Проект " Русский народный костюм"
методическая разработка (младшая группа)

Проект " Русский народный костюм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkiy_narkostyum_dekabr.docx269.15 КБ

Предварительный просмотр:

               

Творческий образовательный проект

второй младшей группы

                                       «Русский народный костюм»

                                                        Паспорт проекта

Содержание

                                  Пояснение

Название проекта

Русский народный костюм

участники

Воспитатели второй младшей группы, дети второй младшей группы, родители, администрация

Период

Краткосрочный,  с 1 ноября по 30 ноября

Актуальность

Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

Именно в этом возрасте, как отмечает Б. Н. Неменский «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа». Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребенка нравственно эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа. Особенно ярко это отражено в русском народном костюме. Русский народный костюм – это кладезь народной мудрости, таланта, одаренности, трудолюбия русского человека.

Русский народный костюм вдохновлял поэтов, писателей, музыкантов и модельеров. О нем пишут книги, статьи, это чистый родник, из которого хочется черпать вдохновение.

Красочный народный костюм воспитывает художественный вкус, раскрывает характер русского человека. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм – это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками, яркий, самобытный элемент культуры.

Цель

Знакомство с русским народным костюмом - как частью национальной культуры.

Задачи

Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении.

Привить интерес к русской крестьянской культуре, ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиций, вкусов русского крестьянства на внутреннюю суть коренного русского человека в наши дни; привить любовь к родным истокам.

Познакомить с некоторыми русскими старинными обрядами и поверьями.

Научить узнавать русский народный костюм, дать понятия некоторых деталей костюмов.

Закрепить понятие «орнамент».

Совершенствовать изобразительные умения и навыки, умение работать с различным материалом.

Развивать познавательные способности детей через развитие интереса к народным традициям.

Развивать воображение, творчество.

Расширить и обогатить словарный запас детей.

Продолжать развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Воспитывать у подрастающего поколения духовные и нравственные ценности (национальную  гордость, уважение к прошлому народа), толерантного отношения к культурным традициям других народов.

Ожидаемый результат

Дети научатся находить и узнавать русский народный костюм на картинках, книжных иллюстрациях, среди других костюмов.

Узнавать русский народный костюм, называть некоторые детали костюмов.

Изображать основные орнаменты русского народного костюма.

получать практические навыки, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.

Этапы реализации проекта

1этап: подготовительный:

-постановка проблемной ситуации перед детьми;

1.Приход в группу матрешек в ярких сарафанах. Просят у детей узнать, почему они так раскрашены, и почему все в разных костюмах.

-совместное составление плана и паспорта проекта в интеграции образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»;

-создание соответствующей развивающей среды;

-чтение художественной литературы;

-информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.

  1. этап: исследовательский:

-постановка проблемы вместе с детьми;

-чтение познавательной литературы;

-знакомство с обрядами и обычаями, народными играми;

-продуктивная деятельность детей.

  1. этап: заключительный:

-Создание коллективной работы на тему «Масленица».

-Выпуск альбома «Пословицы и поговорки», создание книжек-малышек.

Итоговый продукт

Создание книжек- малышек  на тему «Русские узоры».

Выпуск альбома «Пословицы и поговорки».

Выводы и практическая значимость проекта

 Познакомились с русским народным костюмом - как частью национальной культуры русского народа.

В помещении группы была организована выставка, на которой были представлены:

Дети рассматривали картинки, иллюстрации с изображением людей в русской народной одежде, кукол в русских национальных костюмах, детские книги-сказки, герои которых изображены в национальной одежде.

Планирование воспитательно–образовательной работы.

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействия с родителями/социальными партнерами

1

2

3

4

Познавательное развитие

Рассматривание картинок с русскими народными игрушками. «В гости к нам пришла матрешка».

Д.игра«Что сначала, что потом».

Чтение Русских народных сказок. Рассматриваниерусских народных костюмов на иллюстрациях в книгах.

Беседа «О русском быте», разучивание русских народных загадок.

Исследование русского народного костюма на кукле.

Просмотр презентации «Русский праздничный народный костюм»

Дидактическая игра «Русский народный костюм»

Дидактические игры: «Оденем куклу»,  «Чудесный сундучок».

Рассказ о народных обычаях и традициях.

Рассматривание иллюстраций о русском быте. Игра «Путешествие в прошлое одежды.

В книжный уголок –  книги с русскими народными сказками, потешками.

Около фланелеграфа выставлены Матрешки разного размера. Рассматривание иллюстраций в книжках с русскими народными сказками. Дид.Игра «Разбери матрешку». Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением  людей в народных костюмах.

Роль матрешки в развитии ребенка – консультация.

Заучивание с ребёнком поговорки объяснение её смысла.

Речевое развитие

Беседы об истории одежды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Чтение художественной литературы.

Заучивание пословиц и поговорок.

Игра-занятие «Знакомство с матрешкой» - детальное рассматривание, вопросы, Дид.Игра «Расскажи сказку».

активизация речи.

«Что сначала, что потом».

Настольная игра «Русские узоры».

Внесение заводных игрушек, неваляшек, матрёшек.

Театр на фланелеграфе–«Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Советы «Русские народные песенки и потешки для чтения и прослушивания дома»

Физическое развитие

Пальчиковиегимнатики на основе русского народного фольклора.

Утренняя гимнастика.

Бодрящая гимнастика.

Закаливающие мероприятия. Хороводная игра. Пузырь.

Игра «У медведя во бору»

Разучивание народных подвижных игр, игр-забав.

Пальчиковая игра «По дубочку постучишь...», «пальчик пальчик».

Прогулка: (П/игры) «У медведя во бору»,  (П/игры)Полетали как птички, Лохматый пес.

Прогулка (подвижные игры):Хоров.игра «Каравай»,Лохматый пес, У медведя у бору, Зайка.

Картинки – разные мячи.

Дорожка здоровья.

Атрибуты для подвижных игр

В физкультурный уголок – мячи, корзина.

Атрибуты для подвижной игры – руль и маски птичек.

Консультация «развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Социально-коммуникативное развитие

Знакомство с трудом прачки (целевое посещение прачечной).

Сюжетно – ролевые игры «У ослика день рождения», «Одень куклу» , «Масленица».

Беседа: «Сравнение современной и старинной одежды». «Кто делает матрёшек?».

Дидактические игры : «Русские узоры», «Что сначала, что потом», «Да-Нет»,

Тетрализация «Теремок», «Колобок».

Игра «Какое у тебя настроение».

Рассматривание русского народного костюма. Примерка русского народного костюма.

Папка- картотека игр  «Пальчиковые игры на основе русского фольклора».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Сарафан для матрешки». Разучивание с детьми песен, народных хороводов, народных танцев.

Обучение игре на шумовых народных инструментах.

Использование русских народных песен и танцев.

Прослушивание аудиозаписи. Русск.народные песенки, потешки.

Рассматривание репродукций картин известных художников.

Аппликация «Русские народные узоры».

Аппликация «Дымковская игрушка».

Аппликация «Платочек».

Рисование «Кокошник».

Апликация «Русский народный сарафан».

Выпуск альбома «Пословицы и поговорки».

Раскраски «Русские народные костюмы».

Игра – занятие «Матрешки-затейницы»

Пополнить уголок худ.творчеста – карандаши,  восковые мелки, трафареты, раскраски- матрешки, неволяшки.

Нарисовать иллюстрацию к своей пословице.

Планирование проекта по образовательным областям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

ОО «Музыка»

ОО «Художественное творчество»

Просмотр презентации «Русский

праздничный  

народный

костюм ».

Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением  людей в народных костюмах.

Дидактическая игра «Русский народный костюм»

Дидактические игры: «Оденем куклу»,  «Чудесный сундучок».

Рассказ о народных обычаях и традициях.

Рассматривание иллюстраций о русском быте.

Игра «Путешествие в прошлое одежды.

Беседы об истории одежды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Чтение художественной литературы.

Заучивание пословиц и поговорок.

Разучивание народных подвижных игр, игр-забав.

Разучивание с детьми песен, народных хороводов, народных танцев.

Обучение игре на шумовых народных инструментах.

Использование русских народных песен и танцев.

Рассматривание репродукций картин известных художников.

Аппликация «Русские народные узоры».

Аппликация «Дымковская игрушка».

Рисование «Кокошник».

Аппликация «Русский народный сарафан».

Выпуск альбома «Пословицы и поговорки».

Раскраски «Русские народные костюмы».

Народные пословицы и поговорки

В тесноте, да не в обиде.

Что посеешь, то и пожнешь.

Играй, играй, да дело знай.

Труд человека кормит, а лень портит.

Окончил дело — гуляй смело.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делу время, потехе час.

Долог день до вечера, если делать нечего.

Кто не работает, тот не ест.

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд все перетрут.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Труд человека кормит, а лень портит.        

Не спеши языком, спеши делом.

За всякое дело берись умело.

Семеро одного не ждут.

Наш пострел везде поспел

Всё готово, да бестолково

Поспешишь – людей насмешишь

При солнышке тепло, при матери добро.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка

Скороговорки русские народные для детей.

У осы не усы, не усищи, а  усики.

Течет речка,

Печет печка,

Течет речка,

Печет печка!

Валя на проталинке

Промочила валенки.

Валенки у Валеньки

Сохнут на завалинке.

Дали карапузу кукурузу,

А карапуз просит арбуз.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.                        

           Мышонку шепчет мышь:

         - Ты всё не спишь, шуршишь.

           Мышонок отвечает мыши:

         - Шуршать я буду тише.


 Русские народные загадки

В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей.                 (Плод с семенами)

Весь свет одевает, сама одежды не знает.                         (Игла)

Без рук, без топоренка, построена избенка.                         (Гнездо)

Без рук, без ног, а ходить умеют.                                         (Часы)

Сидит дед, во сто шуб одет. Тот кто его раздевает, слезы проливает.         (Лук)

Стоит копна среди двора , спереди – вила, сзади – метла.                 (Корова)

Два брата через дорогу живут, друг друга не видят.                         Глаза

Никого она не обижает, А её все толкают.                                 (Дверь)

Когда одна другой касается – Хлопок получается.                         (Ладони)

С потолка свисает груша, И не думай ее скушать. Ярко светится, как солнце, А уронишь – разобьётся.                                                                 (Лампочка)

Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род! На охоту вышел                (кот).

Явился в жёлтой шубке: - Прощайте, две скорлупки!                 (Цыплёнок)

Что за зверь со мной играет? НЕ мычит, не ржёт, не лает, нападает на клубки, прячет в лапки когти.                                                                         (Котёнок)

Собой не птица,                        
Петь не поет,

Кто к хозяину идет –

Она знать дает.                                                                        (Собака)


Русские народные пальчиковые игры

*******

По дубочку постучишь –

Вылетает синий чиж.

У чижа, у чиженьки –

Хохолочек рыженький.

А на лапке маленькой –

Сапожочек аленький.

Чиж над городом летал

И головкою кивал.

*******

"Пять братьев - пальчиков"

Раз, два, три, четыре, пять        (Собираем пальчики в кулачок.)!

Вышли пальчики гулять!        (На каждую строчку отгибаем один пальчик ):

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал,

Этот - ел.

Ну а этот лишь глядел!

*******

Идут четыре братца навстречу старшему.

-Здравствую большак!

-Здорово указка,

(соединить с большим указательный пальчик)

Мишка - середка,

(соединить с большим средний пальчик)

Гришка - сиротка,

(соединить с большим безымянный пальчик)

Да крошка - Тимошка!

(соединить с большим мизинчиком)

*******

Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю (знакомство с частями тела).

Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю,

Я на Ванечку, на пригожего, посмотрю,

Взрослый гладит малыша (ручки, ножки).

Какие у Ванечки глазки!

(показывает, где глазки.)

Какие у Ванечки ручки!

(показывает ручки.)

Какие у Ванечки ножки!

( показывает, где ножки.)

Побежали по дорожке.

Ребёнок и взрослый бегут, взявшись за руки.

*******

Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать,          (Разогните большой пальчик малыша)

Этот пальчик лег в кровать,         (Разогните указательный пальчик малыша)

Этот пальчик прикорнул,         (Разогните средний пальчик малыша.)

Этот пальчик уж уснул!         (Разогните безымянный пальчик малыша.)

А последний – пятый пальчик(Потеребите мизинчик за кончик.)

Шустро прыгает, как зайчик.

Мы сейчас его уложим

И уснем с тобою тоже!                 (Положите мизинчик рядом с другими пальчиками.)

*******

Замок

Пусть малыш повторяет за вами ваши движения.

На двери висел замок (Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите.)

Да никто открыть не мог(пожимаем плечиками).

Потянули (Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны),

Покрутили (Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой),

Постучали (Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга)

И открыли (Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны.).


Физкультурные минутки( на основе русских народныхпотешек)

Ванька-встанька

Ванька-встанька                         (Наклоны в стороны),

Приседай-ка                         (Приседания).

Непослушный ты какой         (Прыжки на месте)!

Нам не справиться с тобой         (Хлопки в ладоши)!

Три медведя

Три медведя шли домой,

Папа был большой-большой,

Мама с ним – поменьше ростом,

А сынок малютка просто.

Очень маленький он был –

С погремушками ходил.

Весёлые матрёшки.

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки-ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки-ладушки.

Завязали мы платочки,

Ладушки-ладушки.

Раскраснелись наши щёчки,

Ладушки-ладушки.

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки-ладушки.

Мы похожи словно сёстры,

Ладушки-ладушки.

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки-ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки-ладушки.


Зрительная гимнастика.

Любопытная Варвара                        (Движения глазами влево-вправо)

Смотрит влево, смотрит вправо        (Движения глазами влево-вправо),

А потом еще вперед                        (Глаза держать прямо),

Тут немного отдохнет                        (Прикрыть глаза).

А Варвара смотрит вверх                 (Глаза поднять вверх),

А потом и ниже всех                        (Глаза опустить вниз).

Возвращается обратно                        (Глаза держать прямо),

Расслабление приятно                        (Прикрыть глаза).