Проект " Удивительная посуда"
методическая разработка (младшая группа)

Проект " Удивительная посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnaya_posuda_noyabr.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

                 Беседа – введение в проект»Русская изба»

Воспитатель. Ребята, нас сегодня в гости бабушка Арина ждет! Ждет – пождет в гости внуков. Всех- то она любит, всех приголубит! Бабушка Арина в деревянном доме живет. Как он называется?

Дети. Изба

Бабушка Арина. Ладушки мои пришли. Здравствуйте! Много у меня внуков и для каждого доброе слово найдется. Проходите.

Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь.

И в моей избе есть печь. Посмотрите ребята.

На ней я готовлю себе еду.

А топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.

-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?

- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы.

А в печи люди готовили, когда не было газовых плит. Печку ласково называют печка – матушка, она и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А какие щи, и каши, и киселя приготовить можно! И молока топленого, и пирогов, и блинов, и оладушек напечь. Готовили все в чугунках (показ, они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны (емкость, сделанная из чугуна – очень прочного металла). А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. Снизу печи было углубление для хранения дров. А еще на печи можно было погреться. Чугунок ставят и вынимают из печи специальным приспособлением, который называется ухват, а дрова в печке, чтобы они сильнее разгорались, или чтобы не выпали из печки, помешивают специальной палкой – кочергой.

Я очень люблю греться на печи.

- Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

(Ответы детей).

- Да, это котик.

Показываю кота на печке.

- а вы знаете про него потешки и расскажете мне.

А потешки – это маленькие смешные истории, чтобы потешить или рассмешить, или заговорить маленьких деток.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

- Давайте поиграем с котиком.

Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик).

- А вот еще одна потешка. Давайте расскажем её все вместе.

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький лобок.

Приди, котя, ночевать,

Мою детыньку качать.

- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).

Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную.

Бабушка Арина и дети. Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И утащит во лесок.

Он утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

лавочку, а хвостик под лавочку. Любите играть? Давайте поиграем пальчиками.

Этот пальчик хочет спать, Дети загибают пальцы по

Этот пальчик прыг в кровать, порядку.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

Тише пальчик не шуми, Грозят большому пальцу.

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

Всем гулять идти пора. Разжимают все пальцы.

Воспитатель. Бабушка Арина, а это что? (Показывает самовар)

Бабушка Арина. Дети, вы знаете что это?

(ответы детей)

Бабушка Арина. Ребята, это самовар - батюшка, как мы его называем. Вода в нем быстро нагревается и долго не остывает. Раньше не было чайников и чай кипятили в самоварах, вода в нем быстро нагревается и долго не остывает, наливали кипяток в блюдца.

Ой, ребятки, пирогами запахло, это моя печка - матушка для вас постаралась, оладушек напекла.

Воспитатель. Спасибо бабушка Арина, нам возвращаться пора в группу, мы там чай с пирогами попьем, а дети хотят отблагодарить тебя потешкой.

Ладушки – ладушки,

Испекла нам бабушка

Сладкие оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Бабушка Арина. До свидания, мои дорогие, еще ко мне приезжайте.

Дети. До свидания, бабушка Арина

               

               

  Проект в второй младшей группе «Знакомство с русской посудой »

                                          План реализации  проекта  

Содержание

                                  Пояснение

Название проекта

Знакомство с русской посудой

участники

Воспитатели второй младшей группы, дети второй младшей группы, родители, администрация

период

Краткосрочный,  с 1 ноября по 30 ноября

Основания для разработки проекта

Проект дает возможность детям младшей группы формировать первичные представления о русском быте , о посуде , которую использовали люди использовали в быту , в повседневной жизни, все меньше уделяется внимания ознакомлению детей с культурой русского народа , с его неповторимым колоритом, с малыми фольклорными формами .

Цель

формировать эмоционально положительное отношение к предметам быта русской традиционной культуры.

Задачи

- развивать  эмоциональной стороны речи детей, приобщать  к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомить  с народными играми, забавами, обычаями. Способствовать  развитию интереса к народным забавам, традициям. Повышать двигательную и эмоциональную активность.

-    расширять представления о традициях русского народа;

-   развивать потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями; подвижными играми, забавами.

-   развивать ловкость, выносливость, чувство дружбы и взаимопомощи.

-  совершенствовать двигательные умения и навыки.

-  воспитывать чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству

 -учить отражать знания и впечатления в художественно - продуктивной и игровой деятельности ,организовать выставку детских работ;

-познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

- -развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки.

-систематизировать литературный и иллюстрированный материал по  теме «Русская посуда и утварь»

- Конкретизировать первоначальные представления о предметах быта (печь, ухват, кочерга , горшки, самовар,  познакомить с их назначением;

Ожидаемый результат

В результате реализации данного проекта у детей сформируется представление  о посуде , которую русский народ использовал в повседневной жизни.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

Определение объекта изучения.

Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки, дидактического материала по теме проекта.

Практический:

Вхождение в игровую ситуацию.

Прогулки в мини-музей детского сада.

Беседы с детьми о русской посуде и утвари.

Работа с художественной литературой.

 Совместная деятельность воспитателя с детьми  через непосредственную  

образовательную деятельность.

  Совместная деятельность с родителями.

  Рассматривание репродукций картин русских художников.

Заключительный:

 Родительское собрание с чаепитием

Выставка творческих работ « Баранки и бублики вокруг самовара»

Создание презентации «Русская посуда и утварь»

  Подведение итогов.

Реализация проекта.

 1.Совместная деятельность воспитателя с детьми

Занятия познавательного цикла:

НОД  « В гости к бабушке Арине»

Цель :познакомить с русской посудой , которую использовали в своем быту дюди, воспитывать интерес к русскому фольклору . песенкам , прибауткам, потешкам , побуждать к повторению фольклорных текстов .

Театрализация сказки «Три медведя»

 Беседа «Русская посуда»

  Экскурсия в  мини-музей

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Хитрая ложечка», «Складываем посуду»

2. Чтение художественной литературы:

Чтение  сказок « Колобок», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зернышко»

Разучивание пословиц  , загадок, примет о русской посуде

Заучивание потешки  «Сорока, сорока…»

3.Художественно - продуктивная деятельность детей:

Рассматривание картин русских художников:

В.Рассохин «Посиделки», Т.Мягков «Семейство за чайным столом», К.Маковский «За чаем», Б.Кустодиев «Купчиха за чаем»

Рисование  и роспись « Деревянная ложка »  

аппликация ( наклеивание коллективная работа) «Чаепитие»  

лепка «Тарелочки для трех медведей»

Выставка детских работ

 5. Физическая культура

1. Подвижные игры: «Самовар и тарелки»

2. Психогимнастика «Утром глазки мы откроем и посуду перемоем», утренняя гимнастика «В гости к бабушке Арине»

Работа с родителями:

Оформление папки - раскладушки «Русская  посуда » (картинки, иллюстрации, фотографии с изображением посуды)

 Сборник загадок, пословиц, хороводов, игр, песен о посуде («Ай да самовар!») (совместная работа детей, родителей и воспитателей)

Заключительный этап

Родительское собрание с чаепитием

Выставка детских работ

Создание презентации «Русская посуда»

Подведение итогов

Трансляция проекта

Создание папки-передвижки «Русская посуда»

Создание презентации « Русская посуда»

Методическое обеспечение проекта

1. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы: Пособие для воспитателя дет. сада.

2. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста (Пособие).

3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

4.Молодова праздники для детей»,  «Нравственно- экологическое воспитание старших дошкольников»

7.Т.Н. Зенина «Экологические праздники для  дошкольников»

8.Л.И. Грехова «В союзе с природой»