Игры в экологическом воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа)

Копченко Татьяна Николаевна

Игры в экологическом воспитании дошкольников.

 

Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

                                                                    И. В. Гёте.

 

 Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской  работы  по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается уже в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста включает:

- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения на природе;

- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;

- бережное отношение к своему здоровью.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра многогранна: она обучает, развивает, воспитывает, развлекает детей. Существуют разные виды экологических игр, характерных для детского возраста:

- дидактические игры,

- подвижные игры,

- сюжетно-ролевые,

- творческие,

- интеллектуальные,

- игры-путешествия,

- игры-эксперименты.

В работе с дошкольниками огромное значение имеют дидактические игры. Уже само название «дидактические» говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. В каждой возрастной группе детского сада должны быть разнообразные дидактические игры, которые соответствуют данному возрасту детей.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация (а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу).

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на три типа: игры с предметами (предметные), настольно-печатные игры, словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Такие игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина предметов и т. д.).

Настольно-печатные игры направлены на: уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и др.). Такие игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры не требуют никакого наглядного материала, их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы (примером таких игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр.).

Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы; они не требуют специальных условий, их можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

В практике своей работы словесно-дидактическими играми стараюсь скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Такие игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Очень интересны детям игры в «загадки-описания» (в них дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, развивается внимание). Для повышения интереса детей своей группы к дидактической игре и к природным объектам ввожу элемент соревнования или проблемной ситуации.

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать в самостоятельной игровой деятельности уже полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки, разместила в группе (в отдельных уголках) материал для организации детьми игр экологического содержания (картинки с изображением растений, животных, гербарии и т.п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее знания и представления о мире.

Также очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры. При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараюсь вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, прочнее войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника. В своей группе часто организовываю следующие сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Ферма», «На птичьем дворе» и др.

Для формирования у детей эмоционального (заинтересованного) отношения к природе использую не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр. Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д.).

Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр, и направлена на постепенное формирование у детей умения самостоятельно организовывать эти игры (без участия взрослого). Для формирования у детей эмоционального отношения к природе можно использовать подвижные игры типа: «У медведя во бору», «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по кругу» и т.п.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий, отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей. К творческим играм относятся: игры-драматизации, строительно-конструктивные игры.

Игры-драматизации организуются с детьми на основе литературного произведения: сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее заданного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила.

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческих игр, в них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения (но в весьма обобщенном и схематизированном виде).

В строительно-конструктивных играх учим детей замещать одни предметы другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов (или же из природного материала - пecкa, снега).

Заметила, что детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить, например, крону дерева или порыв ветра (такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений).

 Интеллектуальные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков (например: конкурсы, КВН, викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес»).

Еще одним важным видом экологической игры являются игры-путешествия (путешествия здесь выполняют функцию экскурсий: дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму). В процессе игр-путешествий дети посещают новые, интересные места, расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе. Воспитатель в этой игре выполняет главную роль (экскурсовода, заведующего фермой и т. д.).

С самого рождения ребенок является любознательным исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые, он всем интересуется, задает тысячи вопросов (поэтому дошкольников и называют «почемучками»). Отсюда особую роль в экологическом воспитании дошкольников играют игры-эксперименты.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками знакомим детей с качеством и свойствами природных материалов. Гуляя с детьми в парке, стараюсь обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами (это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения).

В играх дети повторяют то, что ранее наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая их игру, стараюсь снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, а они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.

Обобщая все вышесказанное, можно сформулировать следующий вывод: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность/недопустимость нарушения ее целостности и неповторимости.

Исходя из этого, в своей работе с детьми я использую дидактические игры экологического содержания, обеспечивающие не только эффективность усвоения дошкольниками правил поведения на природе, но и соблюдение этих правил в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением с моей стороны и со стороны сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

Проведение игр в естественных природных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на проходящих людей и т.д., поэтому в играх целесообразно применять наглядный материал, придумывать интересные игровые моменты. Я часто в своей работе прибегаю к помощи сказочных героев (Незнайки, Гномика, Красной Шапочки, Буратино, Зайки-Любознайки и др.). При помощи сказочного героя можно провести любую игру (например: «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т.д.).

Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания детей должен носить не случайный, а специально организованный характер, только тогда можно достичь стойких позитивных результатов.

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни; именно в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой (понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним).

Список литературы:

  1. Величко С.Н., Светличная Т.Н. Мы выходим на прогулку. - Кокшетау: «Келешек-2030», 2010.
  2. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. ФГОС ДО./  Давидчук А.Н., Селихова Л.Г., редактор: Цветкова Т. В.- Издательство «Сфера», 2017.
  3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004.
  4. Мисякова Л.В. Экологическое воспитание дошкольника [Текст]// Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар.науч. конф. (г.Казань, октябрь 2015г.). -  Казань:«Бук», 2015. - С.67-69.–URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8755/.
  5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М.,1995.-267с.
  6. Столяр А. А. Давайте поиграем. - М., 1991.
  7. Тарабанова Т. И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль, 1997.
  8. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск,1976.
  9. Ядешко В. И., Сохина Ф. А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1978.-301с.
  10. http://www.maam.ru/detskijsad/nablyudenie-odna-iz-....
  11. https://infourok.ru/rol-didakticheskoy-igri-v-ekol....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игры в экологическом воспитании дошкольников.

Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

                                                                    И. В. Гёте.

 Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской  работы  по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается уже в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста включает:

- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения на природе;

- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;

- бережное отношение к своему здоровью.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра многогранна: она обучает, развивает, воспитывает, развлекает детей. Существуют разные виды экологических игр, характерных для детского возраста:

- дидактические игры,

- подвижные игры,

- сюжетно-ролевые,

- творческие,

- интеллектуальные,

- игры-путешествия,

- игры-эксперименты.

В работе с дошкольниками огромное значение имеют дидактические игры. Уже само название «дидактические» говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. В каждой возрастной группе детского сада должны быть разнообразные дидактические игры, которые соответствуют данному возрасту детей.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация (а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу).

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на три типа: игры с предметами (предметные), настольно-печатные игры, словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Такие игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина предметов и т. д.).

Настольно-печатные игры направлены на: уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и др.). Такие игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры не требуют никакого наглядного материала, их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы (примером таких игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр.).

Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы; они не требуют специальных условий, их можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

В практике своей работы словесно-дидактическими играми стараюсь скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Такие игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Очень интересны детям игры в «загадки-описания» (в них дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, развивается внимание). Для повышения интереса детей своей группы к дидактической игре и к природным объектам ввожу элемент соревнования или проблемной ситуации.

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать в самостоятельной игровой деятельности уже полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки, разместила в группе (в отдельных уголках) материал для организации детьми игр экологического содержания (картинки с изображением растений, животных, гербарии и т.п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее знания и представления о мире.

Также очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры. При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараюсь вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, прочнее войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника. В своей группе часто организовываю следующие сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Ферма», «На птичьем дворе» и др.

Для формирования у детей эмоционального (заинтересованного) отношения к природе использую не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр. Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д.).

Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр, и направлена на постепенное формирование у детей умения самостоятельно организовывать эти игры (без участия взрослого). Для формирования у детей эмоционального отношения к природе можно использовать подвижные игры типа: «У медведя во бору», «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по кругу» и т.п.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий, отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей. К творческим играм относятся: игры-драматизации, строительно-конструктивные игры.

Игры-драматизации организуются с детьми на основе литературного произведения: сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее заданного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила.

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческих игр, в них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения (но в весьма обобщенном и схематизированном виде).

В строительно-конструктивных играх учим детей замещать одни предметы другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов (или же из природного материала - пecкa, снега).

Заметила, что детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить, например, крону дерева или порыв ветра (такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений).

 Интеллектуальные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков (например: конкурсы, КВН, викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес»).

Еще одним важным видом экологической игры являются игры-путешествия (путешествия здесь выполняют функцию экскурсий: дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму). В процессе игр-путешествий дети посещают новые, интересные места, расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе. Воспитатель в этой игре выполняет главную роль (экскурсовода, заведующего фермой и т. д.).

С самого рождения ребенок является любознательным исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые, он всем интересуется, задает тысячи вопросов (поэтому дошкольников и называют «почемучками»). Отсюда особую роль в экологическом воспитании дошкольников играют игры-эксперименты.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками знакомим детей с качеством и свойствами природных материалов. Гуляя с детьми в парке, стараюсь обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами (это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения).

В играх дети повторяют то, что ранее наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая их игру, стараюсь снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, а они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.

Обобщая все вышесказанное, можно сформулировать следующий вывод: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность/недопустимость нарушения ее целостности и неповторимости.

Исходя из этого, в своей работе с детьми я использую дидактические игры экологического содержания, обеспечивающие не только эффективность усвоения дошкольниками правил поведения на природе, но и соблюдение этих правил в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением с моей стороны и со стороны сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

Проведение игр в естественных природных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на проходящих людей и т.д., поэтому в играх целесообразно применять наглядный материал, придумывать интересные игровые моменты. Я часто в своей работе прибегаю к помощи сказочных героев (Незнайки, Гномика, Красной Шапочки, Буратино, Зайки-Любознайки и др.). При помощи сказочного героя можно провести любую игру (например: «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т.д.).

Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания детей должен носить не случайный, а специально организованный характер, только тогда можно достичь стойких позитивных результатов.

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни; именно в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой (понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним).

Список литературы:

  1. Величко С.Н., Светличная Т.Н. Мы выходим на прогулку. - Кокшетау: «Келешек-2030», 2010.
  2. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. ФГОС ДО./  Давидчук А.Н., Селихова Л.Г., редактор: Цветкова Т. В.- Издательство «Сфера», 2017.
  3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004.
  4. Мисякова Л.В. Экологическое воспитание дошкольника [Текст]// Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар.науч. конф. (г.Казань, октябрь 2015г.). -  Казань:«Бук», 2015. - С.67-69.–URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8755/.
  5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М.,1995.-267с.
  6. Столяр А. А. Давайте поиграем. - М., 1991.
  7. Тарабанова Т. И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль, 1997.
  8. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск,1976.
  9. Ядешко В. И., Сохина Ф. А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1978.-301с.
  10. http://www.maam.ru/detskijsad/nablyudenie-odna-iz-aktivnyh-metodik-obuchenija-vospitanikov-v-dou-kak-sredstvo-realizaci-zadach-o-poznanie.html.
  11. https://infourok.ru/rol-didakticheskoy-igri-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov-1794804.html.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игры в экологическом воспитании дошкольников"

Эта статья о роли игры в экологическом воспитании дошкольников....

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников

Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесооб­разно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...

« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...

игры в экологическом воспитании дошкольников,как часть духовной куьтуры.

Игры в экологическом воспитании дошкольников, как часть духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является эколо...

Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов  о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....