Технология экологического проектирования дошкольников
статья

Пурыгина Ульяна Алексеевна

В условиях введения ФГОС, с целью повышения качества образования, возникает необходимость использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий, интегрированных методов обучения. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технология экологического проектирования дошкольников

В условиях введения ФГОС, с целью повышения качества образования, возникает необходимость использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий, интегрированных методов обучения. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования [17]. 

 Технологии  учебного  проектирования  (метод  проектов)  активно внедряются в практику экологического  образования детей со второй половины 1990-х гг. в соответствии с принципами личностно-ориентированного обучения. Метод проектов возник еще в 20-е гг. ХХ в. в США, восходит к идеям гуманистического направления  в  образовании  Дж. Дьюи  и  разработан  В. Килпатриком,  который  предлагал  строить  обучение  на  активной  основе, через  целесообразную  деятельность  ученика,  сообразуясь  с  его личным  интересом [6].

Технология проектов способствует:

–   развитию  критического  мышления  и  познавательных  умений детей;

–   формированию  умений  ориентироваться  в  информационном  пространстве,  самостоятельно  конструировать  свои знания и применять их для решения новых задач;

–   овладению исследовательскими методами познания природы и социума;

–   приобретению  коммуникативных  навыков,  умений  работать  в  разнообразных  группах,  исполняя  разные  социальные роли;

–   актуализации личностных контактов ребенка через знакомство  с  разными  культурами,  разными  точками  зрения  на одну проблему.    

Технология проектов предполагает:

–   самостоятельную   (индивидуальную,   групповую,   коллективную) деятельность детей по выполнению проекта;

–   решение  какой-либо  конкретной,  значимой  для  детей  проблемы;

–   использование разнообразных методов и средств  обучения в процессе выполнения проекта;

–   интегрирование знаний и способов действий из различных видов  деятельности  (познавательной,  трудовой,  изобразительной и т.д.);

–   результаты  выполненных  проектов  должны  быть  «осязаемыми».

К  использованию  технологий  проектов  предъявляются  следующие требования [11]:

1) наличие  значимой  в  исследовательском,  творческом  плане проблемы-задачи  («Чистое  утро»,  «Жалобная  книга  природы», «Добрая зима» и пр.);

2) практическая и познавательная значимость полученных результатов  (подготовка  сообщения  для  всей  группы,  участие  в озеленении участка, выпуск плаката и др.);

3) самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя;

4) структурирование  содержательной  части  проекта  с  указанием поэтапных результатов;

5) использование   исследовательских   методов   (определение проблемы,  вытекающих  из  нее  задач  исследования,  выдвижение гипотез и их решение, оформление конечных результатов и др.).

Для того чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными, и использование их в педагогическом процессе требует от педагога серьезной подготовительной  работы.  Давайте  разберемся  с  самими  проектами, их типологией.

Типологии проектов:

–   по  составу  участников  (индивидуальные,  групповые,  коллективные);

–   по  продолжительности  реализации  (краткосрочные - выполняются  на  нескольких  занятиях,  прогулках,  долгосрочные – выполняются в течение месяца);  

–   по  целевой  установке  (исследовательские,  творческие,  игровые  (приключенческие),  информационные  (познавательные),  практические  (созидательные),  общественно-полезные) [4].

Исследовательские  проекты  включают  экспериментальные методы  и  подчинены  логике  научного  исследования:  аргументируется  актуальность  темы  исследования;  определяется  проблема исследования, его предмет и задачи; выдвигается гипотеза, которая  проверяется  опытным  путем;  обсуждаются  полученные  результаты  и  формулируются  выводы.  Например,  суть  проекта «Капелька»  состоит  в  выяснении  источников  чистой  воды  и  организации мероприятий по сбережению воды. Дети проводят исследование по определению количества затраченной воды, устанавливают контроль за водопроводными кранами, рисуют плакаты.

Творческие проекты не имеют четкой структуры совместной деятельности и реализуются в соответствии с жанром конечного результата и интересами дошкольников. Заранее планируется конечный  результат  и  форма  его  представления  (плакат,  альбом, праздник, драматизация и т.д.). Результаты проекта оформляются в виде сценария, программы праздника, видеофильма. Например, можно предложить детям провести для малышей праздник «День муравьишек».   Распределяются    обязанности,   разрабатывается сценарий   праздника,   включающий   спортивные   соревнования, конкурсы рисунков и т.д.

Игровые  проекты  основаны  на  ролевой  деятельности  детей. Участники  выполняют  определенные  роли,  обусловленные  характером и содержанием проекта. Это могут быть сказочные персонажи  или  выдуманные  герои,  имитирующие  социальные  или деловые  отношения,  осложняемые  придуманными  участниками ситуациями.  Например,  можно  создать  с  детьми  подготовительной  группы  «Экологический  театр».  Дети  сами  будут  разыгрывать  спектакли-миниатюры,  в  которых  найдут  отражение  экологические проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то природном объекте или явлении, ее анализ и обобщение  фактов,  представление  их  широкой  аудитории.  Например, проект «Лесная аптека» направлен на знакомство с лекарственными  растениями  своей  местности.  В  процессе  реализации  проекта дошкольники собирают информацию о лекарственных растениях, способах  и  правилах  их  использования  в  народной  медицине. Можно оформить фотовыставку, подобрать загадки для викторины и т.д.

Практические проекты ориентированы на социальные интересы участников. Результатом является социально значимое дело (например, проводится акция «Сохраним живую елочку»).

Обобщив  исторический  опыт  разработки  метода  проектов, И.В. Цветкова выделяет следующие этапы в его проведении:

1.  Целеполагание. Педагог помогает  детям  определить наиболее актуальную и в то же время посильную для них задачу на какой-то временной отрезок.

2.  Планирование.  Дети  под  руководством  воспитателя  разрабатывают  план  деятельности  по  достижению  намеченной  цели, определяют основные шаги. Выбирают источники, способы сбора и анализа информации: к кому предстоит обратиться за помощью,  какие  материалы  и  оборудование  необходимы  для  выполнения  проекта.  Устанавливаются  критерии  оценки  результата  и процесса выполнения проекта.

3.  Выполнение  проекта.  Организуется  конкретное  практическое  дело  по  сбору  информации,  проводятся  наблюдения,  элементарные опыты, читается литература и т.д. Собранный материал  анализируется,  группируется,  делаются  выводы.  Полученные знания применяются на практике.

4.  Подведение итогов. Проводится презентация проекта и его коллективное  обсуждение.  Оценивается  работа  детей  по  заранее намеченным критериям. Отмечается творческий подход, использованные и неиспользованные возможности. Определяются задачи для новых проектов.

 В ходе проектной деятельности дети учатся искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться с родителями и сотрудниками детского сада. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.

Таким образом, мы видим, что метод проектов  актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие  способности  и коммуникативные навыки,  познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте  ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Дошкольники  становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными  нормами.

Выводы по 1 главе:

  1. Познавательная деятельность дошкольника -  это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
  2. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
  3. Развитие экологических представлений дошкольников необходимо осуществлять в условиях грамотно организованной познавательной деятельности достаточно активно уже со среднего возраста (4 – 5 лет), т.к. ребенок уже готов не только воспринимать информацию, но и сам активно принимать участие в проектной деятельности: исследовать, анализировать, делать выводы, делиться информацией. Именно этого требует от нас современное общество, ФГОС ДО – вырастить грамотную, активную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии экологического образования дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников

Система взаимодействия детского сада и семьи по экологическому воспитанию дошкольников....

Инновационные технологии экологического образования дошкольников .

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социал...

Выступление на МО воспитателей на тему: "Инновационные технологии экологического образования дошкольников младшего и среднего возраста"

Указом президента РФ 2017 год объявлен годом Экологии, а потому на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире.Дошкольные образо...

Презентация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Презентация «Инновационные технологии экологического образования  дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»...

Технология экологического проектирования в экологическом образовании дошкольников

Презентация для педагогов "Технология экологического проектированияв экологическом образовании дошкольников"...

Фотоотчет :«Экологический ай- стоппер из бросового материала» как технология экологического воспитания дошкольника во второй младшей группе "Ромашка" Апрель 2023г.

Современные дети, воспитанные экранной культурой смартфонов, компьютеров, и  других гаджетов , отличаются клиповым мышлением (клиповое  мышление — от англ.  clip,  «фра...