Проект "Адаптация детей к условиям ДОУ"
проект (младшая группа)

Денисова Галина Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Борисоглебского Городского округа детский сад № 12-общеразвивающего вида

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОЗРОСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  воспитатель- Денисова Г.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Борисоглебск 2019 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………….......................................….3-6

1. Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё……............7-9

2. Особенности поведения детей в период адаптации……………...............……..10-12

3. Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым

условиям ............................................................................................................... 13-25

Заключение………………………………................................………………....…....16

Список литературы…………………………................................……………….. 17-18

Приложение.........................................................................................................  19-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Автор проекта: Денисова Г. И.

Участники проекта:  Дети 1 младшей группы и родители.

Дата реализации проекта: (адаптационный период).

Длительность проекта: Средней продолжительности.

Цель исследования: психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Актуальность: Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Задачи:

1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка в детском саду.

2. Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу.

3. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям детского сада.

4. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.

5. Выявление психолого-педагогические условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

6.Создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

 

Проблемная ситуация:  Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и детьми может стать для ребенка серьезной психической травмой. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травм. Для этого необходима такая организация жизни ребенка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со взрослыми и детьми.

Методы роботы  с родителями:

- анкетирование;

-  беседа.

Этапы работы над проектом.

1. Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

2. Анализ направлений совместной деятельности воспитателя и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.

Создание предметно – развивающей среды.

1. Подборка литературы, стихов, загадок, пальчиковых игр.

2. Материалы для художественного творчества.

3. Пополнение развивающей среды игрушками и атрибутами к сюжетно- ролевым играм, создать уголок уединения.

4. Коммуникативные игры: «Давайте познакомимся», «Шли – шли, что – то нашли», «Раздувайся пузырь», «Чудесный мешочек», «Назови друга ласково», «Комплименты», «Я иду к вам в гости с подарками».

 

 

Ожидаемый результат:

  1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
  2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  4. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  5. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
  6. Продолжать просвещать родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.
  7. Сформировано доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю.
  8. Легкая степень адаптации детей к условиям детского сада.
  9. Активное участие родителей в жизни группы и детского сада.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации ребёнка к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие ребенка и благополучное существование в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатель и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика понятия "адаптация"

и факторы, влияющие на неё.

С поступлением ребенка трехлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов.

Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Как правило, ослабленные дети, труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности поведения детей в период адаптации.

Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитателем, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу.  Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении с взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.

Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.

Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе.

Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.

Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения с взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми.

В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.

Расширение содержания общения  тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества с взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, постоянно учитывается уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии с взрослыми и с детьми в группе.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

 

 

3. Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям.

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним. Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка к семье порой ограничивается словами: “Тебе там будет хорошо!”. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.

В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

Если ребенок дома капризничает, совершает нежелательные поступки, одни родители все прощают, другие – наказывают, третьи – внимательно анализируют причины такого поведения. При этом каждый рад и готов забыть все прегрешения ребенка, если он проявит какое-то новое умение, навык, хотя это является закономерным для развития малыша.

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка - также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду.

Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогают взрослые.

Ведь в группе, как правило, 20 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 человек в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания.

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея, самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.

Необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам.

В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.

Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки, игры (Приложение № 1). Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

 

 

Заключение.

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Проведение комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в детский сад  и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Результаты проведения исследований позволили сделать вывод, что психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

С родителями проведена работа в форме анкетирования (приложение №2) и в конце проекта была реализована фото выставка на тему « Давай познакомимся!»

 

Список литературы.

 

1. Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию. //Дошкольное воспитание. 1986, № 4.

2. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.

3. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007. - 304с.

4. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.

5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

7. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

8. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада /В.В.Гербова, Р.Г.Казакова, Н.М.Кононова и др.; Под ред. Г.М.Ляминой. - М.: Просвещение, 1981.

9. Галигузова Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду. //Дошкольное воспитание. 1988, № 5.

10. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. - М.: Линка-Пресс, 2001

11. Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.

12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986.

13. Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. //Дошкольное воспитание. 1998, № 4.

14. Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? //Дошкольное воспитание. 1987, № 9.

15. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.

16. Лисина М.И. Влияние общения со взрослым на психическое здоровье ребенка. //Дошкольное воспитание. 1982, № 8.

17. Макаренко Ю. Ребенок приходит в коллектив. //Дошкольное воспитание. 1984, № 9.

18. Мышкис А. О некоторых вопросах адаптации. //Дошкольное воспитание. 1980, № 6.

19. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования.

20. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

21. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.

22. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.

23. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. //Дошкольное воспитание. 1993, № 8.

24. Спок Б. Ребенок и уход за ним: Перевод с англ. Н.А.Перовой. - М.: АО «Диамант СВ», 1994.

25. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.

27. Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.

 

 

 

 

Приложение №1

 

Потешки.

При умывании:

Водичка, водичка,

Умой Насте (Саше) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

При кормлении:

Умница Поленька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

При подъёме:

Потягушечки, потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

При одевании на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

 

Игры.

Игра «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,

 Я поглажу тебя по ладошечке.

 Ходит-бродит вдоль дорожек

 Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки»

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Как слайды проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.

Игра «Легкое перышко»

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.

Ход игры:

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке — цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Далее выполняем следующие упражнения.

Упражнение «Дышим животиком»

Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.

Брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы), приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Игра «Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры:

А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте). Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

Мы — бабочки весенние,

На листиках сидели

(ребенок сидит на корточках).

Ветер дунул — полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели

И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).

Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.

Игра «Рисунки на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Ход игры:

Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть в песке?

Песок помогает расслабиться:

-  руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;

-  песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;

-  из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.

А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе.

Ф.И.О.(родителя)______________________________________________________________________Ф.И. (родителя)_______________________________________________________________________

Дата рождения (ребенка)_____________________________________________________________________

  1. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. К кому из членов семьи ребенок больше привязан?___________________________________________
  2. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?

___________________________________________________________________________

  1. Основные виды игр и занятий дома?________________________________________________________

_____________________________________________________________________

      5.  Какие игрушки любит, кто их убирает?_______________________________________________________

________________________________________________________________________

 

6. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

- с детьми своего возраста  да  нет

- с детьми старшего возраста  да  нет

- с незнакомыми взрослыми  да  нет

- с родными  да  нет

 

7. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):

- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

 

8.  Что умеет делать ребенок самостоятельно?__________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

9. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)________________________________________________________________________

 

10. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

 

11. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.

 

 

Спасибо!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Борисоглебского Городского округа детский сад № 12-общеразвивающего вида

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОЗРОСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ»

Выполнила:  воспитатель- Денисова Г.И.

г. Борисоглебск 2019 г.

Содержание

Введение………………………………………………….......................................….3-6

1. Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё……............7-9

2. Особенности поведения детей в период адаптации……………...............……..10-12

3. Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым

условиям ............................................................................................................... 13-25

Заключение………………………………................................………………....…....16

Список литературы…………………………................................……………….. 17-18

Приложение.........................................................................................................  19-25

Введение.

Автор проекта: Денисова Г. И.

Участники проекта:  Дети 1 младшей группы и родители.

Дата реализации проекта: (адаптационный период).

Длительность проекта: Средней продолжительности.

Цель исследования: психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Актуальность: Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Задачи:

1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка в детском саду.

2. Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу.

3. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям детского сада.

4. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.

5. Выявление психолого-педагогические условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

6.Создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Проблемная ситуация:  Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и детьми может стать для ребенка серьезной психической травмой. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травм. Для этого необходима такая организация жизни ребенка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со взрослыми и детьми.

Методы роботы  с родителями:

- анкетирование;

-  беседа.

Этапы работы над проектом.

1. Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

2. Анализ направлений совместной деятельности воспитателя и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.

Создание предметно – развивающей среды.

1. Подборка литературы, стихов, загадок, пальчиковых игр.

2. Материалы для художественного творчества.

3. Пополнение развивающей среды игрушками и атрибутами к сюжетно- ролевым играм, создать уголок уединения.

4. Коммуникативные игры: «Давайте познакомимся», «Шли – шли, что – то нашли», «Раздувайся пузырь», «Чудесный мешочек», «Назови друга ласково», «Комплименты», «Я иду к вам в гости с подарками».

Ожидаемый результат:

  1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
  2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  4. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  5. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
  6. Продолжать просвещать родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.
  7. Сформировано доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю.
  8. Легкая степень адаптации детей к условиям детского сада.
  9. Активное участие родителей в жизни группы и детского сада.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации ребёнка к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие ребенка и благополучное существование в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатель и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

1. Характеристика понятия "адаптация"

и факторы, влияющие на неё.

С поступлением ребенка трехлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов.

Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Как правило, ослабленные дети, труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.

2. Особенности поведения детей в период адаптации.

Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитателем, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу.  Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении с взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.

Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.

Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе.

Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.

Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения с взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми.

В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.

Расширение содержания общения  тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества с взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, постоянно учитывается уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии с взрослыми и с детьми в группе.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

3. Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям.

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним. Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка к семье порой ограничивается словами: “Тебе там будет хорошо!”. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.

В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

Если ребенок дома капризничает, совершает нежелательные поступки, одни родители все прощают, другие – наказывают, третьи – внимательно анализируют причины такого поведения. При этом каждый рад и готов забыть все прегрешения ребенка, если он проявит какое-то новое умение, навык, хотя это является закономерным для развития малыша.

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка - также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду.

Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогают взрослые.

Ведь в группе, как правило, 20 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 человек в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания.

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея, самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.

Необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам.

В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.

Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки, игры (Приложение № 1). Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Заключение.

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Проведение комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в детский сад  и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Результаты проведения исследований позволили сделать вывод, что психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

С родителями проведена работа в форме анкетирования (приложение №2) и в конце проекта была реализована фото выставка на тему « Давай познакомимся!»

Список литературы.

1. Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию. //Дошкольное воспитание. 1986, № 4.

2. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.

3. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007. - 304с.

4. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.

5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

7. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

8. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада /В.В.Гербова, Р.Г.Казакова, Н.М.Кононова и др.; Под ред. Г.М.Ляминой. - М.: Просвещение, 1981.

9. Галигузова Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду. //Дошкольное воспитание. 1988, № 5.

10. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. - М.: Линка-Пресс, 2001

11. Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.

12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986.

13. Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. //Дошкольное воспитание. 1998, № 4.

14. Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? //Дошкольное воспитание. 1987, № 9.

15. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.

16. Лисина М.И. Влияние общения со взрослым на психическое здоровье ребенка. //Дошкольное воспитание. 1982, № 8.

17. Макаренко Ю. Ребенок приходит в коллектив. //Дошкольное воспитание. 1984, № 9.

18. Мышкис А. О некоторых вопросах адаптации. //Дошкольное воспитание. 1980, № 6.

19. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования.

20. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

21. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.

22. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.

23. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. //Дошкольное воспитание. 1993, № 8.

24. Спок Б. Ребенок и уход за ним: Перевод с англ. Н.А.Перовой. - М.: АО «Диамант СВ», 1994.

25. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.

27. Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.

Приложение №1

Потешки.

При умывании:

Водичка, водичка,

Умой Насте (Саше) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

При кормлении:

Умница Поленька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

При подъёме:

Потягушечки, потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

При одевании на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Игры.

Игра «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,

 Я поглажу тебя по ладошечке.

 Ходит-бродит вдоль дорожек

 Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки»

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Как слайды проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.

Игра «Легкое перышко»

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.

Ход игры:

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке — цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Далее выполняем следующие упражнения.

Упражнение «Дышим животиком»

Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.

Брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы), приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Игра «Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры:

А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте). Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

Мы — бабочки весенние,

На листиках сидели

(ребенок сидит на корточках).

Ветер дунул — полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели

И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).

Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.

Игра «Рисунки на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Ход игры:

Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть в песке?

Песок помогает расслабиться:

-  руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;

-  песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;

-  из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.

А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе.

Ф.И.О.(родителя)______________________________________________________________________Ф.И. (родителя)_______________________________________________________________________

Дата рождения (ребенка)_____________________________________________________________________

  1. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. К кому из членов семьи ребенок больше привязан?___________________________________________
  2. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?

___________________________________________________________________________

  1. Основные виды игр и занятий дома?________________________________________________________

_____________________________________________________________________

      5.  Какие игрушки любит, кто их убирает?_______________________________________________________

________________________________________________________________________

6. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

- с детьми своего возраста  да  нет

- с детьми старшего возраста  да  нет

- с незнакомыми взрослыми  да  нет

- с родными  да  нет

7. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):

- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

8.  Что умеет делать ребенок самостоятельно?__________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

9. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)________________________________________________________________________

10. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

11. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье»...

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....