Мордвинцева Н.Ю. "Интегрированное занятие по экологии "Жалобная книга природы"
учебно-методический материал (средняя группа)

Интегрированное занятие по экологии

«Жалобная книга природы»

 

 Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Задачи: Коррекционно — образовательные: уточнить и расширить словарный запас по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки построения простого предложения.

Коррекционно — развивающие: развивать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, развивать сенсорное восприятие, речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Коррекционно — воспитательные: формирование положительной установки на начало занятия, воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи,  развивать познавательный интерес к миру природы;

формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Оборудование: книга "Жалобная книга природы", карточки _живая -неживая природа, фланелеграф, кусочек мела, макет муравейника, камни с цифрами, картинки с изображениями ушей животных, макет ручейка, таз с водой, мусорные пакеты, макет гнезда и игрушки птенцов, шапочки животных, знаки с правилами поведения в лесу, фотографии лесных пейзажей, грамзапись шума ручья, голосов птиц.

 

Ход занятия

Звучит музыка и входит Хранительница природы.

-  Здравствуйте ребята, я – Хранительница природы!.

Х.п. –Ребята, а как вы думаете, что такое природа?

Дети – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

Х.п. – Посмотрите внимательно на картинки с изображением живой и неживой природы и разместите их на фланелеграфе. Справа картинки с объектами живой природы, слева -неживой.

Д\и «Живая и неживая природа».

Х.п. – А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на стол. Что вы видите?

 

Дети - Мел.

Х.п. – Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки. Попробуйте. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?

Дети – Мел остался мелом, только его кусочки стали меньше.

Х.п. – А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на части?

Дети – Они погибнут.

Х.п. – Значит, как надо относиться к природе?

Дети -  Бережно, осторожно, внимательно.

Х.п. – Нельзя рвать цветы, топтать траву,

         Нельзя обрывать с деревьев листву.

         В лесу ходить лишь по тропинке,

         Не мять зеленую былинку,

         Животных надо охранять,

         Да гнезда птиц не разорять.

 

Звучит голос.

 

-    Много жалоб накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились

Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

 

Х.п. – (подходит к книге). Ребята, что это такое? Кто из вас читать умеет?

 

Дети – Жалобная книга природы.

Х.п. – Правильно. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к вам, потому, что кто-то лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?

Дети – Помочь природе.

Х.п. – Боюсь, что мне одной не справиться.  Где же мне найти помощников? Кто мне может помочь? А вы, могли бы мне помочь?

 – Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.

 – А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу. (Дети открывают первую страницу, там изображение муравья).

Книга – Ой, беда, беда, беда

              Пропала муравьиная  нора,

              На муравейник кто-то наступил,

              Потом камнями завалил!

 

Х.п. – Ребята, давайте муравьям поможем,

        Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

 

Д\и  «Тропинка». (от 1 до 10 и наоборот)

 

Х.п. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их домик.

  Хп.. – О чем же еще поведает нам книга жалоб?

 

Книга. – Шум и гам в лесу стоит,

 В норках весь лесной народ сидит.

Почему их  обижают

  И в лесу спокойно жить мешают?

Заколдованные картинки.

 

Х.п. Ребята, в лесу появился злой волшебник, он вредит лесу и его обитателям.

Злой волшебник Противняк

Заявил сегодня так:

- Кто сегодня в лес придет,

Никого здесь не найдет.

Я с утра пораньше встал,

Всех зверей заколдовал.

Очень надо постараться,

Чтобы в этом разобраться.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка).

Дети угадывают и называют “заколдованных” животных по ушам

Х.п. -Ребята, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет ручеек. (Изображение лесного ручейка)Посмотрите внимательно, что с ним случилось?

         Люди на природе отдыхали,

         Веселились, загорали.

         И не думая, бросали

         И обертки от конфет,

         И разорванный пакет,

         И коробочки от сока,

         От банана кожуру,

         От орехов скорлупу.

 

Здесь были туристы, которые не умеют себя правильно  вести в природе. Они разбросали мусор, бросили в ручей корягу, которая мешает течению ручья, на воде появились масляные пятна. Как вы думаете, откуда на воде масляные пятна? (консервная банка).  Дети убирают карточки с мусором в мусорный пакет

Посмотрите поверхность воды стала гораздо чище, нам осталось освободить течение ручейку и убрать мусор на его берегу. (Дети сортируют мусор по пакетам).

Х.п.: Ребята, а что может произойти с мусором, если его не убрать?

Дети: Он, будет скапливаться! Разрушать природу! Может загореться на солнце!

(Следующая страница - изображение пожара в лесу)

Х.п.:- Ребята, вы слышите треск?

Что это?

Дети: где-то пожар

Х.п.: Где-то в лесу начался пожар. Давайте поможем лесным жителем потушить пожар! У нас есть ведерки, берем их и бежим до дерева, затем возвращаемся назад. Приготовились, начали!

Х.п. -Молодцы! А что произошло с деревом? !

Дети: У него не стало листьев из-за огня!

Х.п.: Давайте ему поможем? Вы согласны?

Дети: Да!

Х.п.: Посмотрите у меня есть зеленая бумага и клей, нужно сделать очень много шариков — листиков и приклеить их (дети выполняют коллективно задание под легкую музыку )

Посмотрите наше дерево сновок за зеленело! Как красиво стало в лесу!

Х.п. – Вы такие молодцы! Я хочу, чтобы мы все вместе отдохнули и послушали голоса птиц! (Тишина). Вы кого-нибудь слышите? Что же случилось? Почему не слышно птичьего пения? Как вы думаете? Может нам поможет разобраться в этом жалобная книга? Давайте откроем следующую страницу.(Изображение птицы)

Книга. –   Надо птиц в лесу любить,

 

         И не надо их ловить.

         Птичьих гнезд не разорять,

         В руки птенчиков не брать!

 

(Дети подходят к макету дерева, на нём гнездо, под деревом сидит птенец)

 

Х.п -Ребята, посмотрите, здесь птенцы выпали из гнезда Надо помочь птицам вернуть птенцов в гнездо. Но, помните, что руками их трогать нельзя! Что будем делать?

Д\И «Посади птенчика в гнездо».

Х.п. – Вот и запели птицы в нашем лесу. (звучит фонограмма) Слушайте внимательно, голоса каких птиц вы услышали?

Д.- Дятел, кукушка, ворона, синица, сорока. (На дерево прикрепляются изображения птиц).

 

Х.п. – Молодцы, ребята и птицам смогли помочь. Кто же еще обратился к нам с просьбой, открывайте следующую страницу.(Изображение животных)

 

Книга. –

Помощи просят лесные жители, их обижает Мальчик Гриша.

Сценка «Как зверюшки лес спасали»

Х.п.: Лесные зверюшки, скорее сюда!

Звери: (заяц, ёж, лиса, медведь) Что там случилось?

Х.п.: Случилась беда!

В лес пришёл мальчишка,

Злой разбойник Гришка!

Он деревья обижает,

Птичьи гнёзда разрушает!

Звери:

 

Надо Гришку испугать,

С Гришкой в «Эхо» поиграть!

Нужно проучить мальчишку,

Злого хулигана Гришку!

Х.п.: Слышу: он идёт сюда!

Прячьтесь, звери. Кто куда!

(выходит Гришка, напевая песню)

 

Гришка:

Я люблю в лесу гулять,

Всех пугать и всё ломать!

Я цветы срываю,

Гнёзда разрушаю!

Вот я смелый какой!

Звери (вторят, словно, эхо): Ой-ой-ой!!!

Гришка: Кто там прячется в кустах?

Звери: Тах! Тах! Тах!

Гришка: На меня наводит страх…

Звери: Ах-ах-ах!

Гришка: Мне не страшно! Я не трус!

Звери: Трус! Трус! Трус!

Гришка: И тебя я не боюсь.

Звери: Юсь! Юсь! Юсь!

Гришка:

Ой-ей-ей!

Ай-яй-яй!

Мама, мама, выручай!

Я больше не буду

Цветочки срывать!

Я больше не буду

Лес обижать! (убегает)

 

Х.п. -Ребята, вот и убежал наш мальчик Гриша. Я думаю он теперь не будет в лесу безобразничать. Как вы думаете, кто следит за порядком в лесу, помогает животным?

 

 Дети- Лесник

Х.п.- Давайте поможем леснику и остановим в лесу знаки, которые помогут людям вести себя правильно в лесу (Рассматривание и обсуждение знаков. Почему нельзя так поступать, к каким последствиям могут привести разжигание костра, разбрасывание мусора, что станет с детенышами диких животных, если их забрать домой )

 

(Дети еще раз рассматривают знаки)

 

Х.п. – Знают все взрослые, знают все дети

        Что вместе с нами живут на планете

         Птицы и звери, леса, много рек,

         И доверяют тебе человек.

         Ты – самый умный, а значит в ответе

         За все живое, что есть на планете.

 

Х.п. – Посмотрите, как рада книга, что закончились жалобы в лесу. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, ребята. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Х.п. – В благодарность, за вашу помощь природе я хочу вам подарить на память фотографии, на которых изображены мои любимые уголки леса.

 

(дарит фотографии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_po_ekologii_dlya_detey_s_ovz.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по экологии

«Жалобная книга природы»

 Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Задачи: Коррекционно — образовательные: уточнить и расширить словарный запас по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки построения простого предложения.

Коррекционно — развивающие: развивать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, развивать сенсорное восприятие, речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Коррекционно — воспитательные: формирование положительной установки на начало занятия, воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи,  развивать познавательный интерес к миру природы;

формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Оборудование: книга "Жалобная книга природы", карточки _живая -неживая природа, фланелеграф, кусочек мела, макет муравейника, камни с цифрами, картинки с изображениями ушей животных, макет ручейка, таз с водой, мусорные пакеты, макет гнезда и игрушки птенцов, шапочки животных, знаки с правилами поведения в лесу, фотографии лесных пейзажей, грамзапись шума ручья, голосов птиц.

Ход занятия

Звучит музыка и входит Хранительница природы.

-  Здравствуйте ребята, я – Хранительница природы!.

Х.п. –Ребята, а как вы думаете, что такое природа?

Дети – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

Х.п. – Посмотрите внимательно на картинки с изображением живой и неживой природы и разместите их на фланелеграфе. Справа картинки с объектами живой природы, слева -неживой.

Д\и «Живая и неживая природа».

Х.п. – А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на стол. Что вы видите?

Дети - Мел.

Х.п. – Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки. Попробуйте. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?

Дети – Мел остался мелом, только его кусочки стали меньше.

Х.п. – А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на части?

Дети – Они погибнут.

Х.п. – Значит, как надо относиться к природе?

Дети -  Бережно, осторожно, внимательно.

Х.п. – Нельзя рвать цветы, топтать траву,

         Нельзя обрывать с деревьев листву.

         В лесу ходить лишь по тропинке,

         Не мять зеленую былинку,

         Животных надо охранять,

         Да гнезда птиц не разорять.

Звучит голос.

-    Много жалоб накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились

Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

Х.п. – (подходит к книге). Ребята, что это такое? Кто из вас читать умеет?

Дети – Жалобная книга природы.

Х.п. – Правильно. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к вам, потому, что кто-то лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?

Дети – Помочь природе.

Х.п. – Боюсь, что мне одной не справиться.  Где же мне найти помощников? Кто мне может помочь? А вы, могли бы мне помочь?

 – Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.

 – А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу. (Дети открывают первую страницу, там изображение муравья).

Книга – Ой, беда, беда, беда

              Пропала муравьиная  нора,

              На муравейник кто-то наступил,

              Потом камнями завалил!

Х.п. – Ребята, давайте муравьям поможем,

        Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и  «Тропинка». (от 1 до 10 и наоборот)

Х.п. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их домик.

  Хп.. – О чем же еще поведает нам книга жалоб?

Книга. – Шум и гам в лесу стоит,

 В норках весь лесной народ сидит.

Почему их  обижают

  И в лесу спокойно жить мешают?

Заколдованные картинки.

Х.п. Ребята, в лесу появился злой волшебник, он вредит лесу и его обитателям.

Злой волшебник Противняк

Заявил сегодня так:

- Кто сегодня в лес придет,

Никого здесь не найдет.

Я с утра пораньше встал,

Всех зверей заколдовал.

Очень надо постараться,

Чтобы в этом разобраться.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка).

Дети угадывают и называют “заколдованных” животных по ушам

Х.п. -Ребята, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет ручеек. (Изображение лесного ручейка)Посмотрите внимательно, что с ним случилось?

         Люди на природе отдыхали,

         Веселились, загорали.

         И не думая, бросали

         И обертки от конфет,

         И разорванный пакет,

         И коробочки от сока,

         От банана кожуру,

         От орехов скорлупу.

Здесь были туристы, которые не умеют себя правильно  вести в природе. Они разбросали мусор, бросили в ручей корягу, которая мешает течению ручья, на воде появились масляные пятна. Как вы думаете, откуда на воде масляные пятна? (консервная банка).  Дети убирают карточки с мусором в мусорный пакет

Посмотрите поверхность воды стала гораздо чище, нам осталось освободить течение ручейку и убрать мусор на его берегу. (Дети сортируют мусор по пакетам).

Х.п.: Ребята, а что может произойти с мусором, если его не убрать?

Дети: Он, будет скапливаться! Разрушать природу! Может загореться на солнце!

(Следующая страница - изображение пожара в лесу)

Х.п.:- Ребята, вы слышите треск?

Что это?

Дети: где-то пожар

Х.п.: Где-то в лесу начался пожар. Давайте поможем лесным жителем потушить пожар! У нас есть ведерки, берем их и бежим до дерева, затем возвращаемся назад. Приготовились, начали!

Х.п. -Молодцы! А что произошло с деревом? !

Дети: У него не стало листьев из-за огня!

Х.п.: Давайте ему поможем? Вы согласны?

Дети: Да!

Х.п.: Посмотрите у меня есть зеленая бумага и клей, нужно сделать очень много шариков — листиков и приклеить их (дети выполняют коллективно задание под легкую музыку )

Посмотрите наше дерево сновок за зеленело! Как красиво стало в лесу!

Х.п. – Вы такие молодцы! Я хочу, чтобы мы все вместе отдохнули и послушали голоса птиц! (Тишина). Вы кого-нибудь слышите? Что же случилось? Почему не слышно птичьего пения? Как вы думаете? Может нам поможет разобраться в этом жалобная книга? Давайте откроем следующую страницу.(Изображение птицы)

Книга. –   Надо птиц в лесу любить,

         И не надо их ловить.

         Птичьих гнезд не разорять,

         В руки птенчиков не брать!

(Дети подходят к макету дерева, на нём гнездо, под деревом сидит птенец)

Х.п -Ребята, посмотрите, здесь птенцы выпали из гнезда Надо помочь птицам вернуть птенцов в гнездо. Но, помните, что руками их трогать нельзя! Что будем делать?

Д\И «Посади птенчика в гнездо».

Х.п. – Вот и запели птицы в нашем лесу. (звучит фонограмма) Слушайте внимательно, голоса каких птиц вы услышали?

Д.- Дятел, кукушка, ворона, синица, сорока. (На дерево прикрепляются изображения птиц).

Х.п. – Молодцы, ребята и птицам смогли помочь. Кто же еще обратился к нам с просьбой, открывайте следующую страницу.(Изображение животных)

Книга. –

Помощи просят лесные жители, их обижает Мальчик Гриша.

Сценка «Как зверюшки лес спасали»

Х.п.: Лесные зверюшки, скорее сюда!

Звери: (заяц, ёж, лиса, медведь) Что там случилось?

Х.п.: Случилась беда!

В лес пришёл мальчишка,

Злой разбойник Гришка!

Он деревья обижает,

Птичьи гнёзда разрушает!

Звери:

Надо Гришку испугать,

С Гришкой в «Эхо» поиграть!

Нужно проучить мальчишку,

Злого хулигана Гришку!

Х.п.: Слышу: он идёт сюда!

Прячьтесь, звери. Кто куда!

(выходит Гришка, напевая песню)

Гришка:

Я люблю в лесу гулять,

Всех пугать и всё ломать!

Я цветы срываю,

Гнёзда разрушаю!

Вот я смелый какой!

Звери (вторят, словно, эхо): Ой-ой-ой!!!

Гришка: Кто там прячется в кустах?

Звери: Тах! Тах! Тах!

Гришка: На меня наводит страх…

Звери: Ах-ах-ах!

Гришка: Мне не страшно! Я не трус!

Звери: Трус! Трус! Трус!

Гришка: И тебя я не боюсь.

Звери: Юсь! Юсь! Юсь!

Гришка:

Ой-ей-ей!

Ай-яй-яй!

Мама, мама, выручай!

Я больше не буду

Цветочки срывать!

Я больше не буду

Лес обижать! (убегает)

Х.п. -Ребята, вот и убежал наш мальчик Гриша. Я думаю он теперь не будет в лесу безобразничать. Как вы думаете, кто следит за порядком в лесу, помогает животным?

 Дети- Лесник

Х.п.- Давайте поможем леснику и остановим в лесу знаки, которые помогут людям вести себя правильно в лесу (Рассматривание и обсуждение знаков. Почему нельзя так поступать, к каким последствиям могут привести разжигание костра, разбрасывание мусора, что станет с детенышами диких животных, если их забрать домой )

(Дети еще раз рассматривают знаки)

Х.п. – Знают все взрослые, знают все дети

        Что вместе с нами живут на планете

         Птицы и звери, леса, много рек,

         И доверяют тебе человек.

         Ты – самый умный, а значит в ответе

         За все живое, что есть на планете.

Х.п. – Посмотрите, как рада книга, что закончились жалобы в лесу. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, ребята. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Х.п. – В благодарность, за вашу помощь природе я хочу вам подарить на память фотографии, на которых изображены мои любимые уголки леса.

(дарит фотографии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия тема "Белая книга зимы"

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы в рамках районно-городского семинар-практикума музыкальных руководителей ДОУ....

Интегрированное занятие «Живая и неживая природа» для дошкольников с учетом ФГТ (образовательные области: окружающий мир, познание, художественная литература, художественное творчество).

Цель: познакомить детей с понятиями «природа», « живая природа», «неживая природа»; воспитание бережного отношения к природе.Материал.Рисунки и иллюстрации с изображением природы и неприродных о...

Конспект интегрированного занятия Тема Красная книга Бурятии

Цель: Формировать знания детей о «Красной книге».Задачи: Расширять представления детей об исчезающих животных, занесенных в «Красную книгу»; развивать коммуникат...

Конспект интегрированного занятия «Как Незнайка книгу подарил»

Цели: - Воспитывать интерес к литературе,- Воспитывать патриотическое воспитание,- Воспитывать любовь к родине,- Воспитывать у детей чувство прекрасного Задачи :  - Продолжать развивать инте...

Конспект интегрированного занятия по страницам книги знаний.

Занятие для подготовительной группы, направлено на формирование познавательной активности, закрепление полученных ранее знаний; развитие логического, образного мышления, слуховой, зрительной памяти, в...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...