Развитие мелкой моторики
учебно-методическое пособие

Селезнева Людмила Алексеевна

Развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_prezentatsiii.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования     (из опыта работы)

        

Проблема развития мелкой моторики у детей  

 дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена она в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» .Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то полностью изжита и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

Актуальность:

Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

 Моя цель:

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель-- развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек.

.

Задачи:

- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Улучшить общую двигательную активность;

- Содействовать нормализации речевой функции;

 - Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослым

- показать родителям необходимость развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.

Для достижения поставленной цели, в группе создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, многие сделаны своими руками.

Я создала накопительную папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование образовательной деятельности, по сезонности и с большим разнообразием движением пальцев рук. Провожу пальчиковую гимнастику не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке

  различные ,пазлы, пирамидки; конструктор, кубы – сортёры , мозаика –

это все способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

       Нетрадиционные  методы рисования -ниткография и кляксография

         Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. Очень нравится детям массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора  Кузнецова и разнообразных самодельных ковриков,

  Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. .

Дидактическая игра: «Бусы для мамочки.)

Играя с макаронными изделиями мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. 

Игры со счетными палочками .Нехитрые задания со счетными палочками помогут ребенку развивать внимание, воображение ,познакомиться с геометрическими фигурами

Очень интересны детям игры с природным материалом .Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат ,помогает снять эмоциональное напряжение у детей, (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни.

также игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна

Игры с водой и песком-  ,не только знакомят детей со свойствами различных предметов и материалов, но и  помогают закрепить  представления о форме ,величине  цвете предметов. переливание жидкостей  (начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, только потом воду.

Рисование: на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.) . Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней.

Игрушки-шнуровки

Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук..

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвках (хорошая тренировка для пальчиков ,совершенствуется ловкость ,каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка).

Упражнения и игры: « Веселые скрепочки.» закрепление цвета предметов, развитие творческого воображения ,тактильной чувствительности у детей

Дидактическая игра «Коврики  своими  руками.»

В процессе плетения дети учатся доводить начатое дело до конца ,что благоприятно влияет на формирование волевых качеств.

Дидактическая игра « Волшебные резиночки.»усидчивость ,укрепляют пальчики   детей.                                                          

Огромное удовольствие ребенку доставляет« Наматывание  ленточки на колечко»… 

Откручивание и закручивание крышек.   

        Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук  - является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к  любым предметам – тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей ), так и для проведения   самомассажа подушечек пальцев,                                                                                            

                                                                                           

Фольклорные пальчиковые игры:

-Игры имеют развивающее значение ,так как дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы ,ладони ,плечо ,сформировать форму тела.

-соединение  «слово-палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.

-включение пальчиковых игр и упражнений од вызывают у детей оживление ,эмоциональный подъем и оказывает тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и речи.

Пальчиковый театр-это прекрасный двигательный тренажер.

. Родительское собрание: «Путешествие в страну знаний»;    Показ театра – «Курочка ряба»;   Мастер-класс «Использование техники «квилинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста»;  Открытые НОД на тему: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития детского творчества»;  Консультация на тему: «Использование пальчиковой   гимнастики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»;  Практический семинар на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники аппликации».   Мастер-класс на тему: «Использование природного материала в работе с детьми дома. Выставка поделок  ко  дню птиц  1 апреля

Заключение        

Таким образом, планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и дома способствовала:

-Совершенствованию мелкой моторики

-пространственных представлении

-активности речи ,внимания

 -создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...