Главные вкладки

    Эссе на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей: традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
    статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Паталова Людмила Игоревна

    Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению открытость - значит сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл esse.docx17.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эссе на тему:

    «Взаимодействие ДОУ с семьей: традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»

    Автор: Паталова Людмила Игоревна

     воспитатель ГБОУ «Школа № 842»

            В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центр этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.

            В основе новой концепции семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

            Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению открытость - значит сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

            Открытость детского сада — это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Одни родители с удовольствием примут участие в выставке, другие помогут с ремонтом, третьи примут участие в эпизодическом мероприятии.

    Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, ставилась задача научить родителей как надо воспитывать детей.         Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны знают, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка тенденций его развития. Отсюда — предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семей).

            Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

            Есть еще одна линия воздействия на семью — через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.

            Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей, спортивные развлечения, чаепития.

            Работа ДОУ с семьей должна строиться на основных принципах педагогики.

            Принципы взаимодействия с родителями:

            - Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку с уважением относиться к родителям;

            - Помнить о том, что ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми;

            - Воспитывать у детей уважение к родителям и взрослым;

            - Учитывать пожелания родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;

            - Учить с уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, лепка, рисунок);

            - Организовывать в процессе индивидуального общения с родителями обсуждения вопросов связанных с воспитанием и развитием детей;

            - Проявлять понимание и деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

            Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

            • приобщение родителей к педагогическому процессу;

            • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

            • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;

            • информационно — педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

            • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

            • уважительное взаимоотношения семьи и образовательные учреждения.

            Авторитарные методы «воспитания» родителей лучше исключить. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Что бы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержания и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого — педагогическая культура.

            Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

            -установление единства в воспитании детей;

            -педагогическое просвещение родителей;

            -изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

            -ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

            Этой задаче должна быть подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка.

            Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Основная цель всех форм и видов деятельности ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

            Мне очень хотелось бы, чтобы и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

    Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

    Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они спосо...

    Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

    Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт собственных родителей. Задача ...

    консультация для воспитателей "Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями"

    Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же людей....

    «Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»

    Формирование сотрудничества детей ,педагогов и родителей зависит прежде всего,как складываются взаимоотношения взрослых в этом процессе....