;
- по работе с родителями продолжить работу, находящимися в социально опасном положении; повышать интерес родителей к жизни детского сада, к проблемам детей путем введения различных нетрадиционных методов преподнесения материала (детско-родительский клуб).
- активизировать работу с родителями ранних и вторых младших групп. Наиболее плотно сотрудничать с родителями в период адаптации детей к ДОУ с целью снижения степени тяжести, привыкания детей к новым условиям.
- По работе с педагогами продолжать работу по профилактике эмоционального выгорания, проводить занятия по формированию умений выражать негативные эмоции в социально приемлемой форме.
Основные задачи годового плана педагога-психолога
на 2024 – 2025 учебный год
- Способствовать созданию условий по охране психофизического здоровья детей; создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию.
- Своевременно выявлять детей, нуждающихся в психологическом сопровождении и создание условий для их гармоничного развития.
- Содействовать формированию педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах эффективной подготовки детей к обучению в школе.
- Продолжать работу в области профилактики профессионального выгорания педагогов.
Предварительный просмотр:
Анализ психолого-педагогической деятельности
педагога-психолога
за 2022-2023 учебный год
Подготовил:
Педагог- психолог
Зандакова М.Р.
Анализ психолого-педагогической деятельности педагога-психолога
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2022-202 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель педагога-психолога: создание условий для всестороннего формирования личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи педагога-психолога:
- Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
- Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
- Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе.
- Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
Количество охваченных групп – 10 групп.
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.
С педагогами была направлена на профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОО; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профилактику эмоционального выгорания, профессиональный и личностный рост. Вся работа планировалась и проводилась в форме консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использовались разные формы работы (консультации, мастер- класс, родительские собрания).
В течение года использовалась стендовая информация:
- Агрессивное поведение ребенка-дошкольника;
- Игрушка в жизни ребенка;
- Если ребенок не хочет идти в детский сад;
- Адаптационный период в детском саду;
- Гиперактивный ребенок;
- Как отучить ребенка перебивать взрослых;
- Застенчивый ребенок;
- Детские обиды;
- Если ребенок устал;
- Прежде, чем взяться за ремень;
- Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет;
- Ребенок, который любит быть главным;
- Темперамент ребенка;
- Организация дня ребенка в своей семье;
- Психологическая готовность к школе;
- Скоро в школу;
- Детская ложь;
- Страхи - это серьезно.
Родители охотно идут на контакт, интересуются психологическими особенностями своих детей, результатами диагностических обследований, принимают участие в анкетировании.
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Психологическая диагностика
Целью данного направления было получение информации об уровне развития детей, а также выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. С этой целью были определены основные направления психодиагностической деятельности:
- Диагностика психологической готовности к школьному обучению.
- Диагностика познавательного и эмоционального развития детей.
- Диагностика межличностных отношений детей старшей группы.
- Диагностика детей в адаптационный период.
Дополнительно (по запросам родителей и педагогов, администрации ДОУ и личным наблюдениям) проводилась углубленная диагностика развития ребёнка с целью выявления и конкретизации проблем детей.
Анализ психологической готовности детей подготовительной группы к школьному обучению
Цель диагностики: выявление сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
В учебном году в детском саду было 2 подготовительные группы «Радуга и «Росинка».
- Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.
- В подготовительных группах были изучены универсальные учебные действия, с помощью комплексной методики.
- В результате обследования возникла необходимость коррекционно- развивающей работы с детьми с низким уровнем психического развития и развивающей – со средним уровнем психологической готовности к школе.
- Таким образом, в течение года проводилась коррекционно-развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и групповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.
- В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.
- Результаты оказались следующие:
Сформированность предпосылок к УУД у воспитанников
Общее количество выпускников которые прошли диагностику на 2023 год составляет 35 воспитанников.
Уровень сформированности личностных универсальных действий:
Незавершенная сказка.
- Высокий: 14 детей- 40 %
- Средний: 21 воспитанник - 60%
- Низкий: нет- 0 %
«Моральная дилемма» методика Ж. Пиаже
- Высокий: 27 детей- 77 %
- Средний: 8 детей- 23 %
- Низкий: нет- 0%
«Мотивационные предпочтения» по методике Д.В. Солдатова
- Учебные: 15 детей- 42%
- Трудовые: 9 детей- 25%
- Игровые: 11детей- 33%
Психосоциальная зрелость по методике С.А. Банкова
- Высокий: 20 детей- 57%
- Средний: 15 детей- 43 %
- Низкий:0 %
Уровень сформированности коммуникативных универсальных действий по методике Н.Е. Веракса:
«Занятия с взрослым»:
- Высокий: 14 детей- 40 %
- Средний: 21детей- 60%
- Низкий: нет- 0 %
«Отношение к сверстнику»
- Высокий: 20 детей- 57 %
- Средний: 15 детей- 43%
- Низкий: нет - 0 %
«Отношение к взрослому»
- Высокий: 25 детей- 71%
- Средний: 10 детей- 29 %
- Низкий: нет- 0 %
«Эмоциональное состояние сверстников»
- Высокий: 18 детей- 51%
- Средний: 17 детей- 49 %
- Низкий: нет- 0 %
Уровень сформированностирегулятивных универсальных действий по методике «Кубики Косса»:
- Высокий: 19 детей- 54%
- Средний: 16 детей- 46 %
- Низкий: нет- 0 %
Уровень готовности познавательных универсальных действий по методике
Н. Семаго, М. Семаго:
- Готово: 20 детей - 57%
- Условно готово: 11 детей- 31%
- Условно не готово: 4 детей -12 %
- Не готово: нет- 0%
В текущем учебном году было 2 группы с адаптацией: первая ранняя группа (1,5-2 лет) и во вторую раннюю группу (2-3 года) пришли вновь прибывшие дети. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ –с 2 часов до перехода на полный день. На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно-развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, организованная игровая деятельность.
С момента поступления ребенка в группу, совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведенных на каждого ребенка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:
∙эмоциональное состояние (настроение);
∙аппетит во время завтрака, обеда, ужина;
∙характер сна и длительность засыпания;
∙проявления активности в игре, на занятиях, в речи;
∙взаимоотношения с детьми;
∙взаимоотношения со взрослыми.
Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительские собрания по возрастным особенностям детей.
В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать выводы о процессе адаптации детей к ДОУ.
Анализ адаптационных листов показал, что из 30 детей 12 (40%) детей имеют лёгкий уровень адаптации к дошкольному учреждению, 13 (43%) - средний уровень адаптации, 5 детей (17%) – трудную адаптацию. Результаты наблюдений свидетельствуют об успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Дети стали лучше говорить, кушать самостоятельно, самостоятельно одеваться и раздеваться, знают элементарные навыки самообслуживания. Основные причины протекания адаптации в тяжелой форме у этих детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду, сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребенка. С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжелой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.
Психокоррекционная и развивающая работа
Цель коррекционно-развивающей работы: создание психологических условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
- групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию психических процессов, познавательной активности.
- групповые и индивидуальные занятия с детьми по формированию эмоциональной устойчивости и положительной самооценки, развитию коммуникативных навыков.
- Сеансы релаксации с детьми.
- Работа с детьми, имеющими низкий уровень познавательного и интеллектуального развития.
- Тренинговые занятия, семинары-практикумы, обучающие игры с педагогами и родителями.
Работа велась по 2 направлениям:
- коррекция и развитие интеллектуально-познавательной сферы детей;
- коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей.
Коррекционные занятия по развитию познавательных процессов (в течение учебного года). Коррекционную группу по развитию познавательной сферы посещают дошкольники, показавшие во время стартового диагностического обследования низкие показатели развития познавательных процессов. С детьми 1 раз в неделю – проводится индивидуальная коррекционная работа. Цель - нормализация темпов познавательного развития у детей с задержкой психического развития.
Коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей посещали дошкольники из категории «группа риска», с наличием более чем трех показателей неблагополучия (двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, страхи, неадекватная самооценка, проблемы в общении и взаимодействии, неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции). С ними проводились 1 раз в неделю индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с использованием методов сказкотерапии, игротерапии, песочной терапии и т.д.
Так же два раза в неделю, коррекционно- развивающая работа проводилась в группах комбинированной и компенсирующей направленности.
Коррекционно-развивающая работа велась в трех форматах: индивидуальная, подгрупповая и групповая работа. Групповая и подгрупповая коррекционная работа проводилась для повышения уровня психологической готовности к обучению в школе и для профилактики дезадаптации. Индивидуальная работа была направленна на развитие познавательных процессов, повышения стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности, коррекции поведения, развитие коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики.
В структуру каждого занятия включаются ритуал приветствия, релаксация и релаксационные игры и упражнения, развивающие игры, прослушивание музыки, рефлексия и ритуал прощания. Результатом проведённой работы является положительная динамика развития дошкольников, повышение уровня самоконтроля, снижение агрессивности.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- Коррекция и развитие познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, внимание и др.), развитие пространственно-временных представлений, развитие мелкой моторики;
- коррекция эмоционально-волевойсферы(агрессивность, тревожность, страхи, импульсивность);
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие уверенности в себе;
- коррекция детско-родительских отношений.
Психологическое просвещение и консультирование
Цель - освещение актуальных вопросов психического развития детей, проблем развития, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
Индивидуальная работа
С педагогами:
- по запросам и результатам диагностики;
-обзор групп по результатам диагностической деятельности (малый педсовет).
С родителями:
- по запросам и результатам диагностики;
- по актуальным вопросам развития и воспитания детей.
2)Групповая работа
С педагогами: семинар-практикум; мастер-класс; консультация; тренинг; деловая игра; методическая гостиная; психологическая гостиная; круглый стол.
С родителями: выступления на родительских собраниях; тематические встречи, консультации, семинары-практикумы с родителями по заранее выбранной проблеме; оформление стендовой консультации, информационных листов (памяток) в каждой группе, тренинги и занятия детско-родительского направления.
Консультативное воздействие осуществляю по вопросам:
- оптимизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и в семье в интересах ребенка;
- реализации индивидуального образовательного маршрута и динамического развития воспитанников и детей с ОВЗ;
- по вопросам воспитания, развития и образования детей.
Основными формами взаимодействия являются групповые и индивидуальные консультации для педагогов и родителей, а также иные формы работы с сотрудниками учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Информация о консультативной деятельности
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
Профпросвещение родителей:
- выступление на родительских собраниях.
- проведение индивидуальных консультирований с родителями детей, посещающих коррекционные группы личностных, поведенческих и эмоциональных проблемдетей;
Безусловно, наряду с консультированием стендовая информация также позволяет повышать психологическую компетентность всех участников воспитательного процесса, доводить до них информацию, освещать различные вопросы, давать общие рекомендации.
Перечень стендовых тематических консультаций
Контингент | Консультационные темы |
родители | Для родителей подготовительных групп:
Для родителей старших групп:
|
Организационно-методическая работа
За отчетный период осуществлялись следующие виды организационно-методической работы:
- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных занятий, подбор инструментария;
- своевременное оформление документации;
- активное участие в заседаниях методического объединения педагогов ДОУ;
-оказание методической и практической помощи в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов;
- разработка психолого-педагогических и социальных проектов и программ, направленных на улучшение образовательно-воспитательной среды детского сада
- предоставление информации о проведенных мероприятиях на сайт детского сада; пополнение методическим продуктом собственного сайта;
- со специалистами ДОУ составлены индивидуальные образовательные маршруты для детей с низким интеллектуальным развитием.
- Участие в конкурсах
- введение страницы на педагогических сайтах
- участие в комиссии, оценивающей смотры-конкурсы ДОУ;
- составление по запросу психолого-педагогических заключений на детей.
Успехи и достижения этого года:
- В 2022 году разработала проект, «Все в твоих руках », который выиграл грант в конкурсе социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ»;
- прохождение курсов повышения квалификации – «Нейропсихология детского возраста», «Нейрокоррекционный подход в работе с детьми», прослушивания вебинаров и семинаров;
- участие в различных интернет конкурсах.
Таким образом, в соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности.
Задачи на следующий год:
Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, проведение мониторинга детского развития с целью выявления индивидуальных образовательных потребностей детей, создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательной программы. Планировать работу по выявлению ранних признаков одаренности и преодолению психологических трудностей в развитии воспитанников; по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОО; по составлению и реализации коррекционно-развивающих программ.
Предварительный просмотр:
Анализ психолого-педагогической деятельности
педагога-психолога
за 2019-2020 учебный год
Цель работы педагога-психолога – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях детского сада, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
В соответствии с целью выделила задачи:
- Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация коррекционно – развивающих программ.
- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития.
- Психологическое сопровождение детей с ОВЗ.
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации.
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
- Повышение психолога – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
Профессиональную деятельность осуществляю в соответствии с основными направлениями работы педагога-психолога: психологическая диагностика, коррекционная и развивающая работа, консультирование, профилактическая и просветительская работа, экспертная деятельность и организационно-методическая работа.
Работа психологанаправлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей.
Работа осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС, годовым
Задачи работы с родителями:
1. Совершенствовать формы взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Повышать психолого-педагогическую осведомлённость в вопросах подготовки ребёнка к школе.
Задачи работы с педагогами:
1. Способствовать улучшению социально-психологического климата в коллективе детского сада.
2. Повышать психологическую компетентность педагогов в вопросах развития эмоционально- личностной и познавательной сфер ребёнка дошкольного возраста.
В течение учебного года выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:
-психодиагностическая;
-коррекционно-развивающая;
-консультативная;
-профилактика и просвещение.
Психодиагностическая работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:
- Диагностика развития школьно-значимых умений.
- Определение соответствия возрастным нормам, уровня тревожности, диагностика эмоционально-личностной сферы, самооценки.
- Определение психологической готовности к обучению в школе.
- Углубленная диагностика причин отклонения в интеллектуальном и личностном развитии
- Определить степень адаптации детей в детском саду
Психодиагностическая работа с родителями проводилась по следующим направлениям:
- Выявить уровень педагогической осведомленности родителей, понимания готовности детей к школе
Психодиагностическая работа с педагогами проводилась по следующим направлениям:
- Определить стиль общения педагогов с детьми и родителями
- Выявить барьеры педагогической деятельности.
С целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития и дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности была проведена диагностика. Так же была проведена диагностика для детей подготовительной к школе группы «Готовность к школьному обучению».
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей с ОВЗ. Наблюдается положительная динамика готовности детей к школьному обучению.
Психолого-педагогическое обследование уровня готовности воспитанников подготовительных групп к началу школьного обучения проводилось по методике Н. Семаго, М. Семаго. В обследовании принимали участие 43 воспитанника, седьмого года жизни групп общеразвивающей и компенсирующей направленности. Результаты показали, что уровень готовности познавательных универсальных действий по методике-Н. Семаго, М. Семаго:
- Готово: 37 воспитанников (88%)
- Условно готово:6 детей (12%)
- Условно не готово:0%
- Не готово: 0%
Работа в адаптационный период.
Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.
Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Был разработан гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации. Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.
В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д
На начало октября 2019 г. 70% детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 30%, тяжелая степень адаптации не выявлена. Для детей имеющих среднюю степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим.
В течение учебного года младшие группы пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели лёгкую степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах. Вновь прибывавшие дети заходили в группу, где уже царил позитивный климат, и причины для стресса у них не было.
В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Для создания условий раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекции отклонений психического развития в течении года проводилась коррекционная и развивающая работа. Занятия по коррекции психических процессов были направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления и речи у детей, а также активизации познавательной деятельности.
Работа по коррекции эмоциональной сферы проводилась с целью снижения тревожности, агрессии, психоэмоционального напряжения, развития произвольности и самоконтроля, формирования положительной самооценки, коррекции поведения детей. Данные занятия позволили ввести ребенка в социальный мир отношений со сверстниками и взрослыми.
На протяжении всего учебного года проводила анкетирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Систематически пополняю информацию «папок-передвижек» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ.
Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помогающая повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками.
Профилактическая и просветительская работа.
Явлюсь активным пользователем педагогического интернет сообществ, систематически размещаю на сайте https://nsportal.ru/zandakova-milana-rasulovna, https://www.maam.ru/users/363294, http://www.shkollegi.ru, http://infourok.ru психологический материал для родителей и педагогов.
Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование, заполнение социальных паспортов, журналов и других необходимых документов) с родителями вновь поступивших детей, родителями детей, посещающих и не посещающих ДОУ.
В течение учебного года пополняла личную библиотеку психолого-педагогической литературой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчетную документацию вела согласно нормативно-правовым актам.
Таким образом, как педагог-психолог, контролирую состояние психического здоровья участников педагогического процесса, стараюсь организовать активное сотрудничество с родителями и педагогами с целью объединения усилий в процессе воспитания дошкольников.
В данный период все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Это и смена привычной жизнедеятельности, иной режим дня, спад физической активности, ограничение в свободе и, что немаловажно, мы все испытываем эмоциональные перемены. В наши дни, когда родители вынуждены находиться дома вместе со своими детьми, возникают много сложностей, вопросов, непониманий. Многие взрослые впервые получат опыт работы из дома, а дети будут вынуждены не посещать дошкольное учреждение. Это то время, когда есть возможность, узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения. В период самоизоляции родителям (законным представителям) работа велась дистанционная на сайте детского сада, на официальных сайтах педагогических работников и на просторах социальных сетей родителям даны следующие консультации и рекомендации по занимательной деятельности с детьми:
- Консультация «Дети и самоизоляция: как сохранить здоровье и активность»
- Памятка как организовать досуг ребенка во время самоизоляции
- Консультация «9 практик расслабления у детей»
- Консультация «Создание благоприятной семейной атмосферы»
- Памятка «Искусство быть родителем»
- «Пальчиковые игры»
- Графические диктанты для старших дошкольников
- Задания для проверки знаний и представлений ребенка
- Игры «Всей семьей»
- Загадки для детей
- Совместная деятельность «Веселая кухня»
- Примеры игр во время самоизоляции
Задачи на следующий 2020-2021 учебный год
Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при необходимости определения индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности; дальнейшая психопрофилактическая и психопросветительская работа с педагогами и родителями.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА _______________
“ ДЕТСКИЙ САД № ____”
Аналитическийотчет
педагога-психолога
____________________________
за ________год
Подготовила:
Педагог-психолог
_______________________
Покачи
2023
ЦЕЛЬЮ моей деятельностиза прошедший год являлось: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, их гармоничного развития на всех этапах дошкольного детства.
Для достижения поставленной целы были реализованы следующие ЗАДАЧИ:
- осуществлять диагностику актуального развития детей на разных возрастных этапах;
- проводить своевременную индивидуальную и групповую коррекционную работу по устранению выявленных нарушений в развитии ребенка;
- психологически сопровождать детей в период адаптации и при подготовке к школе;
- повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей;
- повышать компетентность воспитателей в вопросах воспитания и обучения детей;
- оказывать консультационную помощь педагогам и родителям в вопросах обучения и развития ребенка.
РАБОТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
ДИАГНОСТИКА.
- Диагностика актуального развития детей(мышление, внимание, восприятие, память, воображение и др.), а такжедиагностика готовности к школе -групповая и индивидуальнаядля всех воспитанников детского сада.
Количественный и качественный анализ диагностики за 2014-2015 год:
Группа № | Количество человек | |
Начало года | Конец года | |
Подготовительная к школе группа №7 | ||
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями в речи №9 | ||
Подготовительная к школе группа №12 | ||
Старшая группа №3 | ||
Старшая группа №4 | ||
Всего | ||
- Диагностика эмоциональной сферы (проявления агрессивного поведения, страхов, тревожности, эмоциональной отзывчивости) по запросам родителей и воспитателей;
- Диагностика детско-родительских отношений (межличностные отношения в семье, родительские отношения, определение психологической атмосферы в семье) по запросам родителей.
Для проведения данных видов диагностики имеется банк методик (см. в “Диагностический инструментарий”). Таким образом, имеющиеся методики позволяют достаточно точно и полно определять различные отклонения в познавательном, эмоциональном развитии детейи особенностях детско-родительских отношений.
РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.
По результатам диагностики актуального развития детей, т.е. познавательной сферы и готовности к школе, которую проходят все воспитанники детского сада, была запланирована работа педагога-психолога с детьми в виде развивающих и коррекционно-развивающих занятий.
Всего было проведено:
Развивающие занятия | Коррекционно-развивающие занятия | |
Подготовительная к школе группа №7 | ||
Подготовительная к школе группа №12 | ||
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями в речи №9 | - | |
Старшая группа №3 | ||
Старшая группа №4 | ||
Старшая группа компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями в речи №10 | - | |
Индивидуальные занятия | - | |
Всего |
Развивающие занятия:
- для подготовительных к школе групп было направлены на развитие мелкой моторики детей, умения действовать по правилу и ориентироваться на образе;
- для старших групп были направлены на создание условий для формирования навыков понимания собственных эмоциональных состояний, развитие эмпатии, самоконтроля эмоций и коммуникативных навыков.
Целью коррекционно-развивающих занятий было повышение уровня развития психических познавательных процессов детей.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.
За прошедший период было проведено индивидуальных консультаций с родителями воспитанников по результатам диагностики - 121, целью которых была выдача рекомендации для тренировки, тех познавательных процессов у детей, уровень которых необходимо повысить; индивидуальных консультаций по запросам родителей – 3.
АДАПТАЦИЯ.
Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса: проводились адаптационные игры для детей; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду. В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение адаптационных листов на каждого ребёнка.
Анализ адаптационных листов показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей:
Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители “затягивали” ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах:
- Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено:
Группа | Кол-во | Темы |
Группа раннего возраста | “В царстве упрямства и капризом: Как преодолеть кризис 3 лет?” | |
Вторая младшая группа | “Какие игрушки необходимы детям?” | |
Средняя группа | “Наказание – за и против. Нужно ли наказывать детей? Если можно, то как?” | |
Старшая группа | “Возрастные особенности детей 5-6 лет. Результаты диагностики актуального развития детей” | |
Подготовительная к школе группа | “Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Результаты диагностического комплекса готовности ребенка к обучению в школе” | |
Всего | ||
В целом все выступления на родительских собраниях прошли успешно, были получены положительные отзывы и слова благодарности от родителей и воспитателей. После родительских собраний родители стали чаще обращаться за консультационной помощью.
- Консультации для воспитателей. Всего было проведено: 10 консультаций.
Темы консультаций:“Адаптация ребенка к детскому саду. Рекомендации воспитателям”;“Развитие активного словарного запаса детей 3-4 лет”;“Маленькие художники, или что нужно знать об особенностях рисования ребенка”; а также консультации по результатам диагностики актуального развития детей.
- Выступления на педагогических советах.
Тема выступлений: “Результаты адаптационного периода в ДОУ”; “Результаты предварительной готовности детей к школьному обучению, как подготовить ребенка к школьному обучению”; “Результаты готовности детей к школьному обучению”. Задачами данных выступлений было: информирование педагогов о результатах адаптационного периода в ДОУ; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах подготовки детей к школе.
- Проведение занятия с элементами тренинга:“Чрезвычайная ситуация. Помоги себе сам”.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТАвключала в себя:
- Подбор, анализ и систематизация материалов с целью разработки развивающих (программа “Карандаш” и “В мире детских чувств и эмоций”) и коррекционно-развивающих (программа “Умный малыш”) рабочих программ;
- Создание базы диагностических методик;
- Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для родителей и воспитателей;
- Подготовка и разработка выступлений на родительских собраниях;
- Подготовка консультативного материала для воспитателей;
- Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей;
- Оформление документации педагога-психолога;
- Оформление“Уголкапедагога-психолога” где размещается информация, которая помогает повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками.
Вывод:Таким образом, проведенная мной деятельность велась в соответствии с планом работы.
По результатам проведенных исследований наблюдается динамически рост уровня сформированности познавательных процессов у детей; наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные.
Проведенную групповую развивающую и коррекционно-развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной, как, по отзывам родителей и воспитателей, так и по динамики в развитии.
Консультативная работапо результатам диагностики была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи. При этом, большинство консультаций по запросам родителей носили разовый характер.
Методическую работу можно оценить, как достаточно продуктивную.
В следующем году необходимо уделить внимания следующему:
- Пополнение банка методик для эффективности результатов;
- Мотивирование родителей на более глубокую консультативную работу по запросам;
- Доработка имеющихся рабочих программ и разработке новых с учетом плана на следующий год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адекватность психолого-педагогической деятельности педагога по реализации образовательных целей программы дошкольного образования.
Средний уровень: Более половины показателей, но не менее 2/3, являются стабильными характеристиками, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны.Низкий уровень: менее половины пок...

психолого-педагогические технологии педагога-психолога
Психолого-педагогические технологии работы педагога-психолога...

Конспект психолого-педагогического занятия педагога-психолога "Наш гость Учитель Ёж" с детьми 6-7 лет
Цель данного занятия формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивной мотивации к обучению, желания учиться, принятие на себя «роли ученика». В занятии используется метод сказ...

Аналитический годовой отчёт психолого-педагогической деятельности педагога-психолога за 2020-2021 учебный год
Аналитический годовой отчётпсихолого-педагогической деятельностипедагога-психолога за 2020-2021 учебный год...

ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №163" ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧР
Подробное портфолио описание профессиональной психолого-педагогической деятельности педагога-психолога Смиренскорй Анастасия Николаевны МБДОУ "Детский сад №163" города Чебоксары, ЧР...

Лист самооценки педагогической деятельности педагога-психолога ДОУ
Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы педагог-психолог использует в своей работе, предлагается заполнить лист самооценки....

Направления психолого-педагогической деятельности педагогов первой младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. 2. Формирование у ребенка чувства уверенности. 3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правила...
































