Картотека игр на развитие воображения у детей дошкольного возраста
картотека по коррекционной педагогике

Афанасьева Ирина Михайловна

Игры направленные на развитие воображения у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_voobrazhenie.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития воображения

Подготовила педагог:

 Афанасьева Ирина Михайловна

Мастер-ломастер

В этой игре требуется примерить на себя роль диверсанта. А именно – каким-нибудь обратимым способом вывести из строя одну из игрушек. Можно, например, снять колесо у машинки, неправильно одеть куклу. Затем предложить ребенку поиграть с этим и наблюдать за реакцией. При необходимости помочь справиться с поломкой. Такое упражнение помогает развить смекалку, воображение, задействует образное мышление и зрительную память.

Золушка

Для этой игры понадобятся разноцветные фигурки одинакового размера из картона (круги, квадраты, прямоугольники вполне можно вырезать самому. Полученные фигурки складываются в мешочек или коробку.

Далее ребенку объясняются условия: в гости к твоей любимой кукле  приезжала фея  и привезла подарки. Станут таковыми они после полуночи, а пока они выглядят как вот эти разноцветные фигурки.

«Давай попробуем угадать, что именно подарила нам добрая крестная!» –Например, можно представить, что черный квадрат – это эскимо, или чемодан, или калькулятор, или… что-то еще:).

Летели облака…

На прогулке спросить ребёнка «На что похожа вон та туча?», «О чем могут говорить те два воробья?», «А что в луже? Наверняка там кто-то живет?..»

Важно позволять ребенку фантазировать. Если какое-то явление природы или слово ему неизвестно, давай разъяснения. Естественно, при этом стоит отличать ложь от мечтаний. Объясни, что ложь – это нечестный рассказ о реальных событиях, а фантазирование – это выдумывание своих собственных «сказочных» событий.

Игры с проволокой

Согнув проволоку в виде рамки, можно предложить малышу идею о том, что это картина, и поочередно смотреть через нее на все, что есть в комнате. Малыш с удовольствием выполнит роль гида-экскурсовода-искусствоведа и расскажет, что же изображено на каждой из «картин».

Что я делаю?

например, что ты – рыбак. Взрослый начинает изображать своего персонажа жестами: берет воображаемую удочку, разматывает, надевает наживку, забрасывает и т. д.

Когда малыш запомнит, какое действие соответствует каждому из движений, можно начинать запутывать его: совершать действия в неверной последовательности или называть одно, «играя» другое.

Цель – спровоцировать ребенка исправить тебя или дополнить историю таким образом, чтобы получилось стройная теория.

Кроме развития воображения это еще и очень познавательная забава.

Кто ты?

Малыш должен показать, как ведет себя воображаемый персонаж, а твоя задача – отгадать, кто же это.

Изображать можно кого угодно: животных, людей разных профессий и призваний (тот же рыбак, солдат, врач), неживые предметы – чем шире диапазон ролей, тем лучше.

Потом вы можете поменяться ролями.

Фантазии на тему…

Рассказывая знакомую историю, допускаешь смысловые ошибки. Например, так: «Пошла Синяя Шапочка к дедушке через поле. Потому что велел ей батюшка отнести деду блины к завтраку…»

Каждый раз, когда ты будешь отступать от достоверного сюжета, ребенок будет тебя исправлять. Со временем ему самому захочется фантазировать на тему сказок. Это неплохой способ поработать над воображением, а еще своеобразный стимул детской самостоятельности в мышлении.

Жидкая радуга

Взять несколько стаканов с водой и растворить немного красок разных цветов в каждом из них. Показать малышу, что случится, если смешать жидкости двух разных оттенков.

Фантазер

Просто нужно смотреть вокруг и фантазировать на тему первого, что попадет в поле зрения: «Смотри, собачка! А как ты думаешь, куда она побежала? Кто ее там ждет? О чем она думает?..»

Немое кино

Играя в пантомимы с ребенком, можно попробовать изображать жестами сюжет сказки, можно показывать какие-нибудь эмоции с тем, чтобы ребёнок отгадывал. Потом вы можете поменяться местами.

 

«Кто лучше всех танцует твист и рок-н-ролл?»

Требования к музыке – разная по темпу и настроению, желательно с четким ритмом. Пусть композиции сменяют друг друга по контрасту: быстрая – медленная, минорная – мажорная, ритмичная – плавная.

Задача ребенка – танцевать под музыку.

«Чтение по картинкам»

Для этой игры понадобится детская книга сказок с большим количеством картинок. Ребёнок рассматривает их, а потом спрашиваешь, о чем была сказка.

Попросить  ребенка описать картинки из книги. Возможно, ему удастся сочинить свою оригинальную историю о героях сказки.

 

Игры для детей 4–6 лет

«Новая сказка»

Перед ребенком ставится задача рассказать сказку с участием названных тобой персонажей,кроме реальных героев какой-то сказки еще и дополнительного участника. Например, Буратино, Мальвина, Пьеро и, скажем, Колобок – в качестве отсебятины. Малыш должен сочинить историю, в которой бы лишний персонаж гармонично дополнял сказку.

 «Принцесса-несмеяна»

С помощью считалки определяется ведущий-несмеяна. Задача всех остальных – по очереди смешить «принцессу» с условием, что прикасаться к ней нельзя. Тот, кому удастся вызвать улыбку, занимает место ведущего.

«Сегодня»

Один из участников становится ведущим, выходит из комнаты. Другие договариваются между собой о том, что каждый из них делал сегодня. Занятия нужно показать с помощью жестов.

Когда все готовы, в комнату входит  ведущий. Он спрашивает: «Что вы делали сегодня?» Остальные дети отвечают: «Угадай», – и начинают наглядную демонстрацию. Если ведущий угадывает, среди детей выбирают нового.

«Как ты лодку назовешь…»

Для этой игры понадобится несколько мелких предметов (брусочки, палочки, кубики, кусочки картона и т. д.).

Ребенка просят назвать какой-то из предметов, а потом придумать для него другое применение (переназвать).

Например, кубик может стать кирпичом, палочка – шестом для прыжков в высоту, бусина – планетой и т. д.

Поговорите об этом новом предмете. Что с ним можно делать, для чего он существует, возможно, о нем есть какая-то история?

 

Игра «Зоопарк»,

Инструкция детям. Давайте устроим зоопарк в нашей комнате. Сейчас вы должны превратиться в разных зверей и птиц и показать мне, как они ведут себя. Станьте птицам. Машите руками, как птица, когда она хочет взлететь… А теперь расставьте руки, как красивая птица, парящая в небе… Широко взмахивая крыльями так, как это делает гигантская птица: альбатрос, кондор или орел… Теперь машите крылышками очень быстро и часто, как совсем маленькая птичка, к примеру, колибри или королек… У вас хорошо получается! А сейчас изобразите мне, как выглядит черепаха, когда она опрокинута на спину… Ложитесь на спину, поднимите руки и ноги вверх и быстро притяните их к себе. Повторите это пару раз… У вас хорошо получается! А как ведет себя кошка? Станьте на четвереньки и покажите мне, как она изгибает спину, когда ссорится с другой кошкой или хочет напугать собаку. Теперь расслабьтесь и опустите спину вниз, чтобы ваш кошачий «горб» исчез. Два раза выгните и выпрямите спину по-кошачьи. Делайте это очень медленно и мягко, как только что проснувшаяся кошка… У вас замечательно получается! Изобразите мне очень высокого жирафа. Станьте, широко расставив ноги, и вытяните шею. Откройте свои красивые огромные глаза и вытяните шею вперед, вниз, в одну сторону, в другую… У вас получается великолепно! А сейчас изобразите молодого кенгуру. Я знаю, что этот зверь очень хороший прыгун. Прыгайте на месте вверх и покажите мне, какой высоты может быть прыжок. У вас хорошо получается! Покажите мне, как ведет себя змея. Ложитесь на пол и вытяните руки, ноги, растяните все тело как можно сильнее… А теперь покатайтесь по полу… Свернитесь в клубок… Снова немного вытянитесь… Еще чуть-чуть покатайтесь и снова свернитесь. У вас хорошо получается! Встаньте и встряхните руками и ногами.

«Мороженое»

Это красивая игра-фантазия, которая нравится всем любящим мороженое детям. Играя в нее, ребята расслабляются и ощущают разные части своего тела, представляя себя мороженым, тем самым развивая воображение. Инструкция детям. Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он – вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?. А цвета?. Вы очень вкусные; представьте, кто-то начал вас медленно есть. Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят! Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце концов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть. Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден… И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам снова встать. Во время проведения игры «Мороженое», Ваня Ч. представлял что он мороженое очень большое, и долго не изображал -что мороженое уменьшается, как Ваня Ч. объяснял после игры, ему очень понравилось изображать большое, розовое мороженое.

 «Танцующие марионетки» 

Это прекрасное поэтическое действо. Внимание детей последовательно обращается на разные части тела, так что у ребят возникает четкий образ своего тела. Кроме того, в упражнении задействуются воображение и музыкальность детей. Игра оказывает приятное расслабляющее действие, так как она сопровождается спокойной классической музыкой. Инструкция детям. Станьте на свое любимое место. Представьте, что вы – марионетки. Кукольник сидит над вами на потолке и держит вас за множество нитей. Я хочу посмотреть, как эти нити будут поднимать ваши запястья, локти, голову, колени, пальцы ног, живот и нос, живот и нос.

Кукольник говорит: «Мне нравятся эти марионетки. Я люблю на них смотреть, когда они двигаются в разных направлениях. Я хочу, чтобы они потанцевали». Посмотрите, как весело они взмахивают руками вверх и вниз. Мне нравится, как их головы качаются туда-сюда. И ноги тоже двигаются очень весело. Они поднимаются то вперед, то назад, то в сторону. Ваша спина тоже двигается. Она выгибается вперед и назад и крутится. И пальцы ног прыгают туда-сюда. Это очень весело. Ой! Сейчас что-то произойдет. Нить, державшую вашу голову, обрезали. Пусть ваша голова упадет вперед. Вы не можете больше ею двигать. Но все остальные нити еще держат вас и вертят вами. Ваши ноги и руки, колени и локти поднимаются и опускаются, и спину двигается. Ой! Теперь оборвались еще несколько нитей. Руки и голова вяло повисли. Они не могут больше шевелиться. Но ваши ноги и спина все еще скачут туда-сюда. Колени танцуют, ступни прыгают. Спина совсем развеселилась, радуется, прыгает и раскачивается. Ой! Теперь порвались нити, привязанные к спине. Только ноги все еще могут двигаться. Они качаются вперед и назад. Ступни танцуют. Коленки скачут вверх и вниз. Ой! Теперь порвались и эти нити. Что вы теперь можете делать? Ложитесь на спину, а я пройдусь и посмотрю на все обрезанные нити. Давайте дадим этим усталым хорошеньким марионеткам минутку покоя. После проведения этой подвижной игры, дети, а особенно продолжали изображать кукол-марионеток и самого кукольника. Девочки словно видели и чувствовали невидимые нити марионеток.

 «Преображение»

даётся очень хорошее задание на сотрудничество и развитие воображения. Игра укрепляет дружбу детей. Материалы: обруч для каждой пары. Инструкция детям. Найдите себе пару. Каждая пара берёт по обручу и кладёт его на пол. Один из вас встаёт в обруч. Второй стоит перед ним: один -скульптор и должен расположить все части тела своего товарища так, чтобы получилась какая-нибудь интересная фигура. Подумайте, что бы вы хотели сделать со ступнями, ногами, ладонями, локтями, руками, головой, губами, глазами вашего партнёра, будет ли он изображать ковбоя, танцовщицу, будет ли он деревом или лягушкой. Когда скульпторы закончат, они должны сесть на пол, а скульптуры остаться в тех положениях, которые им придали. (Пройдитесь с каким- нибудь ребёнком от скульптуры к скульптуре и расспросите детей об их ощущениях. Расскажите им, что вас заинтересовало, спросите о том, в каких положениях находятся их части тела. Так дети пополняют и уточняют свой лексический запас. Затем пусть дети поменяются ролями.) В этой игре дети с особым удовольствием изображали именно скульптора, потому что им предстояло придумать скульптуру, да ещё и изобразить её с помощью своего друга. При этом дети придумывали разные скульптуры: балерина, лягушка, пугало, эльф, и другие фигуры.

 «Снеговик и солнечный зайчик»

 В этой игре дети должны распознавать различные части тела. Она развивает воображение детей и учит их ласково обращаться друг с другом. Игра расслабляет детей и приносит им много радости.

Инструкция детям. Найдите себе пару. Вы когда-нибудь лепили снеговика? Пусть один из вас будет снегом, а другой – скульптором. Снег мягко и расслабленно лежит на полу. (Обратитесь к ребенку, изображающему снег.) Снежок, почувствуй себя очень нежным и мягким. Когда скульптор будет двигать тебя за какую-нибудь часть тела, попробуй сохранять все остальные части тела неподвижными. Расслабь часть тела, которую двигают, чтобы твоему партнеру было легче слепить из тебя красивого снеговика. Когда он придаст тебе определенную форму, попробуй застыть в ней, словно ты обледенел. (Обратитесь к скульптору.) Представь, что ты в теплых перчатках – когда будешь лепить снеговика, твои руки не должны замерзнуть. Мягко возьми снег за руку. Положи ее туда, куда ты хочешь. Осторожно утрамбуй снег вокруг руки. А теперь возьми голову своего партнера. Осторожно разверни ее так, как ты хочешь, и вокруг нее также утрамбуй снег. Возьми своего друга под мышки и приподними его. Придай ему то положение, которое ты хочешь, и закрепи свою работу. Тебе нравится, как выглядит твой снеговик? Ты еще можешь что-то аккуратно поменять, например, придать другое выражение лицу снеговика, по-другому расположить колени, пальцы и т. д. Сделай снеговика таким, чтобы ты мог сказать: «Это мне нравится! » Потом закрепи свою скульптуру. Теперь снеговик готов. А сейчас скульптор превращается в солнечный зайчик. Солнечный зайчик излучает тепло, как солнце. Медленно шевели пальцами и изобрази руками большой круг. Медленно танцуй или ходи вокруг снеговика. Пусть тепло и свет от твоих солнечных рук падают на него, двигайся медленно, ощущая себя круглым, теплым и лучащимся… Продолжай двигаться и излучать тепло, даже когда заметишь, что снеговик начинать таять. Сначала снеговик стоит как замороженный, а солнечный зайчик обволакивает его светом и теплом со всех сторон. А теперь один кусочек снеговика начинает таять: сначала тает его голова. Пусть снеговик почувствует, как мокрые капли падают с его носа на землю. Пусть подбородок снеговика упадет на грудь. Пусть растает каждый его палец… затем запястье… потом локти… плечи… колени… бедра… голени… пальцы ног… В конце концов снеговик превратился в большую лужу воды и лежит на полу, совсем расслабленный и вялый. (Теперь вы можете предложить детям поменяться

«Доктор Айболит»

Цель: развивать воображение, выразительность движений и речь, групповую сплоченность, эмпатию; обучать приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры. Педагог или ребенок исполняют роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьяне, жалеет, лечит ее. После того, как доктор обойдет всех, обезьяны выздоравливают и радуются, что у них ничего не болит.

 

«Бабочки и слоны»

Цель: развивать воображение, выразительность движений, коммуникативные навыки.

Ход игры. Педагог предлагает детям превратиться сначала в слонов (дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом), а затем в бабочек (дети легко «порхают» по комнате и общаются).

 

«Фантазии»

Цель: развивать воображение, эмпатию, коммуникативные навыки.

Ход игры. Воспитатель исполняет роль журналиста, а дети выступают в роли мам. Журналист просит маму рассказать о своем ребенке: что в нем больше всего нравится и чем она не довольна, какие у него увлечения, и как она к ним относится.

«Хоровод сказочных героев»

Цель: развивать выразительность движений, групповую сплоченность, творческие способности.

Ход игры. Дети двигаются по кругу, подражая ребенку, который находится в центре круч а и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по своему желанию или по подсказке воспитателя.

 

  «Сложи сказку»(И.Климина),

 кол-во играющих: 6-7 человек.

 Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам. Развитие воображения, мышления.1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.

2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.

  Комментарии: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. в ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

И я! (народная игра),

 кол-во играющих: один или более.Развитие сообразительнос-ти, выдержки, чувства юмора.  Взрослый рассказывает детям историю, а они должны говорить, там где это подходит по смыслу, «И я!». Если сказано будет не к месту, ребенок платит фант. По окончанию игры дети сами придумывают, что нужно сделать обладателю фанта.

   Взрослый начинает:

* Гуляла я как-то по лесу…

Дети:

* И я!

* И вдруг из-за дерева выскочил волк!

(Тишина).

* Он лязгнул зубами…

(Тишина).

* Я испугалась…

* И я!

* Но в этот момент из-за кустов выехала машина…

(Тишина).

* Волк убежал…

(Тишина).

* А я сила в машину…

* И я!

* Счастливая, что удалось избежать опасности, я засмеялась…

* И я!

  Комментарии: со временем, когда дети поймут правила игры, можно будет доверить им роль ведущего.

   Истории могут быть самыми разнообразными, можно ввести проблемные ситуации, наблюдающиеся у детей в группе. Например, рассказ может ставить детей перед двойным выбором: выполнение игрового правила и соответствие поступка нравственным нормам.

* Я принесла новую игрушку.

* И я!

* Вадик попросил поиграть.

* И я!

* Я не дала ему игрушку.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие воображения у детей дошкольного возраста

призентация для защиты методического портфолио...

Развитие воображения у детей дошкольного возраста (перспективное планирование).

Каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. А чтобы стать волшебником, надо научиться воображать, т....

статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста"

Проблема развития воображения детей актуальна, тем что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....

Семинар для педагогов Доу "Развитие воображения у детей дошкольного возраста"

знакомство с психической функцией воображение, способами его развития. Знакомство с приемами развития воображения у детей посредством активизации фантазии....

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений на развитие воображения у детей дошкольного возраста

Картотека игр на воображение.Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений...