Волшебная сила игры.
статья

Бигей Светлана Александровна

В статье рассказывается о значимости сюжетно - ролевой игры в дошкольном детстве, раскрывается роль игры в формировании личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_sila_igry.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебная сила игры.

Автор: Бигей Светлана Александровна.

Должность: воспитатель ГБДОУ детский сад 151 Адмиралтейского р-на, СПб.

В статье рассказывается о важности игры в дошкольном детстве, раскрывается роль игры в развитии личности ребенка.

Мы вчера в гостях у Гали

В «Наводнение» играли,

В «Очень сильный ураган»

И в «Проснувшийся вулкан»,

И в «Падение кометы»,        

А потом – в «Раскол планеты».

Вот свобода! Вот потеха!...

После было не до смеха.

(«Про игры», Степанова Е. А.)

Действительно, в детстве дети могут и должны играть во все. Волшебная фраза: «Давай играть!» позволяет установить мгновенный контакт абсолютно незнакомым детям.

Игра, как показывают многочисленные психологические исследования, имеет прямое отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. Именно в игре возникает осознание своего места среди людей («Я еще ребенок!») и потребность стать взрослым.

В игре появляются принципиально новые желания. Для малыша раннего возраста главное – обладание предметом и действий с ним. Характер игры четырехлетнего ребенка меняется: теперь на первый план выступает игровой сюжет, затем – игровые роли и отношения. Детские желания теперь переносятся с предмета на человека, который этим предметом владеет, умеет манипулировать. Важным уже оказывается не шприц, а медсестра, делающая этим шприцем уколы. Не руль, а водитель, умеющий без аварий вести машину по скользкой дороге. Такие игры психологи называют режиссерскими и сюжетно – ролевыми. В этих играх главными для ребенка оказываются образы взрослых и их действия. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с образом взрослого (те есть с ролью). Ребенок хочет действовать правильно – как взрослый. И род влиянием этого желания он действительно начинает действовать – так, как будто он взрослый. Действия «понарошку» (условные или обобщенные) позволяют малышу улавливать смысл реального действия и эмоционально его переживать. Эмоциональное переживание предшествует интеллектуальному пониманию действительной сути взрослых занятий.

Сначала ребенок должен захотеть что – то делать, открыть для себя в этом собственный, личный смысл, и лишь затем, на этой основе, он способен овладевать техническими приемами и конкретными умениями. Иными словами, сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности лишь затем (и на их основе) техническая сторона действий. Это важный закон психического развития.

Как же часто взрослые – и родители, и педагоги – нарушают этот закон и пытаются научить малыша тому, что не имеет для него никакого смысла, никакой привлекательности! Они забывают, что в дошкольном возрасте это смысл, то есть желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется у ребенка в ролевой игре.

«Я – мама», «я – шофер», «я – доктор» и т. д. – роли, которые ребенок берет на себя в игре, психологи называют точками идентификации. Это своеобразная примерка к действительности, воображаемая примерка своих возможностей. Примеривая на себя все новые и новые роли, создавая все новые и новые точки идентификации, ребенок осваивает свое Я. Он смотрит на себя через игровую роль – то есть через образ взрослого, и обнаруживает: он совсем другой, он не взрослый. А быть взрослым – это то, к чему следует стремиться. Желание стать взрослым приходит к ребенку через игру. Это один из главных результатов игровой деятельности, а не ее исходный пункт, как иногда полагают.

Особое значение игра имеет для становления самых разных форм произвольности и самоконтроля детей – от элементарных до самых сложных. Взрослые обычно рассматривают игру как развлечение, забаву, источник удовольствия. Игра, действительно, является деятельностью наиболее свободной, непринужденной, приносящей дошкольнику максимальное удовольствие. В игре он делает только то, что хочет сам. Это выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает, во что ему играть. Его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, «правильного» использования. Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, что именно этот момент чаще всего бросается в глаза.

Но парадокс заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности ребенок раньше всего учится управлять своим поведением, регулировать и контролировать его в соответствии с правилами. Ведь, если ты хочешь быть «мамой», тебе нельзя прыгать и скакать со своими «детьми», а надо заботиться о них, воспитывать. При этом сами правила «скрыты» в роли. Игра упорядочивает и организует не только поведение, но и жизнь ребенка, делает ее более осмысленной и осознанной.

Опытные воспитатели детских садов отмечают: за последние годы произошли определенные изменения в играх дошкольников. Дети стали меньше играть, ролевые игры возникают все реже и длятся недолго. Многие педагоги и, особенно, родители утверждают, что современным детям «неинтересно играть», что сегодня существуют более полезные и важные для них виды деятельности. Не даром, сегодня самым распространенным, можно даже сказать – модным – словом в дошкольном детстве стало слово «развитие». Термин «развивающие занятия» уже давно и прочно вошел в наш обиход. Многие родители полагают, что раннее развитие ребенка связано с его обучением. Что игры детей – это бессмысленное времяпрепровождение, лучше ребенка развивать, желательно с самого раннего возраста. В связи с этим, развитие ребенка стало сферой достаточно распространенного и очень прибыльного бизнеса. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать – причем очень быстро и очень рано. Чего стоят одни названия подобных методик: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить» и пр. Пособиями завалены все книжные и детские магазины, в которых развитие ребенка представляется как «сумма отдельных умений и навыков». Но развитие – это всегда возникновение нового качества. По отношению к детскому развитию это появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что – то придумывает, создает, сам к чему – то стремится. А эти качества лучше всего формируются в играх.

Опытные педагоги отмечают, что в наши дни происходит снижение уровня развития ролевой игры. У подавляющего большинства дошкольников она не достигает своей развитой формы и остается на самом низком, примитивном уровне – дети просто варят суп, катают машинки, одевают кукол. Такая игра не оказывает существенного влияния на развитие личности дошкольника. Только у детей, умеющих «хорошо» играть, вживаясь в роль, эта деятельность является катализатором личностного развития, способствует становлению самосознания, устойчивых мотивов, инициативности и ответственности, творческого воображения, воли и произвольности.

Достигнув возраста 7 – 8 лет, дети обычно уже не хотят играть, они хотят учиться. однако родители и учителя все чаще замечают, что сегодняшние младшие школьники увлеченно играют в детские игры. Практически все первоклассники приносят в школу игрушки, играют ими на переменах или на уроках; вместо приготовления домашнего задания продолжают играть в куклы и машинки. Почему?

Игру «вытеснили» из дошкольного детства, с ее законного места. Вот она и переместилась на ступени более старших возрастов, не наигравшийся ребенок не может вовремя повзрослеть, и его дошкольный возраст, то есть возраст игры, растягивается на последующие годы.

Поэтому одной из задач педагогов дошкольного образования в наши дни является создание детям условий для игры, стимулирование развития детской игровой деятельности.

Литература:

  1. Елена Смирнова и др. «Во что играют наши дети?», изд. Москва, Ломоносовъ, 2009 год.
  2. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», изд. МОЗАИКА -  СИНТЕЗ Москва, 2015.
  3. Н.В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста», изд. 4 – е – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебная сила добра".

Сказкотерапевтеческое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель: эмоционально-волевой развитие детей....

Волшебная сила музыки

Статья о силе музыки....

Неделя игры и игрушки "Волшебная сила игры"

Неделя игры и игрушки "Волшебная сила игры"....

Волшебная сила интонации

К сожалению, большинство родителей не имеют определенных знаний в области формирования интонационной выразительности речи. Поэтому, хотелось бы  познакомить их с разнообразным содержанием игр и у...

«Волшебная сила черной краски»

Цель: Заинтересовать детей получением оттенков темных цветов и познакомить  с изменением красок с помощью черных красок.Материал. Гуашь, палитры из плотной бумаги, тонкого картона, кисточка, стак...

Дидактические игры на тему: «ВОЛШЕБНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ»

Сборник дидактических игр по здоровью сбережению для старших дошкольников...

Волшебные приключения режима дня: как дети детского сада открывают для себя волшебную силу расписания

Волшебные приключения режима дня: как дети детского сада открывают для себя волшебную силу расписания...