Практикум для педагогов
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Резедент Евгения Валерьевна

Практикум для педагогов " Творчество П.И.Чайковского" - старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov.docx22.79 КБ
Файл chaykovskiy.docx17.12 КБ
Файл chaykovskiy.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей старших групп

«Творчество П.И.Чайковского

на музыкальных занятиях в детском саду».

В зале звучит музыка П.И.Чайковского. Воспитатели заходят, присаживаются.

Муз.рук.: Уважаемые педагоги, мы пригласили вас сегодня на семинар – практикум для воспитателей старших групп, который называется «Творчество П.И.Чайковского на музыкальных занятиях в детском саду».

Одним из направлений работы нашего образовательного учреждения является художественно - эстетическое развитие детей. Художественно–эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок восприятия (слушания)  и понимания произведений искусства: словесного, изобразительного, музыкального; формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в различных областях искусства.

Именно в старшем возрасте мы приступаем к изучению творчества Чайковского в разделе «слушания музыки» и разбора музыкальных произведений из Детского альбома.

         Но прежде чем изучать произведения Чайковского, педагоги должны ознакомиться с краткой биографией и творческим наследием этого композитора. Для вас мы приготовили презентацию.

Презентация  «П.И.Чайковский»

Муз.рук.:  Показывает книгу «Детский альбом».

Детский альбом Чайковского включает в себя 24 небольших произведения. Посвящается этот альбом Володе Давыдову. Кто такой Володя Давыдов и почему ему посвящён Детский альбом? А всё очень просто. В 1877 году Пётр Ильич приехал отдохнуть к своим родственникам, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Пётр Ильич слышал, как незадачливый «пианист» терзает гаммы и этюды. Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру. Существует и оркестровое переложение этих музыкальных произведений.

        На музыкальных занятиях в детском саду мы приступаем к слушанию таких произведений, как:

  • «Марш деревянных солдатиков»,
  • «Болезнь куклы»,
  • «Новая кукла»,
  • «Баба – Яга»,
  •  «Вальс».

Названия произведений понятны и доступны детям. Для более эмоционального восприятия и осознания используются иллюстрации, а так же появилась возможность посмотреть мультипликационные фильмы к некоторым произведениям.

Как правило, музыкальное произведение изучается на протяжении 6-8 занятий. Только когда произведение прослушано, разобрано, детям может быть предоставлен наглядный материал в виде: иллюстрации, мультфильма, художественного слова, игрушки, дабы не навязать зрительный образ.

Сегодня мы прослушаем и просмотрим несколько произведений из «Детского альбома» и вы исполните роль детей.

Музыкальный руководитель после прослушивания произведения «Вальс» разбирает его.

Вопросы:

  1. Какое настроение у произведения?
  2. Как вы думаете, музыка звучала быстро или медленно; громко или тихо; плавно или отрывисто?
  3. Что бы вам хотелось делать под эту музыку?

Воспитатели отвечают на вопросы.

Муз.рук.: Это произведение называется «Вальс». Мы его прослушали в исполнении фортепиано. А сейчас мы будем смотреть и слушать это произведение в оркестровом исполнении.

Видео «Вальс»

Муз.рук.: Одним из ярких произведений детского альбома является «Баба – Яга».

Видео «Баба – Яга»

Муз.рук.: А сейчас ещё одно произведение из Детского альбома «Марш деревянных солдатиков».

Слушание (оркестровое переложение)

«Марш деревянных солдатиков»

Муз.рук.: Звучание каких инструментов вы услышали?

А вы хотите сыграть с нами это произведение? Давайте представим, что мы музыканты военного оркестра и сыграем на воображаемых инструментах.

Игра – имитация «Угадай, какой инструмент»

Для этого мы возьмём эти инструменты: барабаны, колокольчики, металлофоны и тарелки.

Игра на музыкальных инструментах

с прочтением стихотворения «Игрушечный парад»

к мелодии «Марш деревянных солдатиков»

1-ая часть (1-8 такты): барабаны

Раз, два, левой, правой,

Раз, два, левой, правой,

Мы шагаем дружно на парад.

1 часть (9-16 такты): колокольчики

Нас народ встречает,

Динь, динь, динь играет.

Динь, динь, динь

Колокольчики звенят.

2 часть (1-8 такты): металлофоны – играют глиссандо

Сабли в руки взяли,

Саблей помахали,

Сабли в ножны

Спрятали скорей.

2 часть (9-16 такты): детские тарелки

Пушки заряжаем,

Метко мы стреляем,

Нам не страшен

Никакой злодей.

3 часть (1-8 такты): барабаны

Раз, два, левой, правой,

Раз, два, левой, правой,

Вот окончен

Дружный наш парад.

3 часть (9-16 такты): колокольчики

Все нас провожают,

«Динь, динь, динь» играют.

«Динь, динь, динь»

Колокольчики звенят.

С.Н.: А сейчас исполним «Марш деревянных солдатиков» на инструментах.

Заключительное исполнение

Марш звучит в исполнении фортепиано.

 Педагоги играют на инструментах. Музыкальный руководитель читает стихотворение «Игрушечный парад».

С.Н.: На нашем семинаре мы ближе познакомились с биографией и творчеством композитора П.И.Чайковского. Сегодня мы показали вам доступные способы слушания музыки, которые вы сможете повторить с детьми в группах.



Предварительный просмотр:

1 слайд

Пётр Ильич Чайковский

2 слайд

Ранние годы

Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

3 слайд

Обучение

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

4 слайд

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

5 слайд

Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов.

Так что же такое опера и что такое балет?

6 слайд

Опера- самый богатый и сложный жанр музыки.
Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.
Композитор пишет оперу на сюжет, взятый из литературы.
Словесный текст оперы называется либретто.
Но все же главное в опере - МУЗЫКА.

Бале́т (фр. ballet,от итал. ballare —танцевать) —вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.

Творческая и личная жизнь

Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».

Стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.

В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.

За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.

В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».

После материальной помощи Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.

Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.

Смерть и наследие

Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пётр Ильич Чайковский 1840 - 1893

Слайд 2

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист . Семья Чайковских в 1848 году (крайний слева — Пётр Ильич ) Ранние годы Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе . .

Слайд 3

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки . Обучение

Слайд 4

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном в Московскую консерваторию на должность профессора.

Слайд 5

Пётр Ильич Чайковский Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов . ОПЕРА БАЛЕТ

Слайд 6

Опера - самый богатый и сложный жанр музыки. Слово « орега » в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Евгений Онегин Пиковая дама

Слайд 7

Бале́т (фр. ballet ,от итал . ballare —танцевать) —вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Лебединое озеро ЩЕЛКУНЧИК

Слайд 8

В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально. Творческая и личная жизнь После материальной помощи Надежды фон Мекк , композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.

Слайд 9

Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру

Слайд 10

сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского , носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник пьес для детей под названием «Детский альбом». «Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин. Это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.

Слайд 11

ВАЛЬС

Слайд 12

1-ая часть (1-8 такты): б арабаны Раз, два, левой, правой, Раз, два, левой, правой, Мы шагаем дружно на парад. 1 часть (9-16 такты): колокольчики Нас народ встречает, Динь, динь, динь играет. Динь, динь, динь Колокольчики звенят. 2 часть (1-8 такты): металлофоны – играют глиссандо Сабли в руки взяли, Саблей помахали, Сабли в ножны Спрятали скорей. 2 часть (9-16 такты): детские тарелки Пушки заряжаем, Метко мы стреляем, Нам не страшен Никакой злодей. 3 часть (1-8 такты): барабаны Раз, два, левой, правой, Раз, два, левой, правой, Вот окончен Дружный наш парад. 3 часть (9-16 такты): колокольчики Все нас провожают, « Динь, динь, динь » играют. « Динь, динь, динь » Колокольчики звенят. «Игрушечный парад»

Слайд 13

Увертю́ра (фр. ouverture , от лат.apertura — открытие, начало) — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа. Сюи́та (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой . Конце́рт ( лат. concertо — состязаюсь ) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных , эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...