Главные вкладки

    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
    статья (младшая группа)

    Мельник Людмила Юрьевна

    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению как условие эмоционального благополучия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл analiz.docx17.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению как условие эмоционального благополучия

            

    Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление, характерное для всего живого. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую [8, с.3].

    Механизм адаптации осуществляется через специальную функциональную систему в коре больших полушарий головного мозга. Эта же функциональная система осуществляет и социальную адаптацию, вовлекающую все сложные поведенческие акты человека [9].

    Л.В. Мардахаев рассматривает адаптацию как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, детский сад [22, с.95].

    Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

    Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведения, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в социуме, в котором он живет.

    Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности [3, с.7].         

    Как и любой процесс, адаптация также имеет стадии протекания. Б.А.  Куган выделяет следующие [31, с.87]:

    1. Уравновешивание. Минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде. Узнавание новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливает специфику его психологической атмосферы. Здесь устанавливается «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную активность к системе ценностей и стереотипов поведения друг друга.

    2. Псевдоадаптация. Сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой стороны. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне, в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

    3. Приноровление. Признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, которое связано с взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

    4. Уподобление. Психологическая переориентация индивида. Трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения

    Многие психологи, например, А.И. Баркан, Б.С. Волкова, Н.В. Волкова предлагают определенные показатели (индикаторы), которые позволяют заранее прогнозировать тяжесть адаптационного периода. Такими индикаторами являются данные анамнеза, то есть история развития ребенка с указанием всех перенесенных им заболеваний и выраженных отклонений развития. В то же время, большое прогностическое значение имеют социальные факторы риска (состав семьи, характер и особенности семейного воспитания) [12, с. 108].

    Это же подтверждает Заводчикова О. Г., отмечая, что самый лучший возраст для адаптационного периода 3 - 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Двухлетке трудно привыкнуть к новой обстановке. Он еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним. У него пока сформирована сильная эмоциональная привязанность к человеку, постоянно находящемуся рядом, обычно к маме. Однако в этом возрасте усиливается потребность в активном познании окружающего мира, и эти возможности расширяются [17, c.8].

    Чтобы ребенок адаптировался к саду быстрее и легче, чем он должен адаптироваться по прогнозу, необходимо как можно раньше устранить все, что устранимо из этого набора неблагополучий различных факторов анамнеза ребенка[9].

    Целью воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей. Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе[7, с.42].

    Для детей раннего возраста (1-3 года) характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желаниями ребенка. Но реакции малыша импульсивны, эмоции он выражает непосредственно здесь и сейчас и реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Маленький ребенок, не умеющий управлять своими переживаниями, почти всегда оказывается во власти у захватившего его чувства [25, c.19].

    Таким образом, адаптационный период, обусловленный физиологическим и психологическим приспособлением к новым условиям, характеризуется по показателям поведения детей и характерологическим чертам личности ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению

    Консультация для воспитателей по теме адаптации детей к детскому саду...

    Новые подходы к адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

    Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия.  Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэ...

    Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении

    Актуальность моей темы  в том, что детям разного  возраста нелегко и тревожно в новом для них месте.Волнение и тревога не отпускает как ребенка так и родителя. - Как примет малыша его ...

    Проект «Каждое утро с улыбкой» (адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению)

    Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к  дошкольному учреждению? Цель проекта: создание благоприятных условий социальной ад...