Образовательный проект «Цветные недели» для детей второй группы раннего возраста
проект (младшая группа)

Цель проекта: Создать условия для усвоения  детьми знаний основных цветов,  опираясь на интегративный подход и умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tsvetnye_nedeli.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка»

г. Пролетарск, Ростовская обл.

Образовательный проект

«Цветные недели»

для детей второй группы раннего возраста

Автор: воспитатель  Н.Г.Ивлева

Вызвать интерес ребенка к предмету обучения —

это и есть лучший педагогический метод.

Масару Ибука

Актуальность

В настоящее время в дошкольном образовании происходят значительные изменения. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт определяет необходимость пересмотра содержания, мотивов, форм, методов, роли семьи и педагога в организации образовательного процесса.  

В связи с  обновлением методов и форм организации детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, необходимостью решения педагогических задач разных образовательных областей,  мы используем комплексно – тематическое планирование образовательного процесса. Одной из ведущих форм комлексно – тематического планирования выступает проект.

Изучение  технологии метода проектов в работе с детьми раннего возраста  позволило нам  создать  проект «Цветные недели».

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина считали, что обогащение сенсорного опыта является  основой познавательного развития детей раннего возраста.

Проблема

На сегодняшний день существует проблема системы и новых идей в развитии детей раннего возраста, организации работы  в рамках индивидуализации образования. Поэтому возникла идея разработать проект «Цветные недели», создать РППС в группе, которая включает соответствующие материалы,  гармоничность сочетания разнообразных форм,  размеров, фактур, цветовой гаммы  предметов, привлечь родителей к участию в реализации проекта через разные формы совместной деятельности с детьми и  создать особый эмоциональный настрой участников образовательных отношений.

Цель проекта: Создать условия для усвоения  детьми знаний основных цветов,  опираясь на интегративный подход и умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.

Задачи проекта:

  1. Развивать умение различать основные  цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);  форму предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);  величину предмета (длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький);
  2. Развивать тактильное восприятие: умение различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкое, твердое, пушистое, гладкое, колючее);
  3. Повышать педагогическую компетентность  родителей по вопросам сенсорного развития детей.
  4. Способствовать включению родителей в образовательный процесс ДОУ, укреплению детско-родительских отношений.
  5. Пополнять развивающую предметно – пространственную среду в группе.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Вид проекта: практико-ориентированный. Тип проекта: групповой.

Срок реализации: 8 недель (с 1 марта  по 22 апреля 2016год).

Участники: дети раннего возраста (2-3 года),  в количестве 20 человек, родители, воспитатели группы. Куратор  проекта: Кузьмина Т.С., заместитель заведующего по УВР МДОУ.

Формы организации детей: (в зависимости от содержания деятельности, возможности детей и педагогических задач) групповая, подгрупповая, индивидуальное решение частной задачи.

Виды деятельности: предметная,  экспериментирование, двигательная, восприятие смысла  сказок и стихов, рассматривание картинок (п.2.7  ФГОС ДО).

Методы реализации проекта: игровой, наглядный, практический, использование художественного слова, самостоятельная игра.

Ресурсы проекта: в группе созданы условия для  реализации проекта. Оформлен каталог педагогической, детской художественной литературы; картотека дидактических игр, экспериментов, утренней гимнастики. Имеются технические средства: фотоаппарат, видеокамера, магнитофон. Бюджет проекта: покупка канцелярских товаров, пособий  – 1 850. 00  рублей.

Риски проекта и пути по их преодолению:

Участники

Риски

Пути преодоления

Руководитель

проекта

Небольшое количество участников из числа родителей; недостаточное количество пособий, материала для интерьера и  оформления РППС  группы.

Своевременная презентация проекта для родителей в группе; установка контактов с родителями; привлечение родителей и совместное обсуждение оформления группы.

Родители воспитанников

Слабая мотивация; трудности в участии проекта вследствие общей занятости.

Заинтересовать родителей для участия в реализации   проекта; свободный выбор времени для оформления интерьера группы.

Дети

Слабая мотивация; сложность содержания материала проекта.

Подача материала в игровой форме; ситуация успеха (поощрение).

Структура проекта: Содержание материала проекта распределено по этапам. Количество мероприятий  может варьироваться в зависимости от освоения детьми материала.

Основное содержание и этапы реализации проекта

Деятельность педагога

Совместная деятельность

взрослого с детьми

Деятельность родителей

  1. этап – Подготовительный (март, 1 – 2  неделя)

Цель:  вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности за счет создания игровой  ситуации.

1.Изучение литературы (законодательной, научно-методической, популярной).

2.Проведение начальной диагностики детей, автор Н.Верещагина (приложение №1).

3.Оборудование РППС.

4.Составление плана мероприятий, создание проекта.

5.Презентация проекта для  родителей.

6. Введение детей в игровую ситуацию: «Поможем  кукле Кате подготовиться к встрече гостей».

Принятие детьми игровой ситуации: «Помощь кукле Кате», начало совместной деятельности.

1.Презентация проекта на родительском собрании.

2.Проведение опроса среди родителей на тему «Игры с ребенком в семье»; мастер – класс   «Семейная игротека: игры своими руками».

3.Участие в оформлении интерьера группы (подготовка к цветной неделе: украшение группы и раздевальной комнаты) (приложение № 3).

4. Помощь в создании  дидактического материала для реализации проекта (приложение № 4).

  1. этап – Основной (март - апрель)

Цель: обеспечить активную совместную деятельность родителей и  детей по реализации проекта.

  1. неделя – красная (март, 3  неделя)

Оформление картотеки гимнастики, подвижных, дидактических игр (приложение № 2).

Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, раздевальной комнаты в красном цвете.

 Организация и проведение итогового мероприятия

«Вечер свободного творчества» (приложение № 6).

Ритуал «Утреннее приветствие» - Кукла Катя в одежде красного цвета встречает детей в раздевальной комнате. Утренняя гимнастика с флажками красного цвета. Дидактические игры: «Что бывает красного цвета», «Кто скорее принесёт», «Волшебный мешочек», «Тактильный мешочек», «Цветные стёклышки», «Мозаика». Подвижные игры: «Автомобиль», «Найди свой домик», «Прокати шарик через ворота». Эксперимент  «Окрашивание воды в красный цвет», рисование цветной водой (красного цвета) по снегу, «Тонет, не тонет». ЧХЛ «Стихи о красном цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е.С.).

НОД: «Фрукты и овощи».

Итоговое мероприятие «Вечер свободного творчества» (совместная деятельность детей и родителей): Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Домик для котёнка»); «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Украсим домик для котёнка»); «Радужные краски» (рисование пальчиками  «Домик для котёнка»).

Участие в оформлении интерьера группы, раздевальной комнаты, в мероприятии «Вечер свободного творчества» (совместная деятельность детей и родителей).

Выставка совместного творчества детей и родителей.

Изготовление пособий, атрибутов красного цвета.

Подготовка элемента одежды для ребёнка красного цвета.

2 неделя- жёлтая(март, 4  неделя)

Подготовка пособий, материалов   для  совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, раздевальной комнаты в желтом цвете.

Организация и проведение итогового мероприятия «Вечер свободного творчества».

Ритуал «Утреннее приветствие» - Кукла Женя в одежде жёлтого цвета встречает детей в раздевальной комнате. Утренняя гимнастика с платочками желтого цвета. Дидактические игры: «Что бывает желтого цвета», «Веселые крышечки», «Цветные стёклышки», «Волшебный мешочек», «Мозаика». Подвижные игры: «Найди домик», «Автомобиль». Эксперимент  «Окрашивание воды в жёлтый цвет»,  рисование цветной водой по снегу,«Тонет не тонет». ЧХЛ «Стихи о жёлтом цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е.С.).

НОД: «Путешествие по сказке репка».

Итоговое мероприятие «Вечер свободного творчества»: Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Цыплёнок»); «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Цыплёнок и солнышко»); «Радужные краски» (рисование ватными палочками «Цыпленок на лугу»).                                                                                              

Изготовления пособий, участие в оформлении интерьера группы, раздевальной комнаты. Подготовка элемента одежды для ребёнка жёлтого цвета.

Участие в мероприятии

«Вечер свободного творчества».

3 неделя – синяя  (апрель, 1  неделя)

Подготовка пособий, материалов   для  совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, раздевальной комнаты в синий цвет.     Организация и проведение итогового мероприятия  «Вечер свободного творчества». Оформление уголка «Что бывает синего цвета» (игрушки, конструктор, кубики, др.).

Ритуал «Утреннее приветствие» - Кукла Света в одежде синего цвета встречает детей в раздевальной комнате. Утренняя гимнастика с мячами синего цвета. Дидактические игры: «Что бывает синего цвета», «Весёлые фигуры», «Мозаика», «Тактильный мешочек»,  «Выложи картинку». Эксперименты  «Окрашивание воды в синий цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет - не тонет». Подвижные игры: «Автомобили», «Прокати шарик через ворота». ЧХЛ «Стихи о синем цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е.С.).

НОД: «Путешествие водяной капельки».

Итоговое мероприятие «Вечер свободного творчества»: Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Грузовик»); «Радужные краски» (рисование ватными палочками «Легковой автомобиль»).

Участие в оформлении интерьера группы, раздевальной комнаты. Подготовка элемента одежды для ребёнка синего цвета.

Участие в мероприятии «Вечер свободного творчества».

4 неделя – зелёная (апрель, 2  неделя)

Подготовка пособий, материалов   для  совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, раздевальной комнаты в зеленый цвет.     Организация и проведение итогового мероприятия  

«Вечер свободного творчества»

(приложение №6). Оформление выставки «Что бывает зелёного цвета?» (игрушки, кубики, конструктор и др.).

Ритуал «Утреннее приветствие» - Кукла Зина в одежде зелёного цвета встречает детей в раздевальной комнате. Утренняя гимнастика с кубиками зелёного цвета. Дидактические игры: «Что бывает зеленного цвета», «Волшебный мешочек», «Мозаика», «Весёлые фигуры». Эксперимент  «Окрашивание воды в зелёный  цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет, не тонет». Подвижные игры: «Кто скорее принесёт», «Прокати шарик через  ворота». ЧХЛ «Стихи о зеленом цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е.С.).

НОД: «Комнатные растения».

Итоговое мероприятие: «Вечер свободного творчества»: Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Веточка с зелеными листочками»); «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Дерево с зелеными листочками»); «Радужные краски» (рисование ватными палочками «Дерево с зеленными листочками»).

Участие в оформлении интерьера группы, раздевальной комнаты. Подготовка элемента одежды для ребёнка зелёного цвета. Изготовление зелёного мешочка, предоставление предметов и игрушек зелёного цвета.

Участие в мероприятии

«Вечер свободного творчества»

5 неделя – белого и черного цвета (апрель, 3  неделя)

Подготовка пособий, материалов   для  совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, раздевальной комнаты в белый и черный цвет.     Организация и проведение итогового мероприятия  

«Вечер свободного творчества» Оформление выставки «Что бывает белого и чёрного цвета?» (игрушки, кубики, конструктор и др.)

Ритуал «Утреннее приветствие» - Кукла Таня в одежде белого и чёрного цветов встречает детей в раздевальной комнате. Утренняя гимнастика с лентами белого цвета. Дидактические игры: «Что бывает белого и черного цвета», «Волшебный мешочек»,  «Разноцветные шестиугольники», «Весёлые фигуры»,  «Разложи по цвету». Эксперимент  «Окрашивание воды в белый и черный  цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет, не тонет». Подвижные игры «Зайка беленький сидит» ЧХЛ «Стихи о белом и черном цветах» («Цветные странички» Аксаментьева Е.С.).

НОД: «Транспорт».

Итоговое мероприятие: «Вечер свободного творчества»: Станция: «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Божья коровка»); Станция «Весёлые фигуры» (аппликация «Цветы ромашки на полянке»).

Изготовление лент белого цвета (для утренней гимнастики), мешочков белого и чёрного цветов, предоставление предметов и игрушек.

Подготовка элемента одежды для ребёнка белого и чёрного цветов. Участие в мероприятии

«Вечер свободного творчества»

3 этап – заключительный (апрель, 4 неделя)

Цель: подвести итоги работы в процессе презентации проекта.

Продукт: Оформление фотовыставки «Разноцветная планета». Презентация «Реализация проекта «Цветные недели» для родителей группы, воспитателей групп раннего возраста. Итоговая диагностика Верещагина Н.В. (приложение№1).

Развлечение

«Красный, жёлтый, синий, зелёный мяч ты мой, не угнаться за тобой»

Рассматривание фотовыставки.

Помощь в оформлении фотовыставки. Поощрение родителей благодарностями за участие в реализации проекта.

Ожидаемые результаты

  • Дети будут знать: основные цвета – красный, зеленый, синий, желтый, белый, чёрный; геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник.
  • Научаться различать иназывать качество предметов (мягкий, твердый).
  • Родители получат необходимые психолого- педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудования, в совместной игровой деятельности с детьми, тем самым решая задачу ФГОС: вовлечение родителей в образовательный процесс.

Рефлексия. Анализ проделанной работы

Для реализации проекта в группе  были созданы все необходимые  условия. По результатам диагностики отмечается положительная динамика  освоения ребенком  знаний по сенсорному развитию (приложение №1). Дети  интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Удалось установить доверительно – деловые контракты с родителями, вовлечь их в образовательный процесс. С помощью  родителей  значительно пополнили   РППС в группе. Риски проекта не оправдались.

Перспектива проекта:

  • Продолжать пополнение РППС дидактическим материалом, в соответствии с возрастом детей.  Внести  изменения в Портфолио «Развивающая предметно – пространственная среда в группе».
  • Внести корректировку в комплексно – тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» сенсорное развитие (ранний возраст) ОП ДО.
  • Продолжать укреплять детско-родительские отношения, вовлекать родителей в образовательный процесс.
  • Провести презентацию проекта «Цветные недели» для педагогов  городской  Школы педагогического мастерства (ранний возраст) в 2017-2018 уч.г.
  • Опубликовать  опыт реализации проекта «Цветные недели»  на сайте ДОУ.

Список литературы

1.  Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет.сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

2. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Первая младшая группа. – ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 – 23 с.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет.садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977 – 143 с.

4. Как работать с ребёнком раннего возраста?: учебно – методическое пособие к образовательной программе повышения квалификации и модуля / авт. – сост. Е.П. Штогрина, Л.Ю. Махова – Архангельск: изд–во АО ИОО, 2016.

5. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

6. Кочкина Н.А., Куликова Н.В., Потапкина Л.В. Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении. Методическое пособие. – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2011.

7. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет.сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

8. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – Л: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.

9. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.

10. Савельева Н.М. Гениальные малыши. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС». 2014. – 64с. – (Служба ранней помощи в ДОУ)

11. Свирская З.Л. Методика планирования совместной деятельности взрослых с детьми: план – дело – анализ. Москва, ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.

12. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии.  Метод проектов в ДОУ. – СП.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013, - 96 с.

13. Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 304 с.

Методические материалы

1.Материалы программы модуля повышения квалификации АО ИОО, тема «Проектная деятельность как форма организации совместной деятельности взрослого  и детей»,  МДОУ «ЦРР – Детский сад №17 «Малыш», 2013год.Базовая образовательная площадка, свидетельство выдано 29 октября 2013 года,  действительно до 28 декабря 2016 года.

Приложение №1

ДИАГНОСТИКА

уровня сенсорного развития  

Автор Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной  области «Познавательное развитие» раздел «Сенсорное развитие»,  первая младшая группа.

Диагностика проводилось на первом и третьем этапе  реализации проекта.

Фамилия, имя ребенка

Форма и величина

Основные цвета

Группирует однородные предметы, владеет понятием один - много

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал

Различает размер большой – маленький, высокий – низкий

Различает красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный цвета

н.д.

и.д.

н.д.

и.д.

н.д.

и.д.

н.д.

и.д.

н.д.

и.д.

Результаты итоговой  диагностики позволяют  сделать вывод о том, что по итогам реализации проекта у детей отмечается  позитивная динамика освоения сенсорных  эталонов. Дети различают и называют основные цвета, геометрические фигуры, группируют однородные предметы, называют размер  предмета.

Приложение  № 2

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Утренняя гимнастика  с флажками (красного цвета)

Вводная часть: Ходьба и бег стайкой за воспитателем, с поворотом кругом по сигналу.

Основная часть (с флажками):

1. «Покажи флажок». И. п. – ноги слегка расставлены, флажок внизу. В – флажок вперед, сказать «вот», вернуться в и. п. Повторить 4 раза. Повторить 4 раза.

2. «Покачай флажок». И. п. – ноги на ширине плеч, флажок внизу. В. – флажок вперед, наклониться, помахать флажком в стороны, выпрямиться. Повторить 4 раза.

 3. «Подпрыгивание». И. п. – ноги слегка расставлены, руки вниз. Пружинки и 6-8 подпрыгиваний. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой.

 Заключительная часть: Ходьба с восстановлением дыхания.

Утренняя гимнастика с платочками (жёлтого цвета)

Вводная часть: Ходьба и бег стайкой за воспитателем.

Основная часть:

1. «Платочек вперед».

 И.П.: ноги слегка расставить, платочек опущен, держаться за верхнюю часть с боков. Платочек вперед, опуская, сказать «вниз». То же, из И.П. платочек перед грудью. Повторить 5 раз.

2. «Спрячемся».

И.П.: ноги врозь, платочек опущен. Наклон вперед, платочек перед лицом — спрятались, опустить платочек, выпрямиться. Повторить 5 раз.

3. «Сядем, встанем».

И.П.: Ноги слегка расставить, платочек на полу. Сесть на платочек (за ним, перед ним, около) сказать «сели», встать. Повторить 4 раза.

4. «Ножки к платочку».

И.П.: лежа на спине, платочек на животе. Согнуть ноги, прижать колени к животу, выпрямить ноги. Повторить 4 раза.

5.  «Попляшем с платочком»

И.П.: стоя, платочек в одной руке. Под бубен подпрыгивание и притопывание, помахивая платочком. 19 сек. Повторить 2 раза.

Заключительная часть: Ходьба с восстановлением дыхания.

Утренняя гимнастика с мячами (синего цвета)

Вводная часть:  ходьба друг за другом,  ходьба на носках, рук вверху, бег,  ходьба, берут мячи, построение в круг.

Основная часть:

1. И. п.: стоя, ноги вместе, мяч в руках внизу. 1- подняться на носки, мяч вверх, посмотреть на него; 2- и. п. (4-6раз)

2. И. п.: сидя, ноги прямые вместе, мяч в руках. 1- наклон вперед, коснуться мячом кончиков ног; 2- и. п. (4-6раз)

3. И. п.: стоя, ноги вместе, мяч в руках перед, грудью. 1-8 прыжки на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя. Чередовать с ходьбой. (2-3раза)

Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному, кладут мячи.

Утренняя гимнастика с кубиками (зелёного цвета)

Вводная часть: Ходьба и бег с кубиками в руках.

Основная часть:

 1. И. п. – стоя, ноги вместе, кубик в каждой руке. В. – поднять руки вверх, ударить кубик о кубик и опустить руки вниз. Повторить 4 раза.

 2. И. п. – лежа на животе, руки прямые вдоль туловища на полу. В. – поднять руки от пола, развести их в стороны (верхняя часть туловища приподнята) и вернуться в и. п. Повторить 4 раза.

 3. И. п. – сидя, ноги вместе, руки с кубиками на коленях. В. – повернуться в одну сторону, коснуться кубиками пола, вернуться в и. п. То же выполнить в другую сторону. Повторить 4 раза.

 4. И. п. – стоя, произвольно, кубики на полу. В. – прыжки вокруг кубиков.

 Заключительная часть: Ходьба друг за другом, положить кубики на место.

Утренняя гимнастика с лентами (белого цвета)

Вводная часть: ходьба друг за другом, ходьба на носках, руки в стороны, ходьба на пятках, руки за спиной, легкий бег, ходьба, берут ленточки.

Основная часть:

1. «Ленточки вверх» И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены. 1- руки через стороны вверх; 2- и. п. (4-6раз)

2. «Ветерок» И. п.: стоя на коленях, руки с ленточками вверх. 1- наклон вправо; 2 и. п. ; 3- наклон влево; 4- и. п. (4-6раз)

3. «Попрыгунчики» И. п.: стоя, ноги вместе, руки с ленточками вверху.  1-8 прыжки на двух ногах на месте, с махами ленточек над головой. Чередовать с ходьбой. (2-3раза)

Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному, кладут ленточки. Спокойная ходьба.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра «Найди свой домик» (2 – 3 года).

Задачи: Учить сочетать ходьбу с другими видами движений. Развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать действие с другими детьми. Закреплять знание цвета, формы, величины. Поддерживать самостоятельность, инициативу детей.

Материал: Круги, квадраты или треугольники разной величины и цвета.

Содержание игры: Дети размещаются в своих домиках, которые имеют разную величину, цвет и форму. Ребята запоминают свои домики и по сигналу взрослого выходят гулять на поляну. Они выполняют самостоятельно по своему усмотрению разные движения (ходят, собирают цветы, бегают, влезают на пеньки, бросают шишки в цель, перешагивают через ручейки). На слова воспитателя: «Дождь!» – дети бегут в свои домики. Взрослый вместе с детьми проверяет, все ли заняли свои домики, помогает малышам найти свой домик, если они их не запомнили.

Подвижная игра «Автомобили» (2 – 3 года).

Задачи: Учить двигаться, сохраняя направление, выполнять действия в разных условиях, поддерживать интерес к движениям. Развивать внимание, умение действовать в коллективе. Закреплять знания сенсорных эталонов. Вызывать чувство радости от общения со взрослым и с сверстниками.

Материал: Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих), дорожки разного типа, кубы или другие предметы, круг, квадрат, треугольник  из картона (гараж).

Содержание игры: Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой. Это гараж. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблюдая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого: «Автомобили, в гараж!» – ребята меняют направление и едут в гараж.

Варианты игры:1. Автомобили могут ехать по мосту (дощечке, лежащей на полу), по извилистой дороге, объезжая предметы, по мягкой дорожке (болото) и т. п.2. У каждого автомобиля может быть свой гараж в виде круга, треугольника, квадрата. В этом случае дети запоминают, какой формы или цвета их гараж.

Подвижная игра «Зайка беленький»

Задачи: Обогащать двигательный опыт. Учить действовать по слову взрослого. Закреплять знания о цвете, форме. Развивать внимание. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений. Вызывать положительные эмоции.

Материал: Нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), круг, квадрат, треугольник из картона, разного цвета (норки).

Содержание игры: Дети изображают зайчиков и занимают свои норки. Зайчики, запомнив свои норки – домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики делают движения в соответствии со словами.

Слова воспитателя:

Действия детей:

1. «Зайка беленький сидит,

 Он ушами шевелит –                                          

Вот так, вот так,                

Он ушами шевелит.

2. Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть –

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Надо лапочки погреть.

3. Зайке холодно стоять –

Надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок.

Надо зайке поскакать.

4. Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и убежал»

Присаживаются на корточки в свободном построении и, приложив руки к ушам, шевелят ими.

На слова «хлоп-хлоп» хлопают в ладоши.

На слова «скок-скок» прыгают на месте.

Бегут в свои норки (по хлопку взрослого).

        Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли норки.

Подвижно – дидактическая игра «Прокати шарик через ворота»

Цель: Совершенствовать умение детей прокатывать мяч (шар) в определённом направлении одной и двумя руками. Развивать глазомер, совершенствовать координацию движений и ловкость. Создавать положительный настрой от двигательной активности в игре.

Материал: Цветные ворота и шарики 4 – х основных цветов.

Содержание игры: поставить ворота 4 цветов рядом друг с другом. Детям предлагается взять шарики любого цвета на выбор и прокатить его в ворота такого же цвета что и шарик. Или взяв шарик проползти в ворота и положить шарик в корзину соответствующую цвету шарика.

Экспериментальная деятельность  «Окрашивание воды»

Цель: уточнить знания детей о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной.

Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, кисточки для размешивания.

Содержание: Взрослый и дети рассматривают в воде 2 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Экспериментальная деятельность  «Разноцветные рисунки»

Цель: развивать у детей творческую активность,  формировать технические навыки в рисовании бутылкой с цветной водой, закреплять умения рисовать различные формы; развивать чувство цвета.

Материал: Бутылка с цветной водой, в крышке проделана дырочка.

Содержание:  1. Дети выбирают бутылки с цветной водой, при необходимости помочь ребенку удержать бутылку с краской. Дети, нажимая, на бутылку двумя руками рисуют разные линии, фигуры, рисунки. 2. Сначала рисуем на снегу длинную извилистую линию,  предложить  детям пройтись по ней, как будто это узкий мост. Нарисовать дорожку из двух параллельных линий и ходить по ней, стараясь не сворачивать с пути,  пробежаться по этой дорожке, попрыгать по ней.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра «Что бывает красного, желтого, синего, зеленого, белого и черного цвета?»

Цель: Закреплять знание названий цветов; развивать умение детей отбирать предметы красного (желтого, синего, зеленого, белого и черного)цвета среди предметов разных форм и цветов.

Материалы: предметы разных цветов.

Содержание игры: Помочь кукле Кате подобрать предметы. Игровые правила. Подбирать предметы под цвет бантика куклы. Ход игры: Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.)В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш, красная кружка и т.д.

Дидактическая игра «Кто скорее принесёт»

 Цель: Учить находить предметы по его наиболее характерным признакам (цвету, размеру). Закреплять умения различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других развивать наблюдательность, находчивость, воспитывать выдержку.

Материалы: предметы разных цветов.

Содержание игры: по команде воспитателя дети ищут предметы определенного цвета или формы и приносят воспитателю. Затем каждый ребенок отвечает на вопросы воспитателя: «Какого цвета предмет (игрушка)?», «Как он называется (игрушка)?»  и др.

Дидактическая игра «Разноцветные шестиугольники»

Цель: развитие воображения, изучение основных цветов.

Материал: Цветные шестиугольники

Содержание игры: 1. «Найди пару» - необходимо подобрать пару для шестиугольника. 2. «Домино» - игра по типу домино - подбираем по цвету.3. «Конструктор» - составить разные узоры.

Дидактическая игра «Выложи картинку» (с блоками Дьенеша)

Цель: развитие логического мышления

Материал: блоки Дьенеша,  рисунок, образцы.

Содержание игры: Ребенок выбирает понравившийся  ему рисунок и составляет узор.

Дидактическая игра «Веселые крышечки»

Цель: закрепление основных цветов, развитие  мышления, мелкой моторики рук.

Материал: крышки жёлтого, синего, зеленого, красного и белого цветов (разных размеров), шаблоны с картинками.

Содержание игры: Выложить рисунок на шаблон с помощью пластиковых крышечек, правильно подбирая по цвету, брать предметы надо по одному из коробочки.

Дидактическая игра «Волшебные мешочки»

Цель:  Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами, учить соотносить предметы по цвету.

Материал: Мешочек с предметами 6 основных цветов, шаблоны  с цветными ячейками.

Содержание игры: Разложить предметы на шаблон  в соответствии с цветовой ячейкой, по возможности назвать предмет и его цвет. Знакомство со счетом 1, 2, 3 – соотносить количество предметов, количеству отмеченных ячеек.

        

Дидактическая игра «Веселые фигуры»

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, величине, цвете. Развивать творческие способности.

Материалы:  Геометрические фигурки изготовлены из картона, самоклеящейся цветной пленки, тесьмы.

Содержание игры:  Варианты игры могут быть разнообразными в зависимости от поставленной  задачи: назови фигуры одним словом, угадай на ощупь, назови предметы похожие на эти фигуры, угадай, что спрятали.

Дидактическая игра «Разложи по цвету»

Цели: формировать умение различать и правильно называть 4 – е основные цвета; учить совмещать шарик с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: Шарики 4 основных цветов по количеству ячеек в коробке, коробка с ячейками, закрашенными основными цветами.

Содержание игры: Дети раскладывают шарики в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет шариков и цвет домиков.

Дидактическая игра «Тактильный мешочек»

Цель: Развитие памяти, мелкой моторики и тактильных ощущений.

Материал: Мешочек, тактильные материалы, приклеенные на дощечки.

Содержание игры: Необходимо изучить с детьми все дощечки с материалом, обследовать, найти  одинаковые. Затем положить в мешочек несколько пар дощечек и дети стараются вытащить одинаковые.«Угадай  на ощупь»,  ребенку предлагается на ощупь определить и назвать предмет.

Дидактическое пособие «Цветные стеклышки»

Цель: закреплять знание 4-х основных цветов; умение соотносить картинку и цветное стёклышко.

Материал: конвертики размером 5*5 см красного, синего, зеленого и желтого цветов (изготовлены из прозрачной цветной папки), распечатанные картинки в чёрно – белом исполнении.

Содержание игры:

«Раскрась предметы в нужный цвет» - воспитатель предлагает к каждой картинке подобрать цветное стёклышко и раскрасить её. После окрашивания воспитатель просит детей назвать, какого цвета получились предметы.

«Раскрась картинки в зелёный цвет» - воспитатель спрашивает детей, какого цвета стёклышки лежат на столе (зелёного).И предлагает раскрасить предметы в зелёный цвет. Дети называют, какие предметы у них получились.

«Какой предмет можно раскрасить в разные цвета» - воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картинки и выбрать тот предмет, который можно раскрасить несколькими цветами.

«Найди лишнюю картинку по цвету» - воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на цветные картинки и догадаться, какая картинка лишняя. Почему? (лишнее яблоко, потому что оно красное – лежит в красном кармашке, а все предметы раскрашены в зелёный цвет – лежат в зеленых кармашках).

«Цыплёнок идёт гулять по цветной дорожке» (итоговое)

Цель: закреплять знание 4-ёх основных цветов; мелкую моторику пальцев рук; развивать интерес к экспериментированию.

Ход игры: -Ребята, сегодня к нам в гости пришёл цыплёнок. Он грустный, потому что не знает, какого цвета должен быть. Давайте ему поможем.

Воспитатель предлагает детям помочь цыплёнку прогуляться по цветной дорожке и выбрать нужный цвет /цыплёнок по очереди окрашивается в разные цвета, дети называют результат окрашивания, приходят к выводу: бывает такое или нет.

Дети: -Получился зелёный цыплёнок. Такого не бывает. Идёт цыплёнок по дорожке дальше. - Получился красный цыплёнок. Такого не бывает. Идёт цыплёнок по дорожке дальше. - Получился жёлтый цыплёнок. Таким он и должен быть.

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки».

Цель: Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал: Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке находятся десять элементов белой и десять элементов красной мозаики. Для усложнения задания в каждую коробку дополнительно кладут три зеленых, два синих, три желтых элемента, которые не потребуются при его выполнении.

Содержание игры: Воспитатель, показывая детям, элемент белой мозаики, говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем произвольно выкладывает домик на панели, а флажок – над домиком и приглашает кого – либо из детей подойти к столу, найти на коробке сначала домик и разместить его на панели, а затем флажок. Воспитатель просит других детей проверить, правильно ли найден тот или иной элемент мозаики. Приглашает поочередно найти домик с флажком остальных детей, выясняя таким образом, как воспитанники поняли задачу.

Затем взрослый раздает индивидуальный материал и следит за выполнением задания, обращая внимание детей на правильный подбор элементов мозаики по цвету, напоминая, что к каждому домику нужен флажок.

Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Цель: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал: Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку помещают один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.

Содержание игры: Воспитатель начинает занятие с исполнения песенки «Цыплята» (муз.А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы –

Полное корытце.

Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета будут цыплятки». Взрослый вставляет в отверстия панели один элемент белой мозаики и еще раз поясняет, что курочка будет такого цвета. Затем помещает за курочкой один элемент желтой мозаики – цыпленка и предлагает кому – либо из детей подойти к его столу, найти еще одного цыпленка и разместить его на панели позади курочки. Когда все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. В течение занятия данное задание дети могут выполнить дважды.

Выкладывание из мозаики на тему «Гуси с гусятами».

Цель: Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов трех заданных из пяти предложенных.

Материал: Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке десять элементов желтой, десять белой, пять красной, пять синей, пять зеленой мозаики.

Содержание игры: Показывая детям, элементы синей мозаики, воспитатель поясняет, что такого цвета бывает речка. Затем отбирает все элементы синего цвета, размещает их в левой части панели сверху вниз. Показывает один элемент белой мозаики – гусь и один элемент желтой мозаики – гусенок, помещает друг за другом и говорит детям: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого предлагает детям найти по одному элементу белой и желтой мозаики (гуся с гусенком) и разместить их друг за другом на панели.

Когда элементы будут размещены, воспитатель читает детям четверостишие из стихотворения М. Клоковой «Гуси».

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут,

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Затем каждый ребенок получает комплект мозаики и выполняет задание самостоятельно. Задание считается успешно выполненным, если ребенок чередует объекты по цвету самостоятельно или с незначительной помощью взрослого.

Выкладывание из мозаики на тему «Травка, небо и солнышко».

Цель: Подводить детей к самостоятельному выбору сюжета. Закреплять умение детей самостоятельно выбирать цвет, способ выкладывания  для передачи особенностей предмета.

Материал: Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов.

Содержание игры: Воспитатель показывает детям, как можно выложить травку, какого цвела(зеленого, сплошной линией), солнышко выкладываем по кругу, какого цвета (желтого), и небо какого цвета (синего). Воспитанникам раздают коробки с мозаикой для самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) с использованием образовательной технологии «Пальчиковые игры» Тема: «В гостях у курочки Рябы»

Цель:  Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное. Задачи:    Ø Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя;   Ø Побуждать к непроизвольному з...

Проект: «Мир насекомых» для детей второй группы раннего возраста.

Формирование у детей экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Сформировать у детей представление о насекомых, их пользе или вреде, развить твор...

Проект: «Моё лето" для детей второй группы раннего возраста.

Лето – прекрасная и удивительная пора! Сколько радости приносят малышу игры с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Очень важно, чтобы жизнь детей в э...

Творческий проект «Разноцветная неделя» для детей второй группы раннего возраста

Творческий проект «Разноцветная неделя» для детей второй группы раннего возраста...

Проект по экологи для детей второй группы раннего возраста «Дикие животные»

Любовь, понимание и забота- это то, что ждет живая природа от каждого человека. Это чувство целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дош...

Проект для детей второй группы раннего возраста " Цветная неделя"

В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти...