Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)

Кухаева Юлия Викторовна

План по самообразованию на тему: Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса Саратовской области им. Л.Г.Венедиктовой «Структурное подразделение МДОУ детский сад №8»

План работы по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

                                                     Воспитатель  старшей группы:

Кухаева Юлия Викторовна

г. Маркс 2018 - 2019гг.

План по самообразованию

Тема:  Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Актуальность темы:  

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу,  способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это  умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также  самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.


Цель:  Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;

           -развивать монологическую форму речи;

          - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; 

          - учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по     картинкам;

          - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Этапы работы:

1.Теоретический этап.

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2.Практический этап.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Отметка о выполнении

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова;

«Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

Работа с загадками. Составление загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

 

Конкурс чтецов.

Май

Обучение сочинению сказок.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса Саратовской области им. Л.Г.Венедиктовой «Структурное подразделение МДОУ детский сад №8»

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Кухаева Ю.В.

Маркс 2018-2019гг

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу,  способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это  умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.  

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.


Цель:  Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;

           -развивать монологическую форму речи;

          - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; 

          - учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по     картинкам;

          - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада.

В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей

Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Поэтому свою тему по самообразованию считаю актуальной и значимой во все времена.

Ставя перед собой цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме я изучила

следующую методическую литературу :

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет . Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах.

Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в группе. Поэтому мне приходилось подбирать по темам множество сюжетных картин, тематических и наглядно – демонстрационных карточек.

В данную работу подключала частично и родителей. В сентябре – октябре продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой. Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые

способствуют развитию речи детей:

1.Пальчиковая гимнастика . ( развитие речи через мелкую моторику)

2.Дыхательная артикуляционная гимнастика.

3.Словесные дидактические игры.

4.Потешки, поговорки, пословицы, загадки.

Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники.. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начала

работу с простейших мнемоквадратов. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания»

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по

развитию связной речи детей. Я их использую для:

•обогащения словарного запаса,

•при отгадывании и загадывании загадок,

•при заучивании стихов.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей, для разучивания стихов, для отгадывания загадок.

Мнемотехника для сказок.

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для обучения творческому рассказыванию, то есть сочинению детьми сказок. В течение года играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье. Основные этапы работы по обучению сочинения сказок:

-сотворчество со взрослыми.

- придумывание продолжения и завершения сказки, начатой

воспитателем,

- придумывание по плану воспитателя,

- придумывание сказки на основе литературного образца,

-изменение конца сказки,

-включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

Театрализованная деятельность в детском саду также тесно связана с развитием связной речи детей.

У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок

начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже

пополняется.

В течение года с детьми разучивали стихи, инсценировали сказки.(«Грибная история», «Зайка-Зазнайка», «Пожар в лесу»). Проводила игры-

драматизации.

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,

самостоятельно создает образы животных, людей, литературных и фольклорных персонажей.

Театрально – игровая деятельность развивает речевые способности ребенка.

И в результате ,конечно, совершенствовалась у детей диалогическая форма речи , развивалась монологическая речь.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Развитие связной речи детей в семье», «Какие книги читать детям» ,«Значение подражания для

речевого развития ребёнка»

Работу с родителями для развития речи детей в учебном году считаю

конструктивной, а именно, родителями были приобретены игровые

предметы для внеурочной и учебной деятельности. Активно сотрудничали

родители многих воспитанников, неукоснительно выполняя педагогические

рекомендации и задания .

В дальнейшем я продолжу начатую работу по данной тематике, т. к. она чрезвычайно актуальна.

На следующий учебный год работы по теме самообразования планирую обязательное использование развивающего характера обучения, придерживаясь систематичности и последовательности при подборе

материала с сопутствующим развитием речи, ведя обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей моих воспитанников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...