"Круги Луллия" как одно из эффективных средств развития творческого мышления детей 3-4 лет.
статья (младшая группа)
В данной статье представлен опыт работы с одним из универсальных средств технологии ТРИЗ в младшей группе. Описана технология работы с пособием, даны рекомендации по созданию пособия закрытого типа. Опыт работы был представлен на районных педагогических чтениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.71 КБ |
![]() | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»
Доклад
«Круги Луллия» как одно из эффективных средств развития творческого мышления детей 3 – 4 лет.
Подготовила:
Семакина А. М.
Воспитатель
Пышма, 2019
Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью и проявлением ее сил в активной жизни
В. А. Сухомлинский
ФГОС ДО ориентирует современных педагогов на развитие человека созидающего, мыслящего, дающего принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.
Таким образом можно сказать, что ребенок для осознания себя частью социума должен мыслить, и мыслить творчески.
Способность фантазировать, воображать, понимать закономерности, решать сложные проблемы и ситуации - является творческим мышлением.
По мере развития мышления у ребенка формируются умение общаться, познавать мир, планировать свои действия. Перед педагогом встает одна из задач – создать условия для самореализации ребенка в социуме.
Одна из задач, находящихся в поле зрения современной педагогики — совершенствование способов общения педагога с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, тем самым способствуя раскрытию творческого потенциала детей.
Изучив психолого – педагогическую и методическую литературу, а также опыт других педагогов по проблеме развития творческого мышления у дошкольников, можно сказать, что одним из наиболее эффективных методов в области формирования успешности ребенка в современном обществе это методы современной инновационной педагогической технологии «Теория решения изобретательских задач» или ТРИЗ. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в педагогической деятельности, ведь методы, приёмы, средства технологии ТРИЗ направлены на развитие творческого мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне.
Мне бы хотелось представить Вашему вниманию одно из эффективных средств в развитии творческого мышления дошкольников младшего возраста -«Круги Луллия».
«Круги Луллия» прочно заняли свое место в моей практике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим творческие мыслительные процессы у детей.
Почему именно «Круги Луллия» как средство развития творческого мышления детей заинтересовала меня?
1. Это пособие вносит элемент игры в образовательное событие, помогает мне поддерживать интерес к изучаемому материалу.
2. С помощью этого пособия мне удобно закреплять представления детей о свойствах, признаках предметов, а также развивать способность анализировать и синтезировать полученную информацию. (восприятие, представления, анализ и синтез).
3. Также я использую пособие при развитии творческого мышления у детей 3 – 4 лет.
В связи с этим я изготовила пособие в виде кейса - слайдера «Круги Луллия». Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей своей группы, были созданы круги малого диаметра (нам подошли компакт – диски с коробочками – футлярами), разделенные на 4 сектора. В футляре располагается по два круга.
На сектора прикрепляются картинки по теме занятия.
Игры должны состоять из двух частей:
- уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное задание), которыми мы с детьми уже занимаемся в младшей группе.
2) упражнения на развитие воображения и творческого мышления (фантастическое задание). Планируем заниматься на следующем этапе обучения, со второго полугодия.
Игры с «Кругами Луллия», используемые мной в младшей группе можно условно разделить на два типа:
1. Игры на подбор пар:
Дидактические игры «Найди кто где живет», «Покажи чем питается», «Назови детеныша».
2. Игры с элементом случайности в установке кругов:
Дидактические игры «Найди по форме и назови», «Сосчитай и покажи цифру».
На данном этапе работы с «Кругами Луллия» моя роль как воспитателя состоит в непосредственном участии в игре – предлагаю игру, рассказываю правила, ее развитие, окончание, распределяю участие, помогаю оформить ее словесно;
Образовательную деятельность с «Кругами Луллия» веду:
• на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
• игровой деятельности вне занятий;
• в самостоятельной деятельности детей;
Данное методическое пособие использую недавно и уже изготовила:
- картотеку игр для индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием «Кругов Луллия».
- индивидуальных занятий с применением дидактического пособия «Круги Луллия».
- разработаны консультации для родителей группы.
Нельзя не отметить универсальность изготовленного игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют в свободное время, с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры, учатся мыслить нестандартно, творчески.
Наряду с традиционными средствами, предлагаемое мною помогает повышать интерес дошкольников к образовательному процессу, предоставляя возможность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творческому мышлению каждого ребенка.
Например, при огранизации индивидуальных или подгрупповых занятий каждый ребенок высказывает свою точку зрения по проблемному вопросу, решает его творчески. Если необходимо установить реальное соответствие между мамой и детенышем, то также необходимо объяснить фантазийное задание – как у мамы оказался этот детеныш?
В результате реализации данной технологии с использованием «Кругов Луллия» у детей ожидается повышение уровня развития творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать, находчивость; внимательность и сообразительность; творческая фантазия.
Чем раньше начать развивать творческое мышление тем быстрее осуществится плавный переход от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному, а со временем и к логическому.
Развитием творческого мышления дошкольников я планирую заниматься и дальше, после формирования умения детей находить реальные соответствия между предметами, мы будем формировать умение детей выполнять фантазийное задание – способность объяснять необычное сочетание, находить и объяснять сходства и различия предметов, далее – формировать умение составлять об этом рассказ или сказку, решать проблемные вопросы героев.
Таким образом, «Круги Лулия» помогают реализовывать запланированные мной образовательные события по развитию творческого мышления детей 3 – 4 лет, что позволит сегодняшнему дошкольнику стать в будущем социально активной личностью, способной мыслить творчески при решении возникающих вопросов.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-1028732-1664209803.jpg)
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/24/picture-1209510-1579856938.jpg)
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-1228565-1584884510.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-941664-1635842719.jpg)
Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/17/picture-69425-1608213490.jpg)
Консультация для родителей "Бумагапластика как эффективное средство развития творческих способностей детей"
Консультация для родителей "Бумагапластика как эффективное средство развития творческих способностей детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/21/picture-1388809-1645445874.jpg)
"Кубик Блума как эффективное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста" (с картотекой)
На основе приёма «Кубик Блума» (автор Б. Блум) мною было разработано методическое пособие с тематической картотекой для развития логического мышления детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-271586-1384104587.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, как средством развития воображения, фантазии у детей дошкольного возраста....