Консультация для родителей на тему: " Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию музыкальной культуры"
консультация

Ульченко Наталья Михайловна

Консультация на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию музыкальной культуры"  поможет родителям направить свои усилия на воспитание музыкальной культуры ребенка. Задача воспитателей и музыкальных руководителей - помочь родителям  правильно  подобрать нужный репертуар музыкальных произведений, используя материал телепередач: детских концертов, театральных постановок, выступлений детских  коллективов. Петь и играть с детьми дома, увлекая детей, заинтересовать их общением с музыкой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

« Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию  музыкальной культуры»

Для успешного решения вопросов музыкального воспитания детей дошкольного возраста важно объединить усилия детского сада и семьи. Педагогические исследования показали, что именно семья является важнейшим фактором формирования личности ребенка, не смотря на то, что в воспитании принимают участие многие педагогические учреждения: детские сады, школы, внешкольные учреждения. Эффективность их влияния во многом определяются тем фундаментом, который закладывает в ребенка семья – основами ее мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Семья является наиболее важной ступенью и для вхождения маленького человека в мир музыки. В дошкольных учреждениях многое делается по развитию музыкальных способностей детей. Однако. Как бы хорошо не было поставлено музыкальное воспитание в детском саду, оно не будет успешным без участи семьи.

Выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз, говоря о роли семьи в приобщении детей к музыке, отмечал: «хорошие родители важнее хороших педагогов». Действительно, самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от многих факторов, главным из которых является общекультурный уровень родителей, образ жизни семьи. Если родители любят музыку, собирают СD диски, магнитофонные записи классики, лучших образцов народной и эстрадной музыки, бывают вместе с детьми на концертах, любят петь, можно с уверенностью сказать, что дети в такой семье будут любить музыку. Даже если родители не играют на музыкальных инструментах и не поют, в деле музыкального воспитания они могут сделать очень многое.

Общеизвестно, что семьи имеют совершенно различный уровень музыкальной культуры. Далеко не все родители любят и понимают классическую музыку, но можно с уверенностью сказать. Что большинство родителей любят песенное творчество. Оно наиболее доступно широкому кругу слушателей. В некоторых семьях любят и ценят народную музыку, в других - современную песню, которая звучит на волнах радио и с экранов телевидения. В семьях, которые заинтересованы в музыкальном воспитании ребенка, он постоянно находится в мире музыки. Ведь сегодня для этого имеются большие возможности. Почти в каждой семье есть СD-проигрыватель и телевизор, и при правильном подходе к музыкальному воспитанию ребенка, он очень рано приобщается к песенному творчеству. К сожалению, сегодня по радио и с экранов телевидения порою звучат низкопробные песни с примитивными мелодиями, бессодержательные по смыслу. Вот почему родителям очень важно постараться по возможности уменьшить нежелательное влияние таких песен на формирование музыкального вкуса ребенка. Нужно, чтобы дома ребенок слышал песни, которые способствовали его нравственному воспитанию. Ведь хорошая песня, как правило, учит ребенка быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит видеть прекрасное в природе, о взаимоотношениях людей друг к другу. Родители могут сами разучить песню с ребенком. Перед разучиванием надо объяснить ребенку непонятные слова, которые могут встретиться в тексте песни. Разучивая песню, надо следить затем, чтобы ребенок четко и правильно произносил слова песни. В младшем возрасте нужно стремиться к разучиванию текста песни одновременно с мелодией. Родители могут заинтересовать детей только тогда, когда увлечены сами. Если ребенок чувствует увлеченность родителей, восхищение красотой песни - эти чувства передаются и ему. Чтобы песня понравилась ребенку, и он смог ее спеть, родителям надо приложить все свои умения, начиная с выразительной интонации речи и заканчивая мимикой и жестами. И, чем ярче, выразительнее будет музыкальный рассказ, тем внимательнее маму, бабушку будут слушать дети, и у них появится желание разучить и спеть услышанное. Ведь встреча с любимой песней - это праздник для ребенка. Довольно часто родители интересуются: «С какого возраста начинать музыкальное воспитание ребенка?» Многие ученые - исследователи, отмечая раннее развитие ребенка, считают, что музыкальное воспитание должно закладываться с самого раннего возраста. Именно в этом возрасте закладываются те первоначальные основы музыкально-эстетического воспитания, которые в дальнейшем позволяют развивать музыкальные способности детей и приобщать их к музыке. С самого раннего детства ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на звуки музыки. Он улыбается и выражает явное удовольствие, когда мать напевает ему несложные мелодии. И пусть это будет только одна единственная несложная музыкальная фраза,  но какое благотворительное воздействие она оказывает на ребенка. Может в том, что мать не поет своему малышу песен, и кроется причина его духовной глухоты в будущем. Именно поэтому родителям нужно как можно быстрее ввести ребенка в мир волшебных звуков. Родители в детском саду могут получить консультацию по вопросам музыкального воспитания детей, через музыкальный уголок родители могут узнать расписание музыкальных занятий, когда будут проводиться праздники и развлечения, получить информацию о музыкальном воспитании ребенка, методах музыкального воспитания детей. Основной метод музыкального воспитания детей в семье - наглядно-слуховой. Родители могут познакомить ребенка с книгами, с репродукциями знаменитых картин художников прошлого, рассказать об этой эпохе создания, связать это музыкой того времени. Такая работа с ребенком во многом обогащает его представления об искусстве. Немаловажное значение имеет и словесный метод музыкального воспитания в семье.  Родители могут рассказать о творчестве выдающихся композиторов-классиков, познакомить его с музыкальными инструментами симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, рассказать о жизни и творчестве великих певцов прошлого. Словесный метод может сочетаться с наглядно-слуховым: телевизионный канал «Культура» дает для этого большие возможности. Часто по каналу идут концерты выдающихся певцов и музыкантов современности. Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек. Голубой экран позволяет ребенку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребенка. Во время таких передач нужно помочь ребенку понять  трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценирую сказки, играют в детском оркестре.

Можно порекомендовать передачи ТСТ «Товарищ»,  «Будильник», выступления детского коллектива «Задумка» и другие. Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать.

Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: пропадает желание слушать ее, тем более слушать до конца.

И главное - много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребенка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.

Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее - когда они станут школьниками, лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра», Театра юного зрителя (ТЮЗ).

В музыкальном воспитании может использоваться и практический метод. Этот метод используется при обучении игре на музыкальных инструментах, пении, обучении музыкально-ритмическим движениям. От чего зависит успешность обучения? Прежде всего, от общекультурного уровня и образованности родителей, их педагогических знаний и, пожалуй, самое главное, от большого желания заинтересовать детей музыкой. Немало родителей владеют основами музыкальной грамоты, поэтому могут дать своему ребенку многое в приобщении к миру музыки. Среди форм организации музыкальной деятельности детей в семье можно назвать слушание радио и телепередач, слушание аудиозаписей и видеозаписей. Хорошо, если родители активно включаются  в эти формы музыкальной деятельности - идет совместное с ребенком слушание музыки. Родители должны поддерживать увлеченность ребенка музыкой, определить его в музыкальный кружок, школу, студию. При обучении ребенка  игре на музыкальных инструментах (фортепиано, баяне, аккордеоне, скрипке и т. д.) не следует насильно заставлять его подолгу заниматься на музыкальном инструменте.

Родители допускают большую ошибку, когда начинают наказывать ребенка, если он не проявляет особого рвения в таких занятиях. Нельзя насильственным путем приобщить ребенка к искусству. Это приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям и у них проявляется негативное отношение к музыке. Не стоит также забывать и о поощрении детей. Важно поддерживать интерес ребенка к музыке, похвалить его, если он попытается спеть или сыграть знакомую песню. Также в детском саду всегда рады видеть родителей на музыкальных развлечениях, концертах, праздниках. Результатом плодотворной работы детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей является то, что музыка становится прекрасным помощником в воспитании у детей самых добрых, возвышенных чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»

О воспитании в сотрудничестве с семьей физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни....

консультация для родителей на тему "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания. Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»

Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропоря...

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абст...

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абст...

Консультация для родителей на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка".

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способн...

Консультация для родителей по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка»

Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные ...