Развитие воображения у детей дошкольного возраста (перспективное планирование).
календарно-тематическое планирование по развитию речи по теме

Веселова Галина Васильевна

 

 

 

 

Каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые.

 А чтобы стать волшебником, надо научиться воображать, т.к. любая творческая деятельность не возможна без развития воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_voobrazheniya_perspektivnoe_planirovanie.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения

у детей старшего дошкольного возраста

через использование современных технологий:

триз, эйдотехники, мнемотехники.

Работая в детском саду много лет, я поняла, что каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. А чтобы стать волшебником, надо научиться воображать, т.к. любая творческая деятельность не возможна без развития воображения.

Работу по развитию воображения у детей старшего возраста я начала с подбора игр и игровых упражнений на развитие воображения.

Оформила картотеку этих игр.

Игры разделила на подгруппы:

- игры на развитие ассоциаций;

- игры на развитие воссоздающего воображения;

- игры на развитие пространственного воображения;

- игры на развитие речевого творчества;

- игры на формирование синестезического образа.

Написала перспективный план для старшего дошкольного возраста по развитию воображению, в котором распределила эти игры поэтапно и поквартально с конкретными целями и задачами.

Игры проводила в утренний и вечерний отрезок времени в совместной деятельности с детьми. Главное в проведении этих игр – это доброжелательность, атмосфера выдумки и фантазии. Только в этом случае игры будут полезны для развития воображения у ребенка.

Перспективный план на развитие воображения

Месяц

Занятия

Цель

Развивающая

среда

Формы совместной

деятельности

с детьми

Работа

с родителями

Сентябрь

Комплексное

«Путешествие осеннего

листочка»

1ч. Коллажи

2ч. Составление рассказа,

истории, сказки по своему

коллажу.

1.Активизация прошлого опыта.

2. Пробуждение интересов и эмоций.

3. Развитие

словесной фантазии.

4. Развитие

ручных умений, невербальной фантазии.

Коллаж «Листопад»:

бумага, фломастеры,

цветные карандаши.

Цветная мнемотаблица.

Мнемодорожка

стихов.

1.Занятие по коллажу

«Листопад»

2. Изготовление

Осеннего листочка техникой оригами.

3. Рисование

 «Осенний лист»

4. Составление гербария.

5. Аппликация

из листьев «Осенний букет»

6. Игра

«Листик ищет друзей»

Используется цветная

мнемотаблица.

7. Упражнение

«На что похож листик?»

8. Психогимнастика

«Прогулка» и «Листик»

9.Разучивание стихов

по мнемодорожкам

Е. Трутнева

 «Стало вдруг светлее        

 вдвое»,

«Осень длинной тонкой

кистью».

Н. Егоров «Листопад».

10.Чтение

Г. Граубин

«Почему осенью

листопад?»

11.Составление загадки

о листике.

Анкетирование

«Как развито воображение у вашего

ребенка.

Октябрь

Комплексное

«Каким может быть ветер?»

1ч. Игра

«Хорошо – Плохо,»

«Оживим ветер».

2ч. Рисование

«Каким может быть

ветер.»

1.Уточнить и

закрепить знания

о ветре.

2.Учить понимать

и выделять противоречивые

свойства, явления.

3.Развитие воображения:

высокий уровень –

творческого,

низкий уровень –

воссоздающего.

Иллюстрации

с изображением сильного ветра,

слабого ветра,

пиктограммы,

изображающих ветер,

мнемодорожка «Ветер»

стихотворение

А. Бродского «Ветер»

Лист бумаги

чистый и с наброском.

Карандаши и фломастеры

1.Рассказ воспитателя

о ветре с использованием

мнемодорожки.

2.Разучивание стихов

по мнемодорожке

А.Бродский «Ветер»

М.Исаковский «Ветер»

4.Чтение

А.Пушкин

«Сказка о царе Салтане».

5.Опыты с ветром,

конструирование вертушек.

6.Психогимнастика

«Листик»

7.Релаксация

«Тепло – Холодно»

8.Загадки о ветре.

Родительское собрание

«Развитие творческих

способностей ребенка».

Ноябрь

Комплексное

«Приключения Капельки»

1ч. Составление коллажа

приемом аппликации.

2ч. Составление рассказа,

сказки, истории по своему

коллажу.

1.Побуждать

к фантазированию,

опираясь на опыт и

имеющиеся знания.

2.Развивать

ручные умения.

3. Высокий уровень

- развитие речевого

творчества.

Низкий уровень –

с опорой на слова

и картинки.

Коллаж

«Круговорот воды».

мнемотаблица

«Круговорот воды»

мнемодорожки стихов.

1.Занятие по р.п.с. и речи

«Почему идет дождь?»

2.Наблюдения за дождем,

наблюдение за облаками.

3.Упражнения:

«На что похожи лужи?»

«На что похожи облака?»

«Пиктограммы»

4.Разучивание стихотворения по мнемодорожке

В.Степанова

«Дождик, дождик, ты

послушай…»

5. Игра

«Хорошо – Плохо»

Речь с движениями

«Дождь»

«Капля раз, капля два»

6. Психогимнастика

«Солнышко и тучка»

«Солнышко»

7. Прослушивание

музыкального произведения

«Шум дождя»

Консультация:

«Умный или фантазер»

Декабрь

Рисование

«Транспорт Деда Мороза»

1.Активизировать

воображение детей

2.Высокий уровень-

развивать

самостоятельное

изобразительное

творчество.

Низкий уровень –

учить

преобразовывать

незаконченные

фигуры в предметы

так, чтобы получилась целая

картина.

Открытки с

изображением Деда

Мороза, сидящего на

каком-либо средстве

передвижения.

Листы бумаги чистые

для детей с высоким

уровнем.

Листы бумаги с

наброском какого-либо вида транспорта – для детей с низким

уровнем.

Акварель, гуашь,

кисти.

1.Рассматривание

новогодних открыток

с изображением Деда

Мороза, едущего на

чем-либо.

2.Придумывание

рассказа: «На чем приедет

Дед Мороз».

3.Игры

«Добавление»

«Чудесные вещи»

«Дорисуй»

«Набросок»

4.Релаксация:

«Ледяные фигуры»

«Тепло – холодно»

Практические

рекомендации для

развития воображения

Январь

Комплексное

«Новогодний коллаж»

1ч. Составление коллажа

2ч. Сочинение сказки по

коллажу.

1.Высокий уровень-

развитие

самостоятельного

словесного и

изобразительного

творчества.

Низкий уровень –

развитие

самостоятельного

словесного и

изобразительного

творчества с опорой на слова и

иллюстрации.

2. Развитие

ручных умений.

Открытки и

иллюстрации с

изображением

Новогодней тематики,

фломастеры, бумага,

клей, карандаши.

1.Чтение стихов

Н.Артюхов «Белый Дед»

Е.Трутнева «Елка»

З.Александрова

«Дед Мороз»

А.Барто «Дело было в

январе»

С.Маршак «Песня о елке»

2.Чтение сказок

«Мороз Иванович»

В.Одоевский

«Двенадцать месяцев»

в обр. Михалкова.

3.Прослушивание музыкального произведения

П.И.Чайковского

«Щелкунчик»

4.Изготовление

техникой оригами

«Елочка», «Дед Мороз»

5.Игры

«Шкатулка со сказками»

«Нелепица»

«Пиктограммы»

«Экспресс – таблицы»

Родительское собрание:

«Психологическая

готовность детей к

школе через игру и

воображение.»

Февраль

Игра – занятие

«Путешествие по

Бумажной стране»

1.Уточнение и

закрепление знаний о свойствах и

предназначении

бумаги.

2.Развитие

воссоздающего и

творческого

воображения.

3.Развитие

ассоциаций

предметных и словесных.

Квадрат 10х10

на каждого ребенка,

картинка «Следы»,

игра «Листик»

на каждого ребенка,

лист белой бумаги, на

котором нанесен

незаконченный рисунок

на каждого ребенка,

цветные карандаши,

фломастеры.

Пиктограмма к

стихотворению

Д. Родари

«Бумажные человечки»

1.Рассматривание и

сравнение бумаги разных видов.

2.Опыты с бумагой.

3.Рассказ воспитателя

«Что было до бумаги».

4. Игры

«Узнай на ощупь»

«На что похоже?»

«Листик»

«Танграмм»

«Колумбово яйцо»

«Что лишнее?»

«Бумажные слова»

Информация

в родительском уголке

«Вопросы активизирующие

творческую активность

ребенка».

Март

Игра – занятие

«Мартовские догонялки»

1.Закрепление

знаний о явлениях,

происходящих в

марте.

2.Продолжать

работу над

развитием

воображения,

используя приемы

мнемотехники:

трансформация,

движение в

воображаемом

пространстве,

образное

перекодирование

информации.

3.Продолжать

работу над

развитием

ассоциации.

4.Развивать

речь и обогащать

словарный запас.

Нагрудные знаки

«Зайчики», Белочки»

Игра «Прозрачный квадрат»

«Проталинки» разных форм, пиктограммы.

Стихотворение

Александровой

«Подснежник»

Поле 4х4

Зашифрованные слова:

Весна, Март.

Предметные картинки:

самовар, чайник, чашка,

бочонок с медом.

1.Занятие по коллажу

«Март»

Занятие по мнемотаблице «Март»

2.Разучивание стихов:

«Весна» И.Токмакова,

«Подснежник» Е.Серова.

3. Игры

«Пиктогрммы»

«Сложи квадрат»

«Прозрачный квадрат»

4.Сказка о сосульке по

мнемодорожке.

5.Загадывание загадок

о весне, сосульке.

Составление детьми

загадки о сосульке.

6.Чтение сказки

Э.Шим

«Камень, Ручей, Сосулька
и Солнце»

7. Наблюдение в природе

За оттепелью, капелью,

проталинками.

Информация

в родительском уголке

«Игры и игровые

упражнения для развития

воображения».

Апрель

Рисование

«Космос»

творческая работа

1.Активизация

прошлого опыта

на основе

имеющихся знаний.

2.Пробуждение

интересов и эмоций

3.Высокий уровень-

развивать

самостоятельное

изобразительное

творчество.

Низкий уровень –

развивать

воссоздающие

воображение

Иллюстрации:

о космосе, коллаж

«Космос», бумага,

гуашь, фломастеры.

Мнемотаблица:

«Космос», «Земля»,

«Луна».

1.Занятие на р.п.с. и речи «Космос»

Коллаж «Космос»

Мнемотаблица «Космос»

2.Чтение

«Сказка о космосе»,

«Есть ли вода в Море

Дождей»  А.Томилин.

3.Рассматривание

иллюстраций о космосе.

4.Рассказ воспитателя

о Земле и Луне с

использованием мнемотаблиц

5.Игры

«Чудесные вещи»

(изобретение космического

корабля)

«Хорошо – Плохо»

«Дорисуй»

«На что похоже?»

«Добавление»

«Изобретатели»

6.Экспресс – таблица

Составление

сказки по коллажу

«Космос»

Консультация

«Роль воображения в

развитии ребенка»

Май

Рисование

«Рукоград»

творческая работа

1.Развивать

Воображение

2.Способствовать

развитию

зрительных

ассоциаций

3.Высокий уровень-

развивать

самостоятельное

изобразительное

творчество.

Низкий уровень –

с опорой на

картинку и слово.

Иллюстрации:

птички, медуза, бабочка,

клоун, динозавр, еж,

орел, лист кленовый,

павлин, цветы.

Лист бумаги на

каждого ребенка,

цветные карандаши,

фломастеры.

1.Игры на развитие

ассоциаций:

«Мешок Гнома»

«На что похоже?»

«Угадай-ка»

2.Пальчиковая гимнастика:

«Веер», «Дождик»,

«Флажок», «Шарик»,

«Солнце», «Деревья»,

«Цветок», «Бабочка»,

«Птички», «Птенцы в

гнезде».

3.Игры на развитие

тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

с игрушками,

«Где  мы были – мы не

скажем, а что делали

покажем».

4.Разучивание

стихотворения

«Во что превращаются

наши ладошки».

Конкурс

«Папа, мама, я –

творческая семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие воображения у детей дошкольного возраста

призентация для защиты методического портфолио...

статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста"

Проблема развития воображения детей актуальна, тем что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....

Семинар для педагогов Доу "Развитие воображения у детей дошкольного возраста"

знакомство с психической функцией воображение, способами его развития. Знакомство с приемами развития воображения у детей посредством активизации фантазии....

Развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Фантазия – важное условие нормального развития личности ребёнка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей....

Творческие игры на развитие воображения для детей дошкольного возраста

В методическом пособии представлены художественно-творческие и словесные игры, которые способствуют  развитие творческого мышления, воображения, фантазии, креативности, логики,  учат детей н...

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...