Семинар-практикум "Культура безопасности как основа профессионализма педагога"
методическая разработка

Щепкина Татьяна Александровна

Цель: способствовать расширению практических приемов работы воспитателя в процессе обучения воспитанников с правилами дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_po_pdd.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Культура безопасности как основа профессионализма педагога»

Цель: способствовать расширению практических приемов работы воспитателя в процессе обучения воспитанников с правилами дорожного движения.

Оборудование и материалы: презентация, маркеры, листы А4, макет перекрестка, маленькие машинки.

Ход семинара – практикума

Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начинаем наш семинар на тему «Культура безопасности как основа профессионализма педагога».

Давайте сначала вспомним что же такое «Профессионализм педагога», «Компетентность», «Профессиональная компетентность»

Профессионализм педагога - это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся).

Компетентность - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение; в обучении - обобщенные знания и умения 

Профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками»

В чем заключается профессионализм педагога в обучении детей дорожной грамоте, мы с вами сегодня и поговорим.

Итак, мы живём с вами в век скоростей. Все вокруг спешат, торопятся…. Одна секунда… Много ли это или мало? Для пешехода 1 секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – это вещь серьёзная.

Это страшно, когда дети гибнут от рук террористов, но не менее страшно, если ребенок гибнет на дороге в результате безответственности взрослых.

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Упражнение «Тонкая бумага»

Ведущий раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги внимательно слушают то, что говорит ведущий, и выполняют указания.

Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.

Ведущий задает вопросы:

У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Как вы думаете, каков смысл задания?

Ведущий подводит к выводу:

Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если мы сами не соблюдаем эти правила, можете быть уверены, что и наши дети их нарушат.

Несмотря на то, что проще рассказать правила дорожного движения (так и делает большинство), правильнее это делать в форме игры в силу возрастных особенностей дошкольников. А закреплять их на улице, во время прогулок, поездок.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Исследователи отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

• Организованные формы обучения на занятиях

• Совместную деятельность взрослого и ребенка

• Самостоятельную деятельность ребенка

• Воспитание навыков поведения

• Ознакомление с окружающим

• Развитие речи

• Художественную литературу

• Конструирование

• Изобразительное искусство

• Игру

Потребность в безопасности - одна из базовых потребностей человека, основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие.

Задача взрослых - помочь сформировать у детей сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.

Как же нам взрослым известные и понятные знания сделать доступными и интересными для детей? Нам, взрослым, достаточно прочитать, услышать, чтобы усвоить полученную информацию, а детям необходимы ежедневные упражнения, повторения, закрепление знаний.

Прежде чем педагогам организовать работу с детками по ознакомлению с ПДД, им необходимо, прежде всего, организовать соответствующую предметно-развивающую среду.

В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета.

Следовательно, в игровом уголке должны быть:

Набор транспортных средств

Иллюстрации с изображением транспортных средств

Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

Атрибуты для игры в гараж - различные машины, набор инструментов (гаечный ключ, молоточек, отвёртки, насос, шланг).

Атрибуты для игры «Водитель и автомобиль»«Автомобили и светофоры».

Строительный материал для постройки домиков, машин

Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей)«Поставь машину в гараж»«Светофор».

Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть».

Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить: Дорожный знак особых предписаний «место остановки автобуса или троллейбуса»

Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры»«Найти такую же картинку».

Игрушки (мелкие машинки, макеты домов, строитель) для игры «Улица города».

Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть.

Макет транспортного светофора (плоскостной).

В средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.

В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть: Дорожный знак особых предписаний

«Пешеходный переход».

Дорожный знак сервиса «Автозаправочная станция».

 

Дидактические игры «Найди свой цвет»«Собери светофор»

На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

Работа с детьми дошкольного возраста по теме ПДД: 4-5 лет

Содержание работы:

  1. Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом;
  2. Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности;
  3. Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход;
  4. Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.

Развивающая среда:

  1. Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности;
  2. Крупные и мелкие дорожные знаки;
  3. Картинки на классификацию видов транспорта;
  4. Информация для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения;
  5. Фланелеграф: машины, дорожные знаки.

Художественная литература:

  1. Н. Носов «Автомобиль»
  2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового.

Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток»«Дорожные знаки».

Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке.

Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.

 

Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:

информационно-указательные – «Пешеходный переход»«Подземный пешеходный переход»«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

предупреждающие знаки – «Дети»;

запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено»«Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка»«Велосипедная дорожка»;

знаки приоритета – «Главная дорога»«Уступи дорогу»;

знаки сервиса – «Больница»«Телефон»«Пункт питания».

Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

Дидактические игры: «О чём говорят знаки?»«Угадай знак»«Где спрятался знак?»«Перекрёсток»«Наша улица»

Кроме того,  детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

 Любая работа даст положительный результат только тогда, когда она будет проходить через все виды детской деятельности:

  • Игровая деятельность – организация с детьми различных видов игр:
  1. дидактические игры «Прокати машину по дороге», «Переведи куклу через дорогу», «Собери машину» и др.;
  2. подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Бегите все ко мне», «Мы шоферы», «Мы пошли гулять на улицу» и др.
  • Познавательная деятельность: с помощью макета малыши знакомятся с улицей, дорогой, «устройством машины»,  в теплое время года, когда позволяет погода, детки, знакомятся с «дорогой» за территории ДОУ;
  • Творческая деятельность: нарисуем красками «дорогу для машин», «на дороге пешеходный переход», «починим машину, нарисуем ей колеса» и др.

Практическая часть

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)

Сегодня мы, уважаемые педагоги, немного поиграем в игры, которыми Вы можете использовать для обучения дошкольников правилам дорожной безопасности.

Игра «Составь дорожный знак».

- Для того, чтобы у воспитанников ДОУ формировались знания и понимания дорожной ситуации, необходимо элементарное знание дорожных знаков. Дети любят собирать разрезные картинки, пазлы. Попробуем и мы сейчас собрать знаки из частей (воспитателям предлагаются несколько частей, из которых нужно составить знак дорожный).

Игра «Пешеход»

-Перед Вами макет квартала города (на макете расставлены дома, здания, обозначена дорога, светофоры с разными сигналами). Пешеходов нужно расставить на дороге там, где, по-вашему мнению, они могут перейти дорогу. (При расстановке кукол-пешеходов нужно ориентироваться на знак «пешеходный переход» и на зеленый сигнал светофора для пешеходов).

Дети интересуются и улицей, и дорогой, и, конечно же, транспортом, особенно мальчишки. В организации деятельности по изучению правил дорожного движения необходимо знакомить с различным видом транспорта. Это поможет расширить представление об окружающем мире и сформировать правильное отношение к дорожной ситуации. На улице не «дорожки», а «дороги», и по ним мчатся «не машинки», а «машины», и у них не «колесики», а «колеса», под которыми каждый год гибнут сотни детей. Работа с раскрасками «Транспорт», вырезывание транспорта из журналов и составление коллажей и плакатов, листовок и т. д. поможет ребенку осознать всю серьезность движущегося потока тяжелых грузовиков, скоростных автомобилей, трамваев, не умеющих объезжать пешеходов. Вспомните и назовите, пожалуйста, приемы, методы работы по ознакомлению дошкольников разного возраста с транспортом. (Ответы).

Так же можно использовать викторины:

Делимся на команды, на каждый правильный ответ дается фишка. Чья команда соберет больше фишек, та и победила.

У старших дошкольников уже достаточный уровень воображения и словарного запаса для того, чтобы составить историю дорожную или рассказ. Нужно только немного помочь им по необходимости. Я приведу пример на основе игры.

«Баба Яга в городе»

Ведущий берет игрушку Бабы Яги в ступе на колесиках и рассказывает о том, что старушка мчится по улице и с ней происходят разные ситуации. Ставит ступу на ленту, которая изображает дорогу. Итак, мчится Баба Яга и вдруг … (Ответы, например, Захотелось ей пообедать. И на пути у неё появился знак, который указал место, где можно покушать. Или на пути ремонт дороги (ставится знак, или объезд (ставится знак) и т. д.). Воспитатели придумывают ситуации и выставляют дорожные знаки.

«Сказочная ситуация». Вы прослушаете загадки о дорожном порядке и ответите на вопрос.

1.  День рождения Вини-Пуха.

Сегодня у Вини-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу.

Какие ошибки допустил Вини-Пух? (ДЕТЯМ ДО 14 ЛЕТ ВЫЕЗЖАТЬ НА ДОРОГУ ЗАПРЕЩЕНО. ДЕТВОРЕ ЕЗДИТЬ МОЖНО ВО ДВОРЕ)

 

2.  Колобок на дороге.

По проселочной дороге катился Колобок, а ему навстречу Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если не отгадаешь загадку! Еду я сегодня к Лисе на автомобиле, как положено, по левой стороне, слышу, милиционер свистит. Как ты думаешь, почему он меня остановил?» (ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ РАЗРЕШЕНО ЕХАТЬ ПО ДОРОГЕ, ПРИДЕРЖИВАЯСЬ ПРАВОЙ СТОРОНЫ)

3.  Мальчик и Красная Шапочка.

Мальчик едет на велосипеде, на автобусной остановке видит Красную Шапочку и незнайку.

— Довези меня до аптеки,  — просит его Красная Шапочка, — у меня бабушка болеет.

— Нет, нет меня, — прости Незнайка.

Кто поедет с мальчиком?

(НИКТО,  НА ВЕЛОСИПЕДЕ РАЗРЕШЕНО ЕЗДИТЬ ТОЛЬКО ОДНОМУ. БАГАЖНИК – ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ БАГАЖА, А РАМА —  ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ)

4.  Чип и Дейл.

Чип и Дейл отправились в путешествие, они шли целый день и очень устали. На обочине дороги Дейл увидел дорожный знак, которому очень обрадовался. Вскоре они подошли к маленькому уютному домику, где и остались на ночлег.

Что за дорожный знак увидели бурундучки? (КЕМПИНГ)

Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами.

Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности бед избежать,

А где надо – на помощь позвать.

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. ОБЖ:

2. Добрякова В. А. и др. Три сигнала светофораДидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.

3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2005.

4. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград Перемена, 1998.

5. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1979.

6. Я дружу со светофоромпознавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М.: Ансел-М, 1995.

7. Елжова Н.В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" -Изд. 2-е.-Ростов нД: Феникс, 2008г.

  1. Коган М.С. "Правила дорожные знать каждому положено". 4-е изд., -Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008г.
  2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №6 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с родителями"

В презентации рассматриваются основные направления работы во взаимодействии с родителями, а также формы работы по каждому направлению. Представлен примерный кодекс общения во взаимодействии с родителя...

Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»

Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»Цель: Поиск эффективных форм взаимодействия и выработка  ст...

«Конкурс как механизм роста профессионализма педагогов».

Конкурс – уникальный по эффективности инструмент педагогической поддержки личностного развития....

Консультация для педагогов "Культура безопасности как основа профессионализма педагога"

Консультация для педагогов "Культура безопасности как основа профессионализма педагога"...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное сотрудничество между педагогами сада. Задачи: • Выявить имеющи...

Консультация для педагогов «ВЫСТРАИВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА»

План темы: 1. Определение задачи 2. Исследование текущей ситуации 3. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий 4. Выявление внутренних и внешних препятствий на пути к результату ...