ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ.
статья

Фролова Анастасия Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ.

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития системы дополнительного образования. Авторы раскрывают перспективы реализации вариативных форм обучения и воспитания дошкольников, специфику программного обеспечения образовательного процесса, значение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Дошкольный возраст- период становления фундаментальных качеств личности человека. Физическое, коммуникативное, социально- нравственное, интеллектуальное развитие ребенка в раннем возрасте создаст прочную основу становления личности дошкольника.

В настоящее время дошкольное образование направлено на активное внедрение деятельностного и интегративного подходов. Традиционная система образования, призванная передать детям лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказалась несостоятельной в нынешней ситуации. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности.

Сегодня задачи психолого-педагогической работы педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) решают интегрировано в ходе освоения образовательных областей. Воспитатели начинают понимать, что в инновационном образовательном пространстве происходит соединение разно предметного содержания и образуются новые формы образовательного процесса, для которых характерен общий термин –интеграция.

 Однако, многие не готовы к инновациям в силу глубоко укоренившихся, отработанных на протяжении многих лет репродуктивных форм и методов обучения и воспитания дошкольников. В связи с этим, важно ввести новое содержание в систему подготовки и переподготовки педагогов ДОУ по вопросам достижения в дошкольном возрасте интегральных характеристик личности ребенка. В ходе организации курсов повышения квалификации педагогических кадров, теоретических семинаров, семинаров-практикумов необходимо раскрыть вопросы интеграции образовательных областей, комплексно-тематического планирования, мониторинговой деятельности и др.[1].

Организация дополнительных образовательных услуг, в дошкольном образовательных учреждении (ДОУ) - неотъемлемый компонент, социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Как отличить дополнительное образование от основного? И может ли дополнительное образование стать главным в жизни человека? Специалисты до сих пор сомневаются, развивает ли дополнительное образование или только создаёт перегрузки. Но сейчас современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.

Дополнительные образовательные услуги как платные, так и бесплатные организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.

Дополнительные образовательные услуг в ДОУ должно быть организованы с учётом норм СанПина, а правила организации прописаны в Письме Министерства РФ от 01.01.2001 г. №28—02-484/16. Это «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного  образования детей», в которых указывается, что они должны соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • определённому уровню дошкольного образования;
  • направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристическо-краеведческой,  эколого-биологической, и т. д.);
  • современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах, формах, методах и средствах обучения, методах контроля над образовательным процессом [2].

Содержание дополнительной образовательной программы должно быть направлено:

  • на создание условий для развития личности ребёнка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обучение эмоциональному благополучию;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграцию в систему мировой и отечественной культуры;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога с семьёй [3].

Основными формами обучения и развития детей на дополнительных занятиях являются:

  • фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);
  • занятия-инсценировки;
  • занятия-путешествия;
  • занятия-игры;
  • познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
  • соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;
  • контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;
  • научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;
  • нетрадиционные: домашнее задание, моделирование [2,4].

Введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки.

В заключении нужно подчеркнуть, что платные образовательные услуги должны работать на статус учреждения. Это не только дополнительное финансирование, но и востребованность образовательных услуг, это социальная защищённость сотрудников, рост квалификации педагогов [3].

Список использованных источников:

  1. Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования//  Концепт. – 2013. – Спецвыпуск No 06. –ART 13556. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13556.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –SSN 2304-120X
  2. «Кружковая работа в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием, № 8-2007 г.;
  3. «Практика оказания платных образовательных услуг», журнал «Управление дошкольным образованием» № 7-2006 г.;
  4. «Дополнительное образование в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием» № 5-2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проблемы и перспективы дополнительного образования детей в ДОУ"

Статья посвящена вопросам развития системы дополнительного образования. Авторы раскрывают перспективы реализации вариативных форм обучения и воспитания дошкольников, специфику программного обеспечения...

Современные проблемы и перспективы дошкольного образования

В современном российском обществе, равно как практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. При это...

Проблемы и перспективы развития образования в современном мире

Система обучения игре на детских музыкальных инструментах старших дошкольников...

Выступление на тему: «Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подро...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....