Конспект занятия "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников"
план-конспект занятия (старшая группа)

Фандеева Елена Анатольевна
Конспект занятия "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorotchyot_2017.docx332.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад  № 37 г. Калининград

Тема : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников»

Выполнила:

Воспитатель

Фандеева Е.А.

        2019 год

Введение:

Актуальность, цели, задачи.

1.Теоритические аспекты

1.1Роль экспериментирования в развитии познавательных процессов

2.Практическая часть

2.1Взаимодействие с родителями

3.Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность

Любознательность

Создаёт учёных и поэтов

А. Фракс

        Любопытство – природное качество в той или иной степени присуще каждому ребёнку от рождения. Это склонность человека к проявлению  интереса ко всему новому .Старший дошкольный возраст –та важная ступень в развитии личности , когда под чутким и умелым руководством взрослого природное любопытство  трансформируется в любознательность ,приобретая качественно новые черты .Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний ,что в свою очередь является основой для развития познавательной активности.

Познавательная активность , сформированная в период дошкольного детства , является важной движущей силой познавательного развития ребёнка , что способствует успешному обучению в школе, социализации ребёнка в обществе.

В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений  совершенствования воспитательно –образовательной работы .Важной проблемой является не только обучать детей , сообщать им определённую систему , но и  научить детей учиться , мыслить самостоятельно ,познавать и исследовать мир. Главная особенность современного мира –его высокая динамичность .Наша повседневная жизнь требует от нас из каждого – и от взрослого , и от ребёнка проявление поисковой активности , на базе которой строится исследовательское поведение .

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью моей работы является развитие личности ребёнка, развитие навыков познавательной активности. В связи с приоритетным  направлением развития образования в России возникла идея работать над данной темой.

В соответствии с требованиями  , которые диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ  «Образовании»,ФГОС ДО, образовательное учреждение (независимо от того , по каким программам строит образовательный процесс), обязано обеспечить : индивидуализацию для каждого ребёнка ; условия для самоопределения и самореализации личности детей ; условия для  детской инициативы и самостоятельности .

        На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра  технологий обучения дошкольников  ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов , позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование. Согласно Приказа Министерство образования и науки РФ ( от17 .10.2013 г. №1155 г.Москва «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Но ,несмотря на позитивные стороны , экспериментирование не получает широкого распространения .При изучении литературы и методических изданий можно сделать вывод , что исследователи этой темы подходят к ней  не однозначно , определяя экспериментирование  то как деятельность , то как  метод обучения .  А так же педагоги испытывают затруднения при организации совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования , оформлении окружающей среды  соответствующим материалом  . организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода .Делая вывод из выше сказанного , что недостаточное внимание уделяется данному методу обучения дошкольников. Нам педагогам важно помнить , что дошкольникам присуще наглядно – действенное  и наглядно- образное мышление , поэтому стоит рассматривать экспериментирование как  метод, близкий к идеальному .Знания добытые самостоятельно , всегда являются осознанными и  прочными.

Использование этого метода пропагандировали  классики педагогики ,как Я.А.Коменский , И.Г. Песталлоцци , Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский , В.Роттенберг и другие. По мнению Н. Н. Поддьякова ,  «фундаментальный факт заключается в том , что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни , все детские деятельности , в том числе и игровую.

Целью моей работы является развитие познавательной активности и способностей дошкольника в процессе экспериментирования. И определена задачами:

Образовательные  задачи:

  • Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта , его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  • Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивающие задачи :

  • Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное , творческое развитие.
  • Развивать внимание ,память ,воображение , логическое мышление , речь.

Воспитательные задачи:

  • Развивать социальные навыки : умение работать в коллективе , договариваться , учитывать мнение партнёра , отстаивать свою правоту.
  • Поддерживать инициативу , сообразительность , самостоятельность .

Все поставленные задачи возможно решить в тесном сотрудничестве воспитателя с детьми, родителями, коллегами.

1.1Роль экспериментирования в развитии познавательных процессов .

Современному обществу нужны образованные , нравственные , отличающиеся  мобильностью люди с конструктивностью мышления , которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора , прогнозируя их возможные последствия .Поэтому перед государством , школой ,дошкольным учреждением  и родителями встаёт задача чрезвычайной важности : добиться того , чтобы каждый ребёнок рос не только сознательным членом общества , не только здоровым и крепким человеком , но и  обязательно! -активным , думающим , способным на творческий подход к любому делу. На сегодняшний существует тенденция обучения детей навыкам письма, чтения ,родители записывают детей в разнообразные кружки , все это конечно замечательно, но я считаю , что  у любознательного ребёнка и учёба будет проходить слаженно и интереснее. Мы педагоги   ,должны в обучении детей использовать исследовательский поиск , чтобы заинтересовать и увлечь ребёнка. При успешном развитии познавательных процессов , овладение способами и приёмами познавательной деятельности обеспечат в дальнейшем успешное усвоение школьной программы .Поэтому следуя  советам психологов  следует развивать стремление к познанию , познавательный интерес .

Задумываясь над вопросом как привить детям стремление к познавательной деятельности ,  для себя выбрала метод экспериментирования .

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса , развивает наблюдательность , мыслительную деятельность .Опираясь на мнение Н.Н.Поддьякова , в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь , самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения .

Входе экспериментальной деятельности  создаются ситуации ,которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта , и, анализируя , делает вывод , умозаключение ,самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении .Основная задача  педагогов да и родителей – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям , открытиям , создать для этого условия .Необходимо стремиться к тому, чтобы дети  не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов , но и делали маленькие открытия..

Именно экспериментирование является у  детей ведущим видом деятельности : факт заключается в том, что деятельность экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни , все детские деятельности  , в том числе и игровую .В процессе экспериментирования  идёт обогащение памяти  ребёнка , активизируются его мыслительные процессы , так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа  и синтеза , сравнения и классификации общения. Необходимо давать отчёт  , об увиденном , формировать обнаруженные закономерности и выводы , стимулирует развитие речи . В следствие всего сказанного  эксперименты побуждают детей сравнивать , сопоставлять причинно- следственные связи .В процессе эксперимента ребенок занят не только глубоким умственным  поиском , но и развивает логическое мышление , расширяет интересы .Экспериментальная деятельность включает ряд  качеств  , обеспечивающих результативность , - умение понять познавательную задачу , принять план наблюдения , умение отвечать на вопросы , самостоятельно ставить цель наблюдения , делать соответствующие выводы .Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка , на развитие творческих способностей , на формирование трудовых навыков .Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : познавательно – исследовательскую , игровую , коммуникативную , восприятие художественной  литературы , самообслуживания.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый уровень в развитии в введением ФГОС .Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования .Исходя из которых составлен портрет выпускника дошкольного учреждения , одним из пунктов является : «Интересуется новым неизвестным в окружающем мире (мире предметов  и вещей , мире отношений и своём внутреннем мире) . Задаёт вопросы взрослому , любит экспериментировать . Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни .В случаях затруднения  обращается ха помощью к взрослому . Принимает живое , заинтересованное участие в образовательном процессе.»

Формирование исследовательских умений  дошкольников одна из важнейших задач в рамках ФГОС.


2 .Практическая часть

Работая над  темой , я думала над тем как научить детей вникать в проблему , воспитывать способности  предлагать интересные , необычные идеи и учиться их разрабатывать .Один из важнейших вопросов исследовательской работы – где взять нужную информацию ? Источники зависят от темы.

Для этого у меня в группе есть мини-библиотека , в ней есть энциклопедии ,справочники , картотека опытов дидактические игры, в ней мы накапливаем нужный для исследований материал. Также  в центре располагаются иллюстрации к сказкам , репродукции картин , природный материал , сочинённые сказки. Для реализации работы по экспериментальной деятельности  я начала с оформления предметно- развивающей среды. В нашей мини- лаборатории : есть ёмкости разных размеров , бумага пинцет , бутылки , мелкие металлические предметы, магнит, образцы тканей  и много другое. Вся предметная среда  доступна  для самостоятельной деятельности (игры с песком , водой , камешками). Постепенно наш центр экспериментирования пополняется новыми материалами , что позволяет нам проводить новые опыты. При совместном экспериментировании  вместе с детьми учимся ставить цели , ищем этапы работы , и делаем совместные выводы. Свои результаты дети фиксируют в рисунках, схемах, проводим обсуждение , дети делятся впечатлениями о приобретённых знаниях. Опыты привлекают детей занимательностью, дети с удовольствием экспериментируют , делают первые шаги в науке, с удовольствием дети проводят эксперименты дома. Благодаря им  у детей развивается способность сравнивать, делать выводы , сопоставлять ,высказывать суждения и умозаключения. Это имеет огромное значение для умственного развития ребёнка.

Моя работа строится на добровольном участии детей , сама стараюсь быть соучастником либо образцом для осуществления деятельности .Правильно подобранное оборудование способствует овладению средствами  познавательной деятельности , обследованию объектов , расширению познавательного опыта. Чтобы поддерживать интерес к опытам , в них участвует научный сотрудник Совунья .В работе по проведению опытов и экспериментов использую литературно- художественные образы .Данный метод помогает детям получить больше информации об изучаемом явлении , повышает доступность материала. Дети осмысленнее  объясняют  взаимосвязи, происходящие в природе. Художественный материал помогает мне разнообразить занятия .

С удовольствием дети проводят опыты с растениями .При проведении опытов дети научились приёмам ухода за растениями , который обеспечивает рост растений. У детей вырабатывается отзывчивость , сострадание к растению. Формируются правильные навыки   ухода за растениями .

В начале работы дети проявляли интерес к поисковой , исследовательской деятельности ,но у них  было не достаточно знаний  и умений , навыков для самостоятельного экспериментирования.

Анализ результатов диагностики проводимой по методике Л.Н.Прохоровой позволил увидеть положительный  результат развития познавательной активности у старших дошкольников .Это заключается в организации совместной деятельности  детей и взрослых , где знания добываются детьми  с помощью экспериментальной деятельности.(Приложение №1).

Разработала перспективный план работы с детьми .  (Приложение№2)

Для систематизации и обобщения педагогического опыта был проведён педсовет на тему:     «Детское экспериментирование –как развитие познавательных процессов » , а так для педагогов были составлены  памятки, консультации. Также мною был проведен районный семинар практикум , для  педагогов и методистов  ДОО ,после представления и обобщения моего опыта , было рекомендован к распространению среди педагогов.

Лично для себя открыла удивительную технику  «эбру» - рисование на воде, а также познакомила с этой техникой детей. Данная техника помогает детям развивать познавательную деятельность .Дети используют цвет для передачи настроения ,что важно экспериментируют.(Приложение №7)

2.1 Взаимодействие  с родителями

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Полноценное развитие  детского экспериментирования во всех его видах и формах является успешным становлением личности дошкольника ,развитие познавательного интереса  , воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира  и возможно только благодаря совместным усилиям родителей , воспитателей детского сада.

 Чтобы выявить отношение родителей к познавательной деятельности  было проведено анкетирование (Приложение№4), что позволило выявить отношение к экспериментальной деятельности детей .Наметить пути решения и оказания помощи при проведении экспериментирования дома. .По результатам анкетирования были подготовлены консультации и памятки для родителей, так же был составлен план работы с родителями (Приложение №5)  Активное участие в формировании центра экспериментирования приняли родители. На родительском собрании познакомила родителей с тем , что такое экспериментирование  ,как поддерживать интерес детей , как совместно с ребёнком искать ответы на вопросы .Для родителей на собрании было проведено открытое занятие , они были приятно удивлены  качеством знаний детей., в конце занятия дети провели для родителей мастер-класс.

В силу актуальности данной темы  и реализации поставленных задач в полной мере  возможна при условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

3.Заключение.

На основании проведённой работы я сделала выводы ,что детское экспериментирование является особой формой познавательной деятельности в которой ярко выражены процессы целеобразования ,процессы возникновения и развития новых мотивов  личности , лежащих в основе саморазвития дошкольников. По результатам своей работы могу с уверенностью сказать , что мои дети  с большой серьёзностью стали относиться к  экспериментированию .У них  выработались навыки в организации и проведении опытов ,а также они умеют фиксировать результаты с помощью наглядных средств , находят связи между некоторыми  предметами  и явлениями природы., ищут способы ответов на поставленные вопросы. Убеждена ,что экспериментальная деятельность является эффективным и необходимым средством для формирования познавательного интереса дошкольников.

       

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Диагностика по методике Л.Н.Прохоровой

 С помощью данной методике выявляется место детского экспериментирования в предпочтениях ребёнка.

На раздаточном материале  изображены дети занимающиеся разными видами деятельности:1- игровая ,2- чтение книги , 3- изобразительная , 4 – детское экспериментирование , 5- труд в уголке природы ,6- конструирование из различных материалов.

Ребёнку предлагается выбрать для себя любую ситуацию .Делается 3 выбора .Выборы фиксируются  , цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй 2 балла, за третий 1 балл.

Вывод делается по сумме выбора в целом по группе.

Диагностика по методике  « Маленький исследователь»

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования , выявляется степень устойчивости интересов ребёнка.

Детям предлагаются схематические изображения. Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами .

Ребёнку предлагается осуществить последовательно 3 выбора .

« К тебе пришёл в гости маленький исследователь .С чем бы ты посоветовал ему познакомиться .Выбери ,куда бы он пошёл в первую очередь.

После этого ребёнку предлагается повторить выбор второй и третий раз .Все 3 выбора  протоколируются цифрами1,2,3.  За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй 2 балла, за третий 1 балл.

Вывод делается по группе в целом.

ДИАГРАММЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

Перспективное планирование экспериментальной деятельности

старшей и подготовительной группе.

Сентябрь

Тема: «Экскурсия в центр экспериментирования »

Задачи:

Уточнить представления детей о том , кто такие  учёные. Познакомить  с понятием  « наука », «гипотеза» .

Рассказать об эксперименте .Дать представление о назначении центра экспериментирования , о правилах поведения и безопасности.

Взаимодействие с родителями:

Составить картотеку об известных учёных.

Октябрь

Тема:  « Свойства воды »

Задачи:

Формировать представления детей о свойствах воды :прозрачная , не имеет запаха , имеет вес , не имеет формы.

Обучать умению пользоваться схемами –символами , помогающими отвечать на вопрос логично , последовательно.

Развивать навыки обследования , используя зрительный и тактильный анализаторы.

Взаимодействие с родителями:

Рекомендации по проведению опытов с водой.

Тема: «Вода- растворитель .Очищение  воды »

Задачи:

Выявить вещества которые растворяются в воде. Познакомить со способом очистки  воды – фильтрованием.

Развивать навыки проведения опытов ( умение работать с оборудованием , соблюдать правила безопасности , знать последовательность  в проведении опыта).

Развивать наблюдательность и внимание.

Взаимодействие с родителями:

Беседа с детьми об экологии окружающего мира.

Тема:  «Сила тяготения »

Задачи :

Дать детям представление  о существовании  силы тяготения ,которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Развивать навыки зрительного и осязательного обследования.

Взаимодействие с родителями:

Консультации по теме и проведению опытов.

Тема  «Упрямые предметы »

Задачи:

Познакомить детей с физическим свойством –инерцией.

Развивать умение фиксировать результаты наблюдения.

Взаимодействие с родителями:

Консультации по теме и проведению опытов.

Ноябрь

Тема   «Волшебные стёклышки »

Задачи:

Познакомить детей с приборами для наблюдений – микроскоп , лупа , подзорная труба , телескоп , бинокль , объяснить для чего они нужны человеку.

Развивать слуховое и  речевое внимание.

Взаимодействие с родителями:

Участие в подготовке материалов .

Тема  «Почему предметы движутся  ?»

Задачи:

Познакомить детей с физическими  понятиями  «сила », «трение »; показать пользу силы трения , закрепить  умение работать с микроскопом.

Развивать навыки зрительного и осязательного обследования.

Взаимодействие с родителями:

Беседа с детьми о физических понятиях.

Тема  «Хитрости инерции »

Задачи:

Показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

Развивать слуховое и речевое внимание , слуховую и зрительную память.

Тема: «Что такое масса? »

Задачи:

Выявить свойство предметов – массу.

Познакомить детей с прибором для измерения массы –чашечными весами , научить способам их использования.

Развивать зрительно –тактильное восприятие.

Взаимодействие с родителями:

Экскурсия в магазин, знакомство с весами.

Декабрь

Тема: «Воздух ».

Задачи:

Формировать представление о свойствах воздуха :невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется , при охлаждении сжимается.

Формировать умение делать выводы.

Познакомить с историей изобретения воздушного шара.

Развивать наблюдательность и внимание.

Взаимодействие с родителями:

Консультация «Где можно найти воздух?»

Тема: «Солнце дарит нам тепло  и свет »

Задачи:

Формировать представления о Солнце, как источнике света и тепла.

Дать понятие  « световая энергия », показать степень  её поглощения разными предметами , материалами.

Развивать зрительное восприятие .

Тема: «Почему дует ветер? »

Формировать представление о причине возникновения ветра- движение воздушных масс.

Формировать представления детей  о свойствах воздуха : горячий поднимается вверх(он лёгкий ) , холодный опускается вниз (он тяжёлый).

Развивать доказательную речь.

Развивать внимание  память , воображение.

Взаимодействие с родителями:

Совместное изготовление вертушки для определения силы ветра.

Тема: «Почему корабли не тонут? »

Задачи:

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от соотношения факторов : соответствие размера , формы предмета с весом.

Продолжать формировать умения устанавливать причинно- следственные связи.

Развивать зрительно – тактильные методы обследования.

 Взаимодействие с родителями:

Консультация  «Эти забавные игрушки ».

Январь

Тема: «Путешествие капельки ».

Задачи:

Закрепить  знания о круговороте воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега.

Закрепить представление о значении воды в природе и жизни человека.

Развивать познавательную активность , умение работать в группе , учитывать мнение товарища , отстаивать собственное мнение.

Взаимодействие с родителями:

Сочинение сказки  : «Путешествие капельки ».

Тема: «Чем можно измерить длину?»

Задачи:

Формировать представления детей о мерах длины ( условная мера, единица измерения). Познакомить с измерительными приборами: линейкой сантиметровой лентой.

Развивать познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины : локоть, фут , пас, ладонь , палец , ярд.

Взаимодействие с родителями:

Участие в подготовке к исследовательской деятельности (измерительные приборы).

Февраль

Тема : «Твёрдая вода »

Задачи:

Формировать представления детей о свойствах льда (прозрачный , твёрдый , имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах , их опасности для судоходства ).

Добиваться соблюдения необходимых мер безопасности  при проведении опытов.

Взаимодействие с родителями:

Консультация  «А знали вы , что..?»

Тема:  «Откуда взялись острова»

Задачи:

Познакомить с понятием «остров »,причинами образования островов (движение земной коры ,повышение уровня моря ).

Развивать  зрительно-тактильные методы исследования.

Взаимодействие с родителями:

Подборка тем для  познавательных бесед с детьми.

Тема: «Как происходит извержение вулкана ? »

Задачи:

Познакомить детей с природным явлением –вулканом , причиной его извержения .

Развивать навыки проведения опытов ( умение работать с оборудованием , соблюдать правила безопасности , знать последовательность в проведении опыта).

Тема: « Как появляются горы »

Задачи:

Познакомить детей с причиной образования гор (движение земной коры ,вулканическое происхождение гор).

Развивать навыки проведения опытов ( умение работать с оборудованием , соблюдать правила безопасности , знать последовательность в проведении опыта).

Развивать зрительно- тактильные методы обследования.

Март

Тема: «Испытание магнита »

Задачи:

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом , магнитом и его особенностями.

Развивать познавательную активность детей ,формировать желания получать новую информацию.

Через опыт выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Показать способ изготовления компаса.

Формировать умения выражать свои мысли  , делать умозаключения.

Взаимодействие родителями:

Консультация « Удивительное  рядом ».

Тема: «О  «дрожалке » и  «пищалке».

Задачи:

Познакомить с понятием  «звук », выявить причину возникновения звука  (дрожание предметов).

Развивать зрительно – слуховое восприятие .

Тема: «Как сделать звук громче ?

Задачи:

Формировать представление детей о физическом явлении – звуке : звук слышим с помощью уха , звуки бывают высокие и низкие , звук передаётся с помощью звуковых волн ,его можно усилить с помощью специальных предметов .

Развивать слуховое и речевое внимание.

Тема  «Почему поёт пластинка ?»

Задачи:

Развивать умение сравнивать различные звуки , определять их источник.

Развивать познавательную активность и самостоятельность .

Развивать зрительную и слуховую память.

Взаимодействие родителями:

Выставка звучащих игрушек , изготовление их из бросового материала.

Апрель

Тема: «Как образуются метеоритные кратеры ?»

Задачи:

Познакомить детей с метеоритным кратером и способом его образования .

Уточнить представления детей о Солнечной системе : о планетах , звёздах.

Развивать умение действовать по алгоритму .

Развивать познавательный интерес  к получению новой информации.

Взаимодействие родителями:

Подборка тематической литературы .

Тема: «Секретные записки »

Задачи:

Выявить возможность использования различных веществ замещающих чернила.

Создавать мотивацию для проявления инициативы и самостоятельности.

Формировать умения выражать свои мысли , делать умозаключения.

Тема: «Почему  в космос летают на ракете?»

Задачи:

Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя , о значении воздуха для полёта самолёта.

Развивать зрительное восприятие.

Тема  : «Что такое молния ?»

Познакомить с понятиями   «электричество »,   «электрический ток »  .

Развивать умение находить верное решение для сохранения личной безопасности .

Сформировать представление о молнии.

Добиваться соблюдения необходимых мер безопасности при проведении  опытов.

Май

Тема :  «Почему горит фонарик?»

Задачи:

Формировать представления детей о значении электричества  для людей .

Познакомить с батарейкой – «хранителем электричества», показать на опыте как  можно использовать лимон в качестве батарейки.

Развивать познавательный интерес  к получению новой информации.

Взаимодействие родителями:

Рекомендации по подбору познавательной литературы.

Тема:  «Электрический театр »

Задачи:

Выявить что наэлектризованные  предметы могут двигаться , что электричество притягивает .

 Развивать познавательный интерес  к получению новой информации.

Тема : «Радуга в небе»

Задачи :

Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр.

Расширять представления детей о смешении цветов ,составляющих белый цвет .

Упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме- алгоритму.

Формировать наблюдательность.

Взаимодействие с родителями:

Рекомендации по организации наблюдений за неживой природой.

Тема: «Забавные фокусы »

Задачи:

Развивать у детей любознательность , наблюдательность , активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность  в процессе демонстрации фокусов.

 Взаимодействие с родителями:

Конкурс домашних фокусов.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №3

Экспериментируем с Галилео.

D:\Новая папка (3)\ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ 2015Г  ФОТО\IMG_0214.JPG

D:\Новая папка (3)\ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ 2015Г  ФОТО\IMG_0219.JPG

D:\Новая папка (3)\ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ 2015Г  ФОТО\IMG_0241.JPG

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание деятельности

Форма

проведения

Сроки

 проведения

 «Основные направления работы по познавательному развитию»

Родительские собрания

Сентябрь

« Уголок для экспериментальной деятельности»

Наглядная агитация

Октябрь

 «Занимательные опыты и эксперименты»

Консультации

Октябрь

« Библиотека семейного чтения »

Книжная выставка

Ноябрь

  «Что вы делаете для познавательного развития ребёнка»

Анкетирование

Ноябрь

 «Наблюдаем за природой»

Консультации

Декабрь

 «Экспериментируем  на кухне»

Консультации

Январь

 «Игры с песком и водой»

Видеофильм

Февраль

 «Что можно и  нельзя делать для развития интереса к экспериментированию »

Буклеты, беседы

Март

 «В  научной лаборатории»

Открытое занятие

Апрель

«Мы юные исследователи»

Фотовыставка

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение:    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепокол...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Методические разработка на тему: «Прогулка, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»

В данной методической разработке описанны предлагаемые рекомендации по организации эксперементальной деятельности у страших дошкольников на прогулке. Разработка будет интересна  молодым воспитате...

РАЗНООБРАЗИЕ ВЫБОРОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема развития познавательного интереса – одна из самых актуальных и имеет особую значимость. Познавательный интерес – избирательная направленность, которая характеризуется постоянным с...

Консультация для родителей «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»

Консультация для родителей «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»...