Рабочая программа семейного клуба
рабочая программа (подготовительная группа)

Бычкова Елена Валерьевна

Рабочая программа семейного клуба "Новые горизонты" в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kluba.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СЕМЕЙНОГО КЛУБА

«НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ»

Руководитель:

Бычкова Елена Валерьевна,

воспитатель высшей категории

Введение

Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого специалисты образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.) Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашей группе стал семейный клуб «Новые горизонты».

«Новые горизонты» - это клуб современных родителей, заботящихся о гармоничном развитии детей.

«Новые горизонты» - это перспектива необычных открытий и незабываемых впечатлений.

«Новые горизонты» - это время семьи.

Пояснительная записка

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отмечается, что роль семьи, имеющей детей дошкольного возраста, в настоящее время неизмеримо возрастает. В связи с этим на семью ложится ответственность за воспитание и образование детей.

Практика и проведенные научные исследования показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:

 ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);

 социально-экономические проблемы общества, ведущие к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей; проблемы социально- психологической тревожности, усталости; перераспределение материально- экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;

  личностные проблемы родителей: усталость, психические и физические перенапряжения, тревога в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствия понимания;

 глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, локальные войны и т.д.).

Особая острота проблемы связана с тем фактором, что личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из-за нарушенных внутрисемейных отношений. Знакомство с мамами и папами показывает, что они любят своих детей и часто сами не знают, как им справиться с неожиданно трудным характером своего сына или дочки.

Актуальность

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры.

Чтобы больше узнать об особенностях развития психики ребёнка, несомненно, нужны консультации у специалистов, однако этого недостаточно. Если родители хотят по-настоящему счастья своему ребёнку, они должны со всей ответственностью заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию.

Наше дошкольное учреждение заинтересовано в плодотворном сотрудничестве с семьей, как одним из основных социальных партнеров. Мы активно ведем поиск новых форм партнерства, позволяющих активно развивать весь комплекс воспитательно - образовательных задач. Но проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьей и образовательным учреждением связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций и опыта. По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи.

Мы поняли, что назревает необходимость создания такого объединения, сообщества открытых к взаимодействию, неравнодушных родителей, которое заинтересованно в выработке единых требований, предъявляемых к ребенку в семье и детском саду. Мы решили направить свои усилия на развитие клубной формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ.

В детском саду было решено организовать семейный клуб «Новые горизонты», который осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: 

1. Пропаганда положительного семейного воспитания, создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

2. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия, установление доверительных отношений между семьями воспитанников и ДОУ в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.

3. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста, вовлечение каждого родителя в обсуждение поставленных проблем.

4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции, выработка единого подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Цель. 

Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

Задачи.

1. Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.

2. Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.

3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.

 4. Формирование единого пространства семьи и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.

5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

6. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.

При решении поставленных задач мы основывались на такие принципы как:

1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности.

2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.

3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.

5. Сознательность, активность, дозированность – сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.

6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.

7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия; каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок.

В семейном клубе используются следующие формы деятельности:

 анкетирование;

 информационная встреча с родителями;

 дискуссионно-практические встречи с родителями (занятия, мастер-классы, развлечения, дискуссии, конкурсы, праздники);

 консультирование;

 экскурсии;

 совместные праздники.

Методы и приемы, используемые в программе:

 организационные;

 наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);

 словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);

 практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);

 логические;

 мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).

Перспективное планирование семейного клуба «Новые горизонты»

месяц

тема

сентябрь

  1. Анкетирование «Ваше мнение о работе в нашей группе».
  2. Конкурс поделок «Дары Осени»
  3. Кулинария  с детьми «Сладкие пирожные из вафельных коржей»
  4. Родительское собрание «Ознакомление с планом на год. Шкатулка пожеланий»

октябрь

  1. Коллаж для родителей «Осень Золотая»
  2. Экскурсия «Посещение детской библиотеки»
  3. Мастер-класс дети и родители «Сова своими руками» из природного материала
  4. Выставка рисунков дети-родители «Мой любимый мультфильм»

ноябрь

  1. Рисование родителями своего ребенка «Мой ребенок»
  2. Семейное шоу «Это мой ребенок»
  3. Коллаж «С днем рожденья, дед Мороз!»
  4. Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома?»
  5. Видеопоздравление детей на день Матери

декабрь

  1. Представление родителей для детей, сказка «Морозко»
  2. Анкетирование «Нужны ли ребенку друзья?»
  3. Экскурсия на станцию юных техников
  4. Консультация для родителей «Прогулки вместе с детьми в зимний период»

январь

  1. Конкурс поделок «Рождество Христово»
  2. Встреча с отцом Олегом – вопрос-ответ
  3. Анкетирование «Мой ребенок и школа»

февраль

  1. Конкурс рисунков «Сказки А.С.Пушкина»
  2. Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей»
  3. Конкурс на лучшее детское стихотворение собственного сочинения «Я – защитник Родины»
  4. Выставка рисунков детей для родителей «Мой папа –Защитник!»

март

  1. Выставка рисунков детей для родителей ко дню кошек «Кисонька-мурысонька»
  2. Выставка рисунков детей для родителей «Мама и я»
  3. Конкурс поделок «Бабушкины руки не знают скуки»
  4. Представление детьми для родителей сказки «Красная Шапочка»

апрель

  1. Фотовыставка для родителей «Я читаю»
  2. Коллаж детей «Космос»
  3. Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?»
  4. Конкурс поделок «Пасха»

май

  1. Выставка рисунков дети-родители «Война глазами детей»
  2. Экскурсия к Стелле
  3. Блиц-опрос по итогам работы семейного клуба

Литература

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001 г.

2. Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М.,1968 г.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. «Слушать ребёнка. Как?» Семья и школа. № 8, 1997 г.

4. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия./ Под ред. Н.А. Миклаевой. - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.

5. Дружинин В.Н. «Психология семьи». М., 1996г.

6. Жутикова Н.В. «Психологические уроки обыденной жизни». М., 1990г.

7. Зверева О.Л., Короткова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера,2005 г.

8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». М., 2009г.

9. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

10. Майер А.А., Давыдова О.Н., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». - М.: ТЦ Сфера, 2011 г.

11. Монина Г.Б., Лютова Е.К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С-П., 2006 г.

12. Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику». М., 1997 г.

13. Немов Р.С. «Психология». Книга 1. М., 1998 г.

14. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. «Развитие и воспитание в играх». М., 2010г.

15. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004 г.

16. Ткачева В.В., Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М., 1998 г.

17. Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте». Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа семейного клуба "Боровичок"

В программе вы найдете - методическое сопровождение работы семейного клуба "Боровичок" по формированию ЗОЖ воспитанников и перспективное планирование работы клуба на 2013-2014 учебный год....

Программа семейного клуба "Здоровый малыш"

Этот материал содержит план работы с родителями по формированию у детей навыков здорового образа жизни....

Программа семейного клуба "Любителей чтения"

Подробное описание программы работы семейного клуба на год...

рабочая программа семейного клуба "Мы вместе"

В рабочей программе отражены взаимодействия в работе с родителями....

Рабочая программа семейного клуба "МЫ ВМЕСТЕ"

Одно из наиболее тяжелых направлений в работе педагога  является взаимодействие с родителями. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо соз...

Рабочая программа семейного клуба «Воспитываем вместе»

Преодоление барьера недоверия родителей к МДОУ. Установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами. Удовлетворить потребности родителей в психол...

Программа семейного клуба «Учимся дружить» Название: Программа семейного клуба «Учимся дружить» Работа с родителями вновь прибывших детей. 2019-2020год

Программа  семейного клуба «Учимся дружить». 1. Паспорт программы.Наименование программы «Учимся дружить» программа семейного клуба в условиях ДОУЦель программы:...