Статья "Проблемы и перспективы дополнительного образования детей в ДОУ"
статья

Болбат Дарья Валериевна

Статья посвящена вопросам развития системы дополнительного образования. Авторы раскрывают перспективы реализации вариативных форм обучения и воспитания дошкольников, специфику программного обеспечения образовательного процесса, значение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ.

Фролова Анастасия Владимировна

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»,

педагог дополнительного образования,

Россия г. Тамбов,

E-mail:

Болбат Дарья Валерьевна

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»,

музыкальный руководитель

Россия г. Тамбов,

E-mail:

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития системы дополнительного образования. Авторы раскрывают перспективы реализации вариативных форм обучения и воспитания дошкольников, специфику программного обеспечения образовательного процесса, значение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Дошкольный возраст- период становления фундаментальных качеств личности человека. Физическое, коммуникативное, социально- нравственное, интеллектуальное развитие ребенка в раннем возрасте создаст прочную основу становления личности дошкольника.

В настоящее время дошкольное образование направлено на активное внедрение деятельностного и интегративного подходов. Традиционная система образования, призванная передать детям лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказалась несостоятельной в нынешней ситуации. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности.

Сегодня задачи психолого-педагогической работы педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) решают интегрировано в ходе освоения образовательных областей. Воспитатели начинают понимать, что в инновационном образовательном пространстве происходит соединение разно предметного содержания и образуются новые формы образовательного процесса, для которых характерен общий термин –интеграция.

 Однако, многие не готовы к инновациям в силу глубоко укоренившихся, отработанных на протяжении многих лет репродуктивных форм и методов обучения и воспитания дошкольников. В связи с этим, важно ввести новое содержание в систему подготовки и переподготовки педагогов ДОУ по вопросам достижения в дошкольном возрасте интегральных характеристик личности ребенка. В ходе организации курсов повышения квалификации педагогических кадров, теоретических семинаров, семинаров-практикумов необходимо раскрыть вопросы интеграции образовательных областей, комплексно-тематического планирования, мониторинговой деятельности и др.[1].

Организация дополнительных образовательных услуг, в дошкольном образовательных учреждении (ДОУ) - неотъемлемый компонент, социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Как отличить дополнительное образование от основного? И может ли дополнительное образование стать главным в жизни человека? Специалисты до сих пор сомневаются, развивает ли дополнительное образование или только создаёт перегрузки. Но сейчас современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.

Дополнительные образовательные услуги как платные, так и бесплатные организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.

Дополнительные образовательные услуг в ДОУ должно быть организованы с учётом норм СанПина, а правила организации прописаны в Письме Министерства РФ от 01.01.2001 г. №28—02-484/16. Это «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного  образования детей», в которых указывается, что они должны соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • определённому уровню дошкольного образования;
  • направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристическо-краеведческой,  эколого-биологической, и т. д.);
  • современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах, формах, методах и средствах обучения, методах контроля над образовательным процессом [2].

Содержание дополнительной образовательной программы должно быть направлено:

  • на создание условий для развития личности ребёнка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обучение эмоциональному благополучию;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграцию в систему мировой и отечественной культуры;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога с семьёй [3].

Основными формами обучения и развития детей на дополнительных занятиях являются:

  • фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);
  • занятия-инсценировки;
  • занятия-путешествия;
  • занятия-игры;
  • познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
  • соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;
  • контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;
  • научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;
  • нетрадиционные: домашнее задание, моделирование [2,4].

Введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки.

В заключении нужно подчеркнуть, что платные образовательные услуги должны работать на статус учреждения. Это не только дополнительное финансирование, но и востребованность образовательных услуг, это социальная защищённость сотрудников, рост квалификации педагогов [3].

Список использованных источников:

  1. Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования//  Концепт. – 2013. – Спецвыпуск No 06. –ART 13556. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13556.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –SSN 2304-120X
  2. «Кружковая работа в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием, № 8-2007 г.;
  3. «Практика оказания платных образовательных услуг», журнал «Управление дошкольным образованием» № 7-2006 г.;
  4. «Дополнительное образование в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием» № 5-2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....