Проект «Вечный песенный огонь»
проект (старшая группа)

Перетолчина Нина Александровна

Формирование нравственно-патриотических чувств, гордости за свое Отечество через песни о Великой отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vechnyy_pesennyy_ogonpna.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

             МАДОУ     « Детский сад №15»    С. Кабанск

    Вид проекта: познавательный - творческий.

 

        Проект «Вечный песенный огонь»

                                                                                    Подготовила:

                                                                                  Перетолчина Н.А.

                                                                       Музыкальный руководитель

                                 Кабанск -  2018 г

                                                                             Рассказывайте детям о войне,

                                                               Не бойтесь испугать жестокой правдой,

                                                                             Рассказывайте детям о войне,

                                                                        Им это знать и помнить надо.

                                                                            Рассказывайте детям о войне,

                                                       Пусть ваша память к ним в сердца стучится

                                                                            Рассказывайте детям о войне…

                                                                                                   Н.Верб

Название: «Вечный песенный огонь».

Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста,  через песни о Великой Отечественной войне.

Актуальность:

    Музыка и война…   казалось  несовместимые понятия. В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

     Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолеть трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, мужество, отвагу, смелость, воспитывала ненависть к врагу и  воспевала Родину.

О значении военной песни тех лет говорил Дмитрий Шостакович: «Совершенно особую роль сыграла в военные годы массовая песня. Она стала средоточием чувств и настроений народа. Мобильность, поразительная отзывчивость песни на большие и малые явления жизни определили ее исключительно важное место в искусстве той поры.… Без песен, созданных в годы войны, мы не представляли себе тех памятных лет».                Для многих нынешних мальчишек и девчонок -  Великая Отечественная война – это далекое прошлое, у них недостаточно знаний о самой войне, и конечно же   о песнях Великой Отечественной войне.  Если мы не передадим детям,  то, что хранится в нашей памяти, как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен прервется. «Забыл прошлое – потерял будущее».

О героическом прошлом нашего народа мы помним, благодаря песням, которые будут жить вечно.

Благодаря таким песням будет гореть вечный огонь нашей памяти.

Гипотеза:

Если начинать в детском возрасте знакомить  детей с лучшими образцами песен о  войне, развивать у них эмоциональную  отзывчивость, показывать им взаимосвязь музыкального и литературного жанров (песен), то  мы воспитаем  у них  интерес к  песням,  созданным  о  Великой Отечественной войне  и  сформируем нравственно- патриотические  чувства  к своей Родине, так как  проблема нравственно-патриотического  воспитания подрастающего поколения одна из самых важных.

Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств, гордости за свое Отечество через песни о Великой отечественной войне.

Задачи:

 1.Продолжать знакомить детей с героическим подвигом народа в годы Великой отечественной войны.

2.Развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с песнями о великой отечественной войне.

3.Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

4.Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботится о них. 

Срок проекта: 1 месяц ( 1 -30) апреля.

Исполнители проекта:

Дети старших групп, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Партнеры проекта:

Работники музея, библиотекари.

  Методы и формы работы

-Экскурсия в краеведческий им. М.А.Лукьянова- встреча с ветеранами;

-  детскую библиотеку - Всероссийская патриотическая акция «Читаем детям о войне»;

-возложение цветов к памятнику «Павшим за Родину»;

-совместное мероприятие с ветеранами Дети войны;

-выступление на празднике « Мы этой памяти верны»;

-вручение ветеранам 9 мая  праздничных открыток, сделанных совместно с  родителями.

Ожидаемые результаты –

-дети получили необходимую информацию о героях, сражавшихся на войне и живших в нашем селе, о детях войны, которым пришлось пронести все тяготы войны на своих детских плечах;

- у детей сохранился интерес к истории своей Родины, к их защитникам.

-дети  более увлеченно слушают  песни о Великой Отечественной войне;

-определяют характер песен, различают на слух и дают название музыкальным произведениям;

-у них пополнился активный словарь новыми словами, более связной стала речь.

Этапы:

1-предварительный:

Мониторинг детей:

1. «Знают ли они, кто из родственников принимал участие в В.О.в.?»

2.Прослушать песню и назвать ?

3 ребенка

День победы

 

Священная война

4 ребенка

Три танкиста

3 ребенка

Катюша

 Анкетирование родителей: .

1.Какие песни о В.О.войне вы знаете?

      80  %

«День победы»

     50  %

«Священная война»

     40  %

« Катюша»

     30  %

 «Три танкиста»

      25  %

«Смуглянка»

Где звучат эти песни?

 

   Поют дома

Звучат на ТВ

0 %

20%

Сбор информации и материалов:

Подбор художественных произведений:

Л.Кассиль «Богатыри», А Митяев «Землянка», А.Твардовский «Василий Теркин», С.Алексеев «Дом» и др.

Стихи: «День победы» Н. Майданик,  М.Владимов «Еще тогда нас не было на свете», «Великая отечественная война» Н.Иванова, «Дети войны» Лора Тасси.

Репродукции:  Ю.М Непринцев «Отдых после боя»;А.П.Ткачев «Между боями»; Б.С.Угаров «Возвращение»,А.И.Лактионов «Письмо с фронта».

 Песни: «Прадедушка»муз. А.Ермолова, Сл.М.Загота , «ДеньПобеды» Муз. д.Тухманова , «Защитники Отечества».

Танцы «Озорные моряки», «Пограничники».

Видео клипы к  песням: 

- Знакомство с патриотической песней «Священная война» муз. А.В.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача.

-Лирические песни фронтовых дней «В землянке» муз. К. Листова, сл. А.Сурикова; «Темная ночь» муз. Н.Богословского, сл.В.Агатова; « На солнечной поляночке» муз. В.Соловьева –Седого, сл.А.Фатьянова.

-Прощальные песни «Вечер на рейде» муз. В.Соловьева- Седого, сл. А.Чуркина, «Дороги» муз. А.Новикова, сл.Л. Ошанина, «Огонек» муз. М. Блантера, слова М.Исаковского. 

-Звучащие песенные памятники (песни о войне, написанные после войны)

«Алеша» муз. Э.Колмановского, сл.К.Ваншенкина, «Последний бой» муз. и сл. М. Ножкина из к-фа «Освобождение», «Песня десятого десантного» муз. и сл.Б.Окуджавы из к-фа «Белорусский вокзал» «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатов, «День Победы»Д.Тухманов, Вл. Харитонов.

2 этап – основной

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Мероприятия.

1 неделя апреля

Знакомство с патриотической песней. «Священная война»

Беседа об авторах.

Песня «Защитники Отечества»

Танец «Пограничники»

Статья для родителей

 история создания песни «Священная война».

Видео сюжет

«Вставай страна огромная»,

запись голоса Ю.Левитана.

Экскурсия в краеведческий  музей им. М.А.Лукьянова

«Встреча с ветеранами». 

2 неделя апреля

Прощальные песни. 

«Вечер на рейде», «Дороги», «Огонек».

Песня « Моряки»

Танец «Озорные моряки».

Составить рассказ с детьми, о прослушанной, дома песне о войне.

Посещение

библиотеки

Акция  «Читаем детям о войне».

Просмотр репродукции

Б.С.  «Между боями».

3 неделя апреля

Лирические песни фронтовых дней

 «В землянке», «Темная ночь» .

Песня «Прадедушка»

Танец «Озорные моряки»

Принести фотографии с рассказами о прадедушек и прабабушек воевавших в годы ВОВ.

Рассматривание репродукции Ю.М.Непринцев «Отдых после боя».

4 неделя

Звучащие песенные памятники. 

«Алеша», «Журавли».

Песня «ДеньПобеды»

Танец «Озорные

моряки».

Изготовление праздничной открытки с детьми дома.

Видео просмотр фильма

 «Парад  победы».

Б.С.Угаров «Возвращение»

ООД «Дети войны»

3 –этап заключительный:

-возложение цветов к памятнику;

-выступление на концерте «Мы этой памяти верны».

В результате проделанной работы дети познакомились с историей создания песен о Великой Отечественной войне, о героях, об их подвигах, о славной победе. Песни тех далеких лет мы должны  помнить и не забывать, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Литература:

Песни о великой войне и победе. Сб.- СПб. Композитор, 2000.

Рождественский  Р. Разговор пойдет о песне.- М.Советская Россия, 1979.

«Партизанская слава» стихи и песни Лениздат 1995

«Стихи и песни о Великой Отечественной войне» сост. Л.В.Поликовская М.Мир Энциклопедия 2008.

Усова И. Хоровая литература – раздел 2, глава 1, массовая песня – М.Музыка, 1976.

Кассеты:«Золотой фонд» Кумиры прошлых лет. «Эх, дороги»

«Звезды, которые не гаснут». Лучшие песни разных лет. Марк Бернес. 

                 История создания песни «Священная война»

    Первой песней, написанной в первые дни Великой Отечественной войны, была «Священная война»- песня А.Александрова и В.Лебедева Кумача .

Александр Васильевич Александров, автор музыки гимна нашей страны, профессор московской консерватории, руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, написал несколько песен для своего ансамбля, многие были посвящены солдатской жизни.

    В  первые дни войны многие артисты ансамбля были отправлены на фронт, лишь одна группа осталась в Москве для проводов солдат, уходивших на войну. Александру Васильевичу  предложили написать музыку к стихам, которые написал поэт В.Лебедев – Кумач, они были напечатаны в газете «Известие» 24 июня 1941года, на второй день войны. Стихи сразу же понравились композитору. Отложив все дела, он взял газету с напечатанными стихами и срочно уехал домой, чтобы работать над песней. Через несколько часов музыка была готова. Александр Васильевич вернулся к артистам своего ансамбля и исполнил новую песню, она буквально потрясла всех. Тут же песня была выучена и исполнена группой ансамбля. И все, кто слышал ее в те минуты, поняли, что родился боевой гимн редкой призывной силы. С этим глубоким и святым чувством артисты отправились на следующее  утро к перронам Белорусского вокзала, чтобы исполнить песню «Священная война» перед бойцами, отправляющимися на фронт.

     Первые звуки песни захватили слушателей. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина, все стояли, не шелохнувшись, как во время исполнения гимна. Такого они еще не слышали. Песня передала все, что чувствовал каждый человек – гнев. Душевный огонь, любовь к Родине и преданность ей. По просьбе бойцов песня была исполнена пять раз.

    Вскоре «Священную войну пели  по всей стране. Она звучала каждое утро по радио после боя Кремлевских курантов. Песня шла с солдатами в бой, вливала в них новые силы, отвагу, смелость.

    На Белорусском вокзале открыта мемориальная доска в честь первого исполнения песни «Священная война».

     Эту песню знают все люди нашей страны – и пожилые и молодые.

Эта песня –гимн мужеству и стойкости нашего народа.

                 

     

                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вечный песенный огонь"

Занятие с детьми подготовительной группы,посвящённое 67-летию Великой отечественной войны с использованием ИКТ...

Проект по теме "Огонь-друг, огонь-враг" в старшей группе.

Проект "Огонь-друг. огонь-враг". Воспитатель Карпова Наталья Викторовна, МАДОУ "Детский сад "Тополёк", г. Советский ХМАО Тюменская область....

Цикл конспектов НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) "Вечный песенный огонь" для старших дошкольников.

Данный цикл занятий знакомит детей с песнями Великой Отечественной войны, помогает понять значение песни в жизни народа в тяжелые годы войны, формировать представление о жанре «песня», развивать...

проект «Вечный огонь»

Являюсь активным участником краевого конкурс «Геодекор»: проект «Вечный огонь»,...

Проект по безопасности "Огонь друг,огонь враг! "

Пролема пожаров остро стоит не только в  стране , но и в нашем городе!...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста...