Консультация для родителей «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»
консультация

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_kons.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Городского округа Балашиха «Детский сад № 21 «Лесовичок»

Консультация для родителей

«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»

Составила и провела Чиринда Н.В.

Г.о. Балашиха

2017-2018 учебный год

         Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

         В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.

           Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
                Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
     Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку:

-возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;
- быть лично причастным к изучаемому явлению( мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);
-прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
        Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

- способом обучения

- деятельностью для реализации творчества;

- методом терапии;

- первым шагом социализации ребенка в обществе.

                Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;

-профессионального мастерства педагога при организации и руководства  различными видами игр;

- учета возрастных и индивидуальных возможностей.

             На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

-для освоения темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве занятия или его части ( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как образовательной программы , формируемой коллективом ДОУ.


Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Ее задачи:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
  2. Подобрать средства,  активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Это последовательная деятельность педагога по:

- отбору, разработке, подготовке игр;

- включению детей в игровую деятельность;

- осуществление самой игры;

- подведению итогов, результатов игровой деятельности.

           Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно - познавательной направленностью.

Виды педагогических игр разнообразны.

Они могут различаться:

  1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.;
  2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
  4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
  5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.


Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.


Ее значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъем;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры;

            Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
          Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Концептуальные основы игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.
  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей ( дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.
         Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно:

- развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС"

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, будущих первоклассников без ущ...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Консультация для педагогов«Здоровьесберегающие технологиив образовательном процессе ДОУ»...

консультация для воспитателей "Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ"

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материа...

Консультация "Преимущества использования компьютерных технологий в образовательном процессе"

Представляю разработанную мной консультацию для педагогов "Преимущества компьютерных технологий в образовательном процессе" и презентацию к ней....

Консультация для педагогов "ИКТ технологии в образовательном процессе"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...