"Круги Луллия" как одно из эффективных средств развития творческого мышления детей 3-4 лет.
статья (младшая группа)

Семакина Анна Михайловна

В данной статье представлен опыт работы с одним из универсальных средств технологии ТРИЗ в младшей группе. Описана технология работы с пособием, даны рекомендации по созданию пособия закрытого типа. Опыт работы был представлен на районных педагогических чтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Круги Луллия" 22.71 КБ
Файл буклет для родителей1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа  «Пышминский детский сад №7»

Доклад

«Круги Луллия» как одно из эффективных средств развития творческого мышления детей 3 – 4 лет.

Подготовила:

Семакина А. М.

Воспитатель

Пышма, 2019

Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью и проявлением ее сил в активной жизни

В. А. Сухомлинский

ФГОС ДО ориентирует современных педагогов на развитие человека созидающего, мыслящего, дающего принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.

Таким образом можно сказать, что ребенок для осознания себя частью социума должен мыслить, и мыслить творчески. 

Способность фантазировать, воображать, понимать закономерности, решать сложные проблемы и ситуации - является творческим мышлением.

По мере развития мышления у ребенка формируются умение общаться, познавать мир, планировать свои действия. Перед педагогом встает одна из задач – создать условия для самореализации ребенка в социуме.

Одна из задач, находящихся в поле зрения современной педагогики — совершенствование способов общения  педагога с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, тем самым способствуя  раскрытию творческого потенциала детей.

Изучив психолого – педагогическую и методическую литературу, а также опыт других педагогов по проблеме развития творческого мышления у дошкольников, можно сказать, что одним из наиболее эффективных методов в области формирования успешности ребенка в современном обществе это  методы современной инновационной педагогической технологии  «Теория решения изобретательских задач» или ТРИЗ. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в педагогической деятельности, ведь методы, приёмы, средства технологии ТРИЗ направлены на развитие творческого мышления и  творческих способностей детей дошкольного возраста.

Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне.

Мне бы хотелось представить Вашему вниманию одно  из эффективных средств  в развитии творческого мышления дошкольников младшего возраста -«Круги Луллия».

«Круги Луллия» прочно заняли свое место в моей практике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим творческие мыслительные процессы у детей.

Почему именно «Круги Луллия» как средство развития творческого мышления детей заинтересовала меня?

1. Это пособие вносит элемент игры в образовательное событие, помогает мне поддерживать интерес к изучаемому материалу.

2. С помощью этого пособия мне удобно закреплять представления детей о свойствах, признаках предметов, а также развивать способность анализировать и синтезировать полученную информацию. (восприятие, представления, анализ и синтез).

3. Также я использую пособие при развитии творческого мышления  у детей 3 – 4 лет.

В связи с этим я изготовила пособие в виде кейса - слайдера «Круги Луллия». Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей своей группы, были созданы круги малого диаметра (нам подошли компакт – диски с коробочками – футлярами), разделенные на 4 сектора. В футляре располагается по два круга.

На сектора прикрепляются картинки по теме занятия.

Игры должны состоять из двух частей:

  1. уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное задание), которыми мы с детьми уже занимаемся в младшей группе.

2) упражнения на развитие воображения и творческого мышления (фантастическое задание). Планируем заниматься на следующем этапе обучения, со второго полугодия.

Игры с «Кругами Луллия», используемые мной в младшей группе можно условно разделить на два типа:

1. Игры на подбор пар:

Дидактические игры «Найди кто где живет», «Покажи чем питается», «Назови детеныша».

2. Игры с элементом случайности в установке кругов:

Дидактические игры «Найди по форме и назови»,  «Сосчитай и покажи цифру».

На данном этапе работы с «Кругами Луллия» моя роль как воспитателя состоит в непосредственном участии в игре – предлагаю игру, рассказываю правила, ее развитие, окончание, распределяю участие, помогаю оформить ее словесно;

Образовательную деятельность с «Кругами Луллия» веду:

• на индивидуальных и подгрупповых занятиях;

• игровой деятельности вне занятий;

• в самостоятельной деятельности детей;

Данное методическое пособие использую недавно и уже изготовила:

- картотеку игр для индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием «Кругов Луллия».

- индивидуальных занятий с применением дидактического пособия «Круги Луллия».

- разработаны консультации для родителей группы.

Нельзя не отметить универсальность изготовленного игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют в свободное время, с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры, учатся мыслить нестандартно, творчески.

Наряду с традиционными средствами, предлагаемое мною помогает повышать интерес дошкольников к образовательному процессу, предоставляя возможность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творческому мышлению каждого ребенка.

Например, при огранизации индивидуальных или подгрупповых занятий каждый ребенок высказывает свою точку зрения по проблемному вопросу, решает его творчески. Если необходимо установить реальное соответствие между мамой и детенышем, то также необходимо объяснить фантазийное задание – как у мамы оказался этот детеныш?

В результате реализации данной технологии с использованием «Кругов Луллия» у детей ожидается повышение уровня развития творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать, находчивость; внимательность и сообразительность; творческая фантазия.

Чем раньше начать развивать творческое мышление тем быстрее осуществится плавный переход от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному, а со временем и к логическому.

Развитием творческого мышления дошкольников я планирую заниматься и дальше, после формирования умения детей находить реальные соответствия между предметами, мы будем формировать умение детей выполнять фантазийное задание – способность объяснять необычное сочетание, находить и объяснять сходства и различия предметов, далее – формировать умение составлять об этом рассказ или сказку, решать проблемные вопросы героев.

Таким образом, «Круги Лулия» помогают реализовывать запланированные мной образовательные события по развитию творческого мышления детей 3 – 4 лет, что позволит сегодняшнему дошкольнику стать в будущем социально активной личностью, способной мыслить творчески при решении возникающих вопросов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...

Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Консультация для родителей "Бумагапластика как эффективное средство развития творческих способностей детей"

Консультация для родителей "Бумагапластика как эффективное средство развития творческих способностей детей"...

"Кубик Блума как эффективное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста" (с картотекой)

На основе приёма «Кубик Блума» (автор Б. Блум) мною было разработано методическое пособие с тематической картотекой для развития логического мышления детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, как средством развития воображения, фантазии у детей дошкольного возраста....