Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»
материал (средняя группа)

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок

и других художественных произведений»

 

 

Цель: систематизировать знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_voda_vokrug_nas.doc36 КБ
Microsoft Office document icon master_klass.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon master_klass_netraditsionnyei_metody.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фатьянова Наталья Владимировна – воспитатель

Конспект образовательной деятельности по  образовательной области: «Познавательное развитие» на тему: «Вода вокруг нас», старшая группа.

Тема: «Вода вокруг нас»

Возраст детей: старшая группа

Тип образовательной деятельности: НОД

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

- направлять активную деятельность детей на осознанное сохранение природы.

- формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.

- повышать творческую активность дошкольников.

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование: Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек, мультимедийная презентация с изображением природы, карандаши, правила поведения в природе на каждого.

Предварительная работа:

1.Беседа о природе.

2.Организация дидактических, подвижных игр.

3. Опытно-экспериментальная деятельность.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателями заходят и становятся  в круг.

Здравствуйте, мои новые друзья! Меня зовут Наталья Владимировна. Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку  своего хорошего настроения друг, другу.

 Игра на общение «Улыбка».

 Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Улыбнитесь!

Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:

Она и в озере,

Она и лужице,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода). ( На экране появляется картинка, шум воды)

- Сегодня к вам в гости пришла волшебница вода и вместе мы пойдём на экскурсию.

Волшебница вода: Дети, как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи? (месяц), а без воды? (неделю). Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим). Чего больше, суши или воды? Почему? (рассуждение детей)

А сейчас мы поиграем в игру.

Игра: «Кому нужна вода?»

-Как вы думаете, что это? (это озеро?) ( мультимедиа)

-А это что у озера? (это маленькие ручейки)

 Волшебница вода: Давайте подберём картинки «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки и обосновывают свои ответы). Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т.д.

Да, без воды всё живое на земле погибнет………

Волшебница вода: Дети, посмотрите на экран. К нам пришёл «Водяной», у него случилась беда. Ему засорили всё озеро, в котором он живёт, он не может там находиться, давайте ему поможем. Я  попрошу вас подойти к столам и посмотреть что здесь стоит?  Как вы думаете, что это? (вода).? Посмотрите, какая это вода? (грязная) Давайте мы сегодня побудем защитниками природы, будем сегодня очищать воду от загрязнения, для этого нам нужно: уголь, марля, салфетки, стаканчики прозрачные.

Опыт с водой (очистка)

Волшебница вода: Дети, скажите мне, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами( ответы детей). Как нужно беречь воду? ( ответы детей)

Закрывайте крепче кран.

Чтоб не вытек океан.

Бережливым будь с водой

Хорошенько кран закрой!

Волшебница вода: Значит она какая? (жидкая). А в каком ёще состоянии может быть вода? (в твёрдом, лёд)

Волшебница вода: А кто мне может объяснить значение слова криотерапия? (лечение холодом). Сейчас мы будем заниматься контрастной криотерапией.

Пальчиковый массаж.

Дети попеременно опускают руки в ёмкость с тёплой водой и со льдом, приговаривая стихотворение:

Мы научим ледок,

Между пальцами катать,

Это в школе нам поможет

Буквы разные писать и красиво рисовать.

Дети вытирают руки.

А сейчас давайте присядем за столы и поможем «Водяному» в озеро вернуть рыбок.

На столах у вас, восковые мелки, краски, бумага. Вы сначала нарисуете рыбок восковыми мелками, затем пустите их плавать в чистой воде, закрасите рыбок голубой краской и рыбки проявятся. (Дети под музыку рисуют)

Итог

Волшебница вода:

Что нового вы сегодня узнали? Научились ли вы чему-нибудь?

        А сейчас дети подойдите к мольберту и повесьте облачко на мольберт. Если вам понравилось путешествие, то повесьте весёлое облачко, если нет то хмурое облачко.

 



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для детей и родителей.

Фатьянова Н.В., воспитатель

Цель: укреплять связь с семьей посредством нетрадиционной формы работы с родителями.

Задачи:
- Развивать интерес у воспитанников и родителей к совместным играм, интеллектуальным  творческим заданиям, умение соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя.

- Обогащать и активизировать словарь детей словами: интеллектуальная игра, раунд, волчок, сектор, песочные часы, компьютер, сеть интернет, орнамент. 
- Доставить воспитанникам и родителям удовольствие от интеллектуальной игры.
- Продолжать воспитывать у старших дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям. 
Оборудование: оформление музыкального зала; столы для участников игры, ведущих и жюри; игровой стол-круг, разделенный на 12 секторов с сектором «блиц» и «музыкальная пауза»; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик с зеркалом; знак музыкальной паузы - скрипичный ключ; два комплекта галстуков (жёлтые и красные) участникам команд; опознавательные знаки на столы со словами «Знатоки» и «Умники»; опознавательные знаки для капитанов - эмблемы; музыкальные заставки для начала игры, для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; песочные часы; глобус; 2 конверта с разрезными картинками-пазлами (мать и мачеха, ромашка лекарственная); шоколадные медали для сюрпризного момента, поощрительные открытки с названиями: «Знаток», «Лучший ответ», «Молодец», «Умник», «Эрудит» и другие. 
Ход игры:
Ведущий:
- Добрый день, дорогие гости нашего детского сада. 
- Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Встречайте наших знатоков.
(Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда?». Дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровыми столами, жюри и зрителями.) 
Ведущий:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». 
- Давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются). 
Затем ведущий представляет игрокам и гостям членов жюри.
- А, теперь, поприветствуйте друг друга (команды игроков произносят девизы).
Команда «Знатоки». 
Члены команды «Знатоки»: 
Мы знатоки, а это значит
Нас ждет успех и ждет удача!
Вперед к победе наш девиз!
А, кто слабее – берегись!
Команда «Умники». 
Члены команды «Умники»:
Мы умные и смелые,
А в деле мы умелые.
Победим мы в этот раз!
Нам соперник не указ!
Ведущий: - Спасибо командам. - А, сейчас, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полу - круга,
На лице она живет,
Но куда-то вдруг уйдет.
То внезапно возвратится,
Грусть, тоска ее боится? (Улыбка)
- Покажите на своем лице эту подругу. (Дети и взрослые улыбаются.)
Ведущий:
- А, сейчас, слушаем условия нашей игры. 
Перед нами барабан с секторами. С каждой команды поочередно один игрок крутит барабан. Все выполняют задание, на которое укажет стрелка. На выполнение задания даётся 1 минута, время фиксируется песочными часами. Итоги подводятся в конце игры, за каждое правильно выполненное задание вы получаете фишку,  И мы начинаем нашу игру, приглашаем знатоков занять свои места за игровыми столами.
Ведущий: 1 раунд!
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) 
- Над каким сектором остановилась стрелкам ? (игрок отвечает)
- Внимание! Вопрос!
1. Сектор «Математика» - задание задает Знайка (фото Знайки на экране)

«Засели жильцов в домики» (примеры на сложение и вычитание)

С помощью маленьких карточек определи состав чисел. Под крышей домика – ответ. В самом домике –  составить математические примеры.

Ведущий: 2 раунд! 

2. Сектор «Литература» Загадки будет загадывать Чипполино.

Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

А, ну, подскажите имя ее (Красная Шапочка)

Что за странный человечек

Человечек деревянный

На земле и под водой ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный,

А зовется… (Буратино)

На сметане мешон,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился…. (Колобок)

Ведущий: 3 раунд!
3. Сектор «Художник» (Рисование общего рисунка. Тема «Подводный мир»)

Ведущий загадывает загадку:

У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы и рыбки).
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) 
Ведущий: 4 раунд!
4. Сектор «Спорт» - вопросы задает спортсмен Бегемотик.

- Какие вы знаете летние виды спорта?

- Какие вы знаете зимние виды спорта?

- Какие подвижные игры вы знаете, где необходим мяч?

Сюрпризный момент - Бегемотик проведет с игроками «Зарядку».
Ведущий: 5 раунд!
5. Сектор «Будь здоров» Угадайте сказочного героя по загадке:
Лечит маленьких детей.
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … .
Дети: Айболит.
Вопросы от Айболита (на экране).

- Какие вы знаете лекарственные травы и растения нашего региона?

- А теперь правильный ответ:

Ведущий: 6 раунд!
6. Сектор «Наша речь» - Задание будет задавать Буратино.

- Соберите картинки из частей и прочитайте слово и предложение.

7. Сектор «Фольклор» - Задание будет задавать Кот Леопольд.

- Соберите пословицу про дружбу.

Игрокам предлагается выбрать слова, чтобы собрать из них пословицу про дружбу.
Ведущий: 8 раунд!
8. Внимание! Черный ящик! (Задание проводится сидя за игровыми столами.)
(Вносят черный ящик.)
- Угадай, что в черном ящике? (Дети говорят предполагаемые ответы.)
Ведущий: - Дети, подсказкой будет – загадка. Отгадайте её.
- Принцессу, Бабу Ягу и Колобка пригласили на королевский бал. 
Зашли они в зал и увидели «это». 
Баба Яга посмотрела и сказала: - Какое страшилище!
Принцесса посмотрела и улыбнулась: - Ах! Какая красавица!
А, Колобок, взглянув на «это», произнес: - Очень хочу такое же круглое. (Зеркало)
Ведущий: 9 раунд!
9. Мини - разминка.

«Изобразите звучащие предметы» (все «объекты» звучащие, значит, кроме пантомимы нужен и «звук»); мотоцикл, самолёт, часы с кукушкой, 
Изобрази ситуации из жизни:
- парикмахера, который делает стрижку, причёску, бреет бороду, заплетает косы, расчёсывает волосы.
«Покажи «походку» (курицы, индюка, гуся, пингвина.) 
- пешехода у которого жмут ботинки;
- человека у которого болит зуб;
-попрыгайте как лягушки, кенгуру, обезьяна, птички.
Ведущий: 10 раунд!
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) 
10. Блиц - турнир «Веселые задачки» (словесная развивающая игра на развитие у дошкольников слухового внимания и логического мышления, быстроты реакции) – проводится сидя за игровыми столами.
(Ведущий читает задачки, команды отвечают поочередно.) 
1 вопрос - Сколько рогов у двух коров? (4)
2 вопрос - Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2-х ногах? (столько же)
3 вопрос - На столе лежало 3 груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (три)
4 вопрос - Жених курицы? (Петух)
5 вопрос - У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг)
6 вопрос - На одном берегу утята, а на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? (утята, цыплята не умеют плавать)
7 вопрос - В горшке у Винни-Пуха? (мед)
8 вопрос - Борщ на первое, котлеты …….(на второе).
9 вопрос - Ливень из льда? (град)
10 вопрос - Ёлкины иголки? (хвоя)
11 вопрос - У стены стоят кадушки, в каждой было по лягушке. Если было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (семь).
12 вопрос - Сколько пальцев у перчатки? (ни одного).
13 вопрос - Сколько в пустом стакане земляничек? (ни одной).
16 вопрос.- Куда идет цыплёнок, переходя дорогу? (на другую сторону дороги).
17 вопрос.- На столе 3 стакана с соком. Маша выпила один стакан и поставила на стол. Сколько стаканов на столе? (три)
18 вопрос. - Маленький, серенький, на слона похож? (слоненок)
19 вопрос. - Снесла уточка яйцо? Кто из него вылупится? Курочка или петушок? (утенок)
20 вопрос. - Вы слепили две снежные бабы и одну из них нарядили в шубу и шапку. Какая из них весной растает быстрее? (Быстрее растает та, которую не нарядили).
21 вопрос. - Кто ест желуди? (свинья)
22 вопрос. - Кто ест бананы? (обезьяна)
23 вопрос. - Кто грызёт орехи? (белка)
24 вопрос. - Кто ест мышей? (кошка)
Ведущий:

Итог:

И родители и ребята молодцы!

Потрудились от души.

Вы все думали, решали,

На вопросы отвечали.

Где-то верно, где-то нет,

Был всегда готов ответ.

Вас с победой поздравляем,

Умниками и Знатоками быть желаем!

По окончанию интеллектуальной игры ведущий благодарит игроков за участие, зрителей и болельщиков за просмотр. 
Под торжественную музыку детям вручаются шоколадные медали и памятные призы.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок

и других художественных произведений»

Фатьянова Н.В., воспитатель

 

Цель: систематизировать знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.

Методы и приемы ознакомления детей со сказками

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Л.Б. Фесюкова в книге «Воспитание сказкой» предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Нетрадиционное направление - это значит развивать у детей умение оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Одним из методов работы  с детьми используем « Моделирование сказок» -умение прятать знакомых сказочных героев  в обычные геометрические фигуры .

(2 сл)Задание для педагогов:

-Перед вами, разные по величине и цвету круги, посмотрите… какую р. н. с. сказку они означают « Колобок»

- три одинаковых по цвету, но разные по величине кружка… сказка «Три медведя»;

(3сл)- сказка «Волк и семеро козлят»…(из каких фигур вы представляете героев сказки?)

- сказка «Гуси-лебеди»? и т.д.

(Дети любят инсценировать сказки с помощью  разнообразных фигур на фланелеграфе, магнитной доске, озвучивают слова героев меняя интонацию голоса.

2. Коллаж из сказок

Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.

У всех наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?

3.  Сказка от считалки

Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:

                                          Считалка

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко песню пел,

Гу-гу-гу, чу-чу-чу,

Я на волю полечу.

Начало: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…

Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.

Кроме потешек и кричалок, в качестве отправного пункта можно использовать дразнилки, страшилки, фольклорные перепутаницы.

                                                         Потешка

-Что ж ты, Еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай!

-Знаешь, кто мои соседи?

-Лисы, волки и медведи!

Начало: В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он…

                                           Потешка.

В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»

Никак не может научиться

Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»

Начало: Однажды летом встретились кукушка и петух и начали разговаривать каждый на своем языке…

Задание: Педагогам предлагается составить сказку от считалки, от загадки, от стишка, от потешки, от пословицы.

Как можно использовать пословицы и поговорки в работе с детьми?

( 4 сл) Подбери пословицу к произведению

На слайде представлены названия произведений. На столах карточки с пословицами.

Задание: Педагогам необходимо подобрать пословицы к произведениям.

( 5сл) Игра: «Четвёртый лишний»

Необходимо по набору слов, определить из какой они сказки и какое из них лишнее.

По произведениям

1. Дерево с яблоками, мальчик, гуси, айболит,«Гуси - лебеди»

2. Волк, лиса, медведь, колобок, красная шапочка «Колобок»

3.Яйцо, курочка, мышка, крокодил Гена « Курочка ряба»

4. Репка, внучка, рукавичка, жучка. «Репка».

 ( 6 сл) Игра «Из какой сказки эти слова?»

Взрослый зачитывает слова героев. Детям необходимо отгадать, кто так говорил и произнести с выражением.

«Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная» (Морозко)

«Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная» (Заюшкина избушка)

«Жили были дед да баба. И была у них (Курочка ряба)

  (7сл.) Игра: «Расшифруйте имена сказочных героев».

          Нужно вставить в зашифрованы слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев. Детям старшего возраста предлагаем карточки со словами и гласные буквы. (Маша и медведь, колобок, репка, баба яга).

к л б к          м ша     м д в дь       р  ка  

 б    б        я   г а

(8 сл) Игра: « Подскажи словечко».

        Вспомни, какими словами оканчивается строчка и назови сказку.

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался…(Колобок)

Игра «Шуточная реклама».

        Сейчас, уважаемы коллеги, мы немного отвлечемся и проведём «Шуточную рекламу». Вы сейчас будите произносить рекламу, а присутствующие отгадают, кто из сказочных героев мог бы дать такие объявления, как называется сказка.

  1. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка ряба, р.н.с. «Курочка ряба».
  2. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. ( Р.н.с. «Гуси-лебеди).
  3. Организую зимнюю рыбалку. Недорого (Лиса, р.н.с. «Лиса и Волк»)
  4. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности. (Бабушка, р.н.с. «Колобок»)
  5. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга).

( 9 сл)  Игровое упражнение «Расскажем сказку с помощью картинок». По ходу рассказа сказки дети выкладывают предложенные картинки, а затем по картинкам сами рассказывают сказку друг другу.

( 10 сл) Следующей игровое упражнение «Отгадай загадку по картинкам».

( Загадываем загадки, а дети по картинке находят отгадку)

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

1.Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Снегурочка

2.В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

Баба-Яга

3.У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Гуси-лебеди

4.Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

Царевна лягушка

5.Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Репка

6.На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Колобок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова (на материале произведений М.П. Шевченко)»

Данная работа поможет воспитателям познакомить детей с удивительными рассказами нашего земляка, почётного гражданина города Россоши - Михаила Петровича Шевченко....

Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»

Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»

Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....

Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации".

Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации"....

Мастер-класс на тему "Развитие связной речи дошкольников с помощью логических блоков Дьенеша"

Мастер-класс направлен на ознакомление педагогов с дидактическими играми на основе пособия "Блоки Дьенеша"...

МАСТЕР КЛАСС «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

МАСТЕР КЛАСС "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». ...