Картотека игр на развитие воображения
картотека (старшая группа)

Гончарова Евгения Леонидовна

Оглавление.

Игра  «Какая игрушка?»……………………………………1

Игра «Что это такое?» ………………………………………2

Игра «Дети на прогулке»…………………………………...3

Игра «Камушки на берегу»…………………………………4

Игра «На что  похоже?»……………………………………..5

Игра «Веселый гном»………………………………………..6

Игра «Волшебная мозаика»………………………………...7

Игра «Поможем художнику»……………………………….8

Игра «Волшебная мозаика»………………………………..9

Игра «На что это похоже?»………………………………..10

Игра «Перевертыши» ……………………………………..11

Игра «Сочиняем сказку»…………………………………..12

Игра «Кому что нужно?»…………………………………..13

Игра «Разные постройки»…………………………………14

Игра «Разные сказки» ………………………………….….15

Игра «Чудесные превращения» ………………………….16

Игра «Рисунок в несколько рук»…………………………17

Игра «Королевство сказок»……………………………….18

Игра «Необычные картины»…………………………..…19

Игра «Загадочные письма»………………………………..20

Игра «Сходства»…………………………………………....21

Игра «Инсценировки»……………………………………..22

Игра «Небылицы»………………………………………….23

Игра «Отчего — почему» («Сочиним свою сказку»)….24

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k-ka_voobrazhenie.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Игра  «Какая игрушка?»

Цель: Научить детей придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.

Материал. Набор из 10 карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, представляющая собой схематическое изображение, которое может подразумевать несколько разных игрушек.

Ход игры. Взрослый предлагает детям придумать, глядя на картинку, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка. Показывает первую картинку из набора. Спрашивает у детей (по очереди), на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы малыши не повторяли ответов друг друга. При предъявлении каждой следующей картинки взрослый спрашивает ребенка, который еще не отвечал первым. При проведении упражнения можно предложить детям не более 5 6 картинок.

 

Примечание. Важно поддерживать инициативу каждого ребенка, но постараться создать установку на оригинальный ответ.

1

Игра «Что это такое?»

Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Ход игры. Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого цвета, игра продолжается. Далее можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.

Примечание. Взрослый должен отмечать оригинальность ответов детей, обращать на это внимание остальных ребят. При проведении игры можно предлагать детям 2 3 вида материала.

2

Игра «Дети на прогулке».

 Цель: Научить детей создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

 Материал. Несколько картинок (такой величины, чтобы они хорошо были видны всем детям), на каждой из которых изображен ребенок (мальчик или девочка) с неопределенным предметом в руке (палочка, полукруг, веревочка и т. п.).

 Ход игры. Взрослый показывает детям картинку и объясняет: «Художник нарисовал мальчика, который идет на прогулку, но не успел дорисовать то, что у него в руках». Предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, если на картинке изображен мальчик с палочкой, то можно сказать, что он идет на прогулку с флажком, шариком, цветком, мороженым. Каждый ребенок должен дать свой ответ, отличающийся от ответов товарищей. Если дети затрудняются, взрослый предлагает несколько вариантов ответов.

Примечание. Игру можно проводить неоднократно, меняя картинки. За одну игру рекомендуется использовать 1-2 картинки.

3

Игра «Камушки на берегу»

Цель: Научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал. Большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры. Взрослый показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого или на что он похож». Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко. Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур, но взрослый должен помочь детям найти разные варианты ответов. Игру можно предлагать детям неоднократно, но при этом следует менять картинку (должна меняться форма камушков).

4

Игра «На что это похоже?»

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

 Материал. Набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть и объясняет содержание игры: нужно посмотреть на картинку и придумать, на что она похожа. Показывает детям первую картинку из набора и спрашивает у одного ребенка: «На что это похоже?» Если ребенок затрудняется с ответом, спрашивает следующего. При показе второй картинки из набора игра начинается с другого ребенка, чтобы у каждого из детей была возможность ответить первым. При проведении игры важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой собственный, оригинальный ответ. Игру можно неоднократно повторять на другом материале.

5

Игра «Веселый гном»

Цель. Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал. Картинка, на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома. По форме мешочки могут походить на самые разные предметы: мяч, гриб, зайчика и т. д. Хорошо, если один мешочек будет такой формы, по которой трудно определить точно, что в нем находится, так как под эту форму подходит несколько предметов.

Ход игры. Взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он всем принес подарки, но что для кого он принес ребята должны угадать сами. Дети по очереди придумывают, что находится в каждом мешочке (сначала дают несколько вариантов ответов про один мешочек, затем про другой и т. д.) и для кого этот подарок. Взрослый помогает им в выборе вариантов ответов. После того, как дети придумают достаточное количество возможных вариантов ответов, основываясь на форме и величине мешочков, можно повторить игру, используя мешочки других форм и размеров. 

6

Игра «Волшебная мозаика».

Цель: Научить детей создавать в воображении образы предметов, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Материал. Наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разной величины.

Ход игры. Взрослый раздает детям наборы геометрических фигур и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Нужно разные фигурки, кто какие хочет, приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное, например, домик, машинки, человечки, поезда и т. п. Когда дети научатся выполнять задание, можно предложить соревнование: кто сложит больше разных предметов из своей мозаики. Игру можно проводить на разном материале (разные наборы мозаики), а также с одним и тем же материалом, но с инструкцией придумывать все время разное (после того, как все дети дадут по одному варианту решения). 

7

Игра «Поможем художнику»

Цель. Научить детей воображать предметы на основе заданной схемы.

Материал. Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или большому фланелеграфу, с нарисованным схематическим изображением человека. Цветные карандаши (фломастеры) или краски.

Ход игры. Взрослый рассказывает детям, что художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь ему закончить ее. Показывает большой лист бумаги с схематическим изображением человека и говорит, что дети будут придумывать, как лучше закончить картину, а он будет рисовать все, что ребята придумают. Спрашивает у детей: «Кто здесь нарисован? Какого цвета его глаза? Какого цвета волосы? Как он (она) одет(а)?» Дети дают разные варианты ответов. Затем дети вместе с педагогом обсуждают их и выбирают наиболее удачные варианты. Самые интересные ответы взрослый «воплощает» в картинке: постепенно дорисовывает схему, превращая ее в рисунок. Дети могут помогать педагогу. После того, как рисунок будет закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека. (Как его зовут? Куда он идет? Кто идет вместе с ним? И так далее.) 

8

Игра «Волшебные картинки»

Цель: Научить детей воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Материал. Карандаши. Наборы из 5 карточек, (одинаковые) На каждой карточке дано схематическое изображение детали объекта или геометрической фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры. Дети рассаживаются за столики. Взрослый раздает им карандаши и наборы карточек и говорит, что они сейчас будут играть в игру «Волшебные картинки». Объясняет ее содержание: каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в любую картинку, в какую захотят. Для этого надо подрисовать к фигурке все, что угодно. Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, можно показать на примере, как это делается. Для показа лучше взять фигурку, которой нет на карточках у детей. Например, показать, как прямоугольник можно превратить в вагон поезда, в конверт с письмом, в окно, в дом, в портфель, который несет девочка и т. п. После этого взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить задание. Когда ребята закончат работу, собирает все карточки. Затем отбирает неповторяющиеся картинки, например, большинство ребят превратили круг в солнышко или в яблоко, а один мальчик в лицо клоуна) и обращает на них внимание детей. Подчеркивает, что эти картинки интересные и оригинальные. Через некоторое время можно повторить игру, предложив детям для дорисовывания другие фигурки (они подбираются произвольно).                             9

Игра «На что это похоже?»

Цель: Научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал. Набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть и объясняет содержание игры: нужно посмотреть на картинку и придумать, на что она похожа. Показывает детям первую картинку из набора и спрашивает у одного ребенка: «На что это похоже?» Если ребенок затрудняется с ответом, спрашивает следующего. При показе второй картинки из набора игра начинается с другого ребенка, чтобы у каждого из детей была возможность ответить первым. При проведении игры важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой собственный, оригинальный ответ. Игру можно неоднократно повторять на другом материале.

10

Игра «Перевертыши»

Цель. Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал. Карандаши. Наборы из 8 16 карточек (одинаковые). В каждом наборе должны быть 4 одинаковые карточки. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры.  Взрослый раздает детям карандаши и наборы карточек, предлагает поиграть в игру «Перевертыши». Объясняет ее правила: на карточках изображены фигурки, каждую из них можно превратить в любую картинку. Для этого к фигурке можно пририсовать все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Таким образом можно одну и ту же фигурку превратить в разные картинки. Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, педагог дает образец.Например, показать детям, как можно превратить прямоугольник в вагон поезда, в дом, в конверт с письмом, в портфель. Придав прямоугольнику вертикальное положение, показать, как можно превратить его в окно, в высотный дом, в ствол большого дерева и т. п. Когда дети выполнят задание закончат дорисовывание карточек с одинаковыми фигурками педагог предлагает взять карточки с другой фигуркой. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. В заключение взрослый хвалит работы тех ребят, которые все 4 карточки с одной и той же фигуркой сумели превратить в совершенно разные картинки. Игру можно повторить, предложив для дорисовывания другие фигурки.

11

Игра «Сочиняем сказку».

Цель. Научить детей создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.

Материал. Разноцветные кружки (3 кружка разных цветов; отдельные цвета у детей могут повторяться).

Ход игры. Взрослый раздает детям цветные кружки: при первом проведении упражнения по 2, при последующих по 3. Кружки у всех детей разных цветов, например, у одного ребенка красный, коричневый и желтый, у другого синий, зеленый и желтый, у третьего белый, красный, зеленый и т. д. Взрослый говорит, что сейчас дети будут сочинять сказки, причем каждый ребенок сочинит сказку про своего героя: посмотрит на свои кружки, придумает, кого они могут обозначать, и сочинит про них историю. Следует подчеркнуть, что кружки у всех детей разные и сказки тоже должны быть разными. Педагог дает детям 5 7 минут на обдумывание и начинает опрос. Выслушивает всех ребят, поощряет оригинальность ответов, но при оценке учитывает, соответствуют ли выбранные персонажи цвету кружков. Если дети затрудняются, педагог дает образец сказки, обращает внимание ребят на соответствие персонажей цвету кружков, на соблюдение структуры сказки (зачин, кульминация, развязка), на оригинальность происходящих событий. Игру можно проводить неоднократно, меняя цвета кружков у каждого ребенка.

12

Игра «Кому что нужно?»

Цель: Научить детей создавать в воображении образы предметов и ситуаций на основе восприятия схематических изображений отдельных предметов.

Материал. Несколько больших картин, на каждой из которых схематически изображена ситуация; под каждой ситуацией схематически изображено несколько предметов. Мальчик, сидящий за столом. Под этим изображением нарисованы круг, прямоугольник, палочка, человечек. Двое детей. Под этим изображением нарисованы круг, палочка, животное, человечек. Девочка в лесу. Внизу схематические изображения домиков, животного, гриба. Мальчик в доме. Внизу схематические изображения животного, человека, машины, книги..

Ход игры. Взрослый показывает детям одну картину и говорит: «Перед вами неоконченная картина. Вы должны придумать и рассказать, кто здесь нарисован и что он делает. Для этого нужно использовать какой-нибудь предмет из нарисованных внизу». Дети отвечают по очереди: выбирают одно из маленьких схематических изображений под картиной, придумывают, что это такое и составляют рассказ. Например, если ребенок выбирает в первой картине изображение круга, то он может рассказать, что мальчик сидит за столом, перед ним тарелка и т. д. или перед мальчиком стоит чашка и он пьет чай. Педагог ориентирует детей на создание разных историй по одному и тому же схематическому изображению. После проведения упражнения можно отметить наиболее оригинальные и последовательные истории На одном занятии следует разобрать одну картинку с одним набором схематических изображений. Упражнение можно проводить многократно, меняя картины или схематические изображения под ними.

13

Игра «Разные постройки»

Цель: Научить детей варьировать в воображении образы предметов.

Материал. 3 одинаковых комплекта, состоящих из 4-5 деталей строителя (в один комплект могут входить 2 кубика, 1 брусочек, 2 треугольные призмы) (для каждого ребенка). Важно, чтобы у каждого ребенка все 3 комплекта были одинаковыми по составу.

Ход игры. Дети рассаживаются за столиками. Каждому ребенку взрослый дает 3 одинаковых комплекта деталей и говорит, что сейчас дети будут сооружать разные постройки. Каждый ребенок может сделать три разные постройки. Дети начинают строить. Если они затрудняются при выполнении задания, взрослый дает образец различных построек из одних и тех же деталей, например, из брусочка и двух кубиков сооружает дом, кукольный диван, машинку, ворота и т. д. После того, как все дети выполнят задание, взрослый вместе с ними рассматривает постройки и отмечает те, где наиболее интересно использованы детали. Игру можно повторить, предложив для построек другие комплекты деталей.

14

Игра «Разные сказки»

Цель. Научить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Материал. 3 рамочки из бархатной бумаги, которые могут быть расположены на фланелеграфе; 2 стрелки из бархатной бумаги, которые располагаются между рамочками; фигурки-силуэты, которые размещаются в рамочках (2 стоящих человечка, 2 бегущих человечка, 3 дерева, 1 домик).  

Ход игры. Дети рассаживаются перед фланелеграфом. Взрослый объясняет задание: надо составить сказку, но не просто придумать ее, а использовать для подсказки фланелеграф. Размещает на фланелеграфе 3 рамочки, между ними 2 стрелки, а внутри рамок отдельные фигурки: в первой рамочке домик, во второй 2 стоящих человечка, в третьей 3 дерева и 2 бегущих человечка. Объясняет, что глядя на фланелеграф, надо «прочитать» сказку. Каждый ребенок должен сделать это по-своему. Если дети испытывают затруднения при составлении сказок, взрослый предлагает образец: «В одном домике жил-был мальчик. Однажды он вышел погулять и встретил другого мальчика. Они решили вместе пойти гулять в лес. В лесу дети бегали, играли в прятки, а потом разошлись по домам». (Желательно детализировать образец, например, можно описать, как выглядел домик, как звали мальчиков, кого они встретили в лесу и т. п.). Затем свои сказки рассказывают 3-4 ребенка. Педагог отмечает, соответствует ли изложенная ситуация картинке, как оформлен сюжет, отличаются ли сказки друг от друга. После этого меняет фигурки в рамочках (например, в первой рамке оказываются 3 дерева и 2 бегущих человечка, во второй дом, в третьей 2 стоящих человечка) и предлагает «прочитать» новую сказку.

15

Игра «Чудесные превращения» .

Цель. Научить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Материал. Карточки с изображениями заместителей предметов (1 2 карточки для каждой игры). На каждой карточке нарисованы 3 полоски разной длины или 2 3 кружка разных цветов. Листы бумаги и цветные карандаши.

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Чудесные превращения» и объясняет ее содержание: рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе соответствующую картинку (или несколько картинок). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по цвету или по величине), оригинальность содержания и композиции. Игра может повторяться неоднократно с разными карточками. Игра «Где чей дом?» В игре может принимать участие любое количество детей. Дидактическая задача. Научить детей воображать ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов. Материал. Картинки, на которых схематически изображены домики: высокий и узкий, широкий и низкий и т. п. Взрослый показывает детям одну картинку с домиками и предлагает придумать, какое животное живет в этом доме, что там делает, кто ходит к нему в гости и т. п. Каждый ребенок составляет свою историю, например, говорит, что в узком домике живет жираф или страус и т. д. Дети придумывают истории, в которых участвуют реальные и фантастические звери. Взрослый может предложить им сначала нарисовать выдуманное животное, а потом рассказать про него историю. По каждой картинке рассказы составляют 3 5 ребят. При оценке ответов следует обращать внимание на полноту рассказов и соответствие схеме. 

16

Игра «Чудесный лес» .

Цель. Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

 Материал. Одинаковые листы бумаги (для каждого играющего), на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры.  Взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы: цветы, деревья, бабочки, птички и т. д. Когда дети закончат рисунки, педагог собирает их, вместе с ребятами рассматривает рисунки, отмечает оригинальные, наиболее соответствующие схеме Упражнение «Где может быть?» Дидактическая задача. Развивать умение детей строить сложную картину на основе ее несущественного фрагмента. Материал. Карточки с объектами (цветок, лист, вишенка, огурец, зайчик, девочка, мальчик и др.). Взрослый показывает детям отдельные изображения и просит ответить, где может находиться то, что изображено на карточке. Например, цветок может расти на полянке, в саду, на балконе в горшке; может быть изображен на платье, на скатерти, на картине и т. д. Основная задача заключается в том, чтобы каждый ребенок назвал как можно больше вариантов, далеко отстоящих друг от друга по смыслу.

17 

Игра «Превращения».

Цель: Учить выделять знакомые фигуры и абстрактные элементы в предметных и сюжетных изображениях.

Материал. Картинка с изображением абстрактного элемента, с предметным и сюжетным изображением, в которых этот элемент присутствует; фломастеры.

Ход игры. Игра проводится в форме соревнования: «Кто больше и быстрее найдет «спрятавшийся элемент» в предложенных картинках. Чтобы не запутаться, обводить уже найденные элементы фломастером.

После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти скрытый элемент.

18

Игра «Рисунок в несколько рук».

Цель: Развитие самостоятельного творческого проявления, умения работать в коллективе.

Материал. Лист бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход игры. Воспитатель предлагает всем участникам

вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги предлагает первому участнику изобразить лишь часть задуманного образа. Второму, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжить рисунок, используя работу товарища для «переделывания» в свой замысел. Точно также поступает и третий и т.д.

Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие составляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязывать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающего на каждом этапе работы

19

Игра «Королевство сказок».

Цель: Развивать способность видеть образное содержание сказочного персонажа, отражать его характер в коллективной сюжетно-ролевой игре.

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть в необычную игру -  «Королевство сказок». Каждый загадывает своего любимого сказочного персонажа. Все герои живут в одном королевстве. Кто-то работает поваром, кто-то продавцом и т.д. Далее выбирается и  разыгрывается конкретный эпизод жизни сказочного королевства. Например, один из героев именинник,  к нему приходят в гости все остальные; жители королевства на базаре или на воздушном шаре и др.

 Дети должны начать взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. Однако в своих действиях придерживаться характера сказочного героя. Т.е. Буратино должен быть шалуном, Красная шапочка – доверчивой, Золушка – заботливой и доброй.

20

Игра «Необычные картины»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Материал. Поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры. На подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

21

Игра «Загадочные письма»

Цель: развить воображение, представления, сообразительность детей, тренировать умение составлять предложения из отдельных слов.

Материал. Карточки, на которых с помощью картинок, заменяющих существительные, и стрелок (или схематического изображения человечка), заменяющих глаголы, загадана фраза. На одной карточке - одна фраза, где символы идут друг за Другом, как слова в предложении.

Ход игры. Лучше играть с группой детей из 3-4 человек, тогда из разгаданных фраз можно составить целый рассказ. Играющим раздается по одной карточке.

Взрослый объясняет, как разгадывать письмо: картинки (или схемы) предъявляются по одной, остальные - прикрыты.

Сначала идет картинка - существительное, затем схема - глагол (могут быть заслушаны несколько вариантов, из которых выбирается самый подходящий) и так все загаданные слова. Затем слова объединяются в целое предложение.

22

Игра «Сходства»

Цель: развить ассоциативное мышление детей, умение сравнивать предметы между собой, фантазировать, совершенствовать связную речь.

Ход игры. Взрослый предлагает для сравнения любые знакомые детям слова. На начальном этапе можно использовать соответствующие им картинки. Взрослый может также прочитать ребенку стихотворение по теме игры, написанное Р. Сефом, и сам придумать какое-либо сравнение для примера, объяснив, почему он сравнил именно эти два предмета. Например, фары у машины как глаза у человека, стрекоза похожа на самолет и т. п. На свете все на все похоже, Змея - на ремешок из кожи, Луна - на круглый глаз огромный, Журавль - на тощий кран подъемный, Кот полосатый - на пижаму, Ты на меня, а я - на маму.

При обучении грамоте для быстрого и эффективного запоминания букв полезно сравнивать их с каким-либо предметом, придумывать, фантазировать, на что они похожи.

Например, буква Д - на дом, У - рогатка, Ж -жук, Т - молоток, О - пирожок, блюдо или дупло и т. д.

23

Игра «Инсценировки»

Цель: развить подражательность, эмоциональность, воображение детей, умение перевоплощаться в изображаемый персонаж.

Материал. Атрибуты по теме инсценировки: маски, некоторые детали для костюмов (шапочки с ушками, усы, хвосты, короны, шляпы, фартуки, косынки и т. п.), несложные декорации (елки, березки, грибы, цветы).

Ход игры. Взрослый выбирает доступную по объему и речевому материалу сценку, затем распределяет роли между детьми и в виде вопросов - ответов проводит обсуждение содержания будущего «спектакля» (какие будут декорации и костюмы, какие свойства характера присущи каждому герою, как он должен разговаривать, ходить, вести себя) и небольшие репетиции. В ходе них взрослый показывает детям, как нужно произносить слова (четко, громко, красиво), говорит им, чтобы они смотрели на собеседника при разговоре, старались держаться естественно, не опускали голову.

На начальном этапе проводится разыгрывание небольших диалогов, можно в стихах, причем каждый «актер» должен знать свои слова наизусть. В этот период ребенок выступает с 1-2 репликами и общается только с одним партнером. Постепенно, по мере тренировки объем слов, реплик и партнеров, с которыми играет ребенок, увеличивается.

24

Игра «Небылицы»

Цель: развить связную речь и фантазию ребенка.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить себя в какой-либо невероятной ситуации, подумать, как он будет себя вести, что делать, и рассказать об этом. Для этого взрослый дает ребенку начало рассказа, а ребенок старается его продолжить так, чтобы в нем было выдуманное и невыдуманное, и его было интересно слушать.

Например: «Вы с родителями и братом отправились в путешествие на корабле. Но вдруг начался шторм, и тебя унесла большая волна. Ты не утонул, а попал на небольшой необитаемый остров. Что ты будешь делать дальше? » (Начало рассказа для мальчика.)

Или: «Фея перенесла тебя в образе принцессы в сказку на бал в Королевском дворце. Что произошло с тобой там?» (Начало рассказа для девочки.) Или: «Представь(те), что окружающие нас неживые предметы могут думать и разговаривать. О чем они говорят? Какие у них характеры?»

25

Игра «Отчего — почему» («Сочиним свою сказку»).

Цель: развить связную речь, воображение детей, умение рассуждать, объяснять и делать выводы.

Ход игры.I вариант. Взрослый предлагает ребенку сочинить свою сказку, например про героя любимого мультфильма, и начинает ее рассказывать: «Жил-был в лесу медвежонок Винни-Пух. Однажды пошел он гулять и встретил Ежика, который на спине нес яблоко.  Винни-Пух был большим сладкоежкой, и ему тоже захотелось вкусных яблок поесть...» Ребенок должен придумать продолжение сказки.

II вариант. Взрослый задает ребенку интересные вопросы, а тот должен придумать оригинальный ответ-объяснение .

Например: «Почему идет дождь? Отчего лето называют красным? Почему снег зимой белый?»

На начальном этапе взрослый направляет мысли ребенка, задавая уточняющие вопросы или начиная фразы, которые ребенок заканчивает. При необходимости можно использовать иллюстрации к обсуждаемым вопросам или самим вместе нарисовать картинки о сказанном-рассказанном. Через какое-то время с помощью этих картинок можно вспомнить и пересказать составленную сказку, похвалить ребенка, отметить его старания и хорошую память, поощрять его желание добавить какие-то новые детали, рассказать историю по-своему.

26

Картотека игр на развитие воображения

Оглавление.

Игра  «Какая игрушка?»……………………………………1

Игра «Что это такое?» ………………………………………2

Игра «Дети на прогулке»…………………………………...3

Игра «Камушки на берегу»…………………………………4

Игра «На что  похоже?»……………………………………..5

Игра «Веселый гном»………………………………………..6

Игра «Волшебная мозаика»………………………………...7

Игра «Поможем художнику»……………………………….8

Игра «Волшебная мозаика»………………………………..9

Игра «На что это похоже?»………………………………..10

Игра «Перевертыши» ……………………………………..11

Игра «Сочиняем сказку»…………………………………..12

Игра «Кому что нужно?»…………………………………..13

Игра «Разные постройки»…………………………………14

Игра «Разные сказки» ………………………………….….15

Игра «Чудесные превращения» ………………………….16

Игра «Рисунок в несколько рук»…………………………17

Игра «Королевство сказок»……………………………….18

Игра «Необычные картины»…………………………..…19

Игра «Загадочные письма»………………………………..20

Игра «Сходства»…………………………………………....21

Игра «Инсценировки»……………………………………..22

Игра «Небылицы»………………………………………….23

Игра «Отчего — почему» («Сочиним свою сказку»)….24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие воображения

Игры на развитие воображения для детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Развиваем воображение дошкольниковВсе мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества....

Картотека игр на развитие воображения и мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ

В картотекепредставлены игры и упражнения на разитие воображения и мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ.  ДАнные игры подойдут педагогам-психологам при проведении занятий,  а так ж м...

Картотека игр на развитие воображения у детей дошкольного возраста

Игры направленные на развитие воображения у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ...

картотека игр для развития воображения

игры для развития воображения...

Картотека игр на развитие воображения

Картотека игр на развитие творческого воображения....

Картотека игр для развития воображения детей

В данной картотеке подобраны игры и игровые упражнения, направленные на развитие воображения детей дошкольного возраста....