Консультация на тему: «Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников».
методическая разработка (старшая группа)

Чубаева-Городецкая Елена Николаевна

Автором представлен материал на тему "Чистоговорки как средство воспитания ЗКР старших дошкольников" в помощь педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1

«Общеобразовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Консультация на тему: «Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников».

Воспитание звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в процессе обучения в непосредственно организованной образовательной деятельности и воспитания всех сторон звуковой культуры речи в свободной деятельности. Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания. На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

В зависимости от поставленных задач, работа над звуковой культурой речи может состоять из двух или трех частей. На наш взгляд, наиболее рациональной является такая структура: первая часть − задания по уточнению и закреплению правильного произношения звуков; вторая и третья − игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, голосового аппарата. В непосредственно организованной образовательной деятельности работа по формированию звуковой культуры речи проводится в совокупности с другими задачами речевого развития детей − развитие связной монологической и диалогической речи, грамматического строя речи и словарного запаса и пр. При решении любой задачи по развитию речи воспитатель обращает внимание на звукопроизношение, учит дифференцировать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие, сонорные.

Наблюдения показывают, у старших дошкольников часто нарушается плавность речи, поэтому их необходимо упражнять в негромком протяжном произношении. Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Вначале воспитатель напоминает текст, а затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям и проговаривать в быстром темпе. Л. В. Кривошеева указывает, что скороговорки – это своеобразный речевой материал, который предназначается для тренировки четкости произношения и дикции у человека. Проговаривание чистоговорок и скороговорок необходимо детям для улучшения качества их дикции.

 

Произносить любые чистоговорки рекомендуется сначала медленно, четко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. Затем темп следует увеличивать, но, не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем − громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами. Чистоговорки можно использовать и в качестве тренировки некоторых элементов интонации. Так, можно предложить одной группе детей (а при индивидуальной работе отдельным детям) спрашивать, а другим отвечать. Например, одна группа спрашивает: «Вымыли мышки миски у мишки?», а другая отвечает: «Вымыли мышки миски у мишки». Затем роли меняются. Или один ребенок произносит чистоговорку сначала в форме вопроса, а затем сам же и отвечает. Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова.

Старшим дошкольникам можно предлагать более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например: «Саша сушила шубу на солнышке», «Лара у Вали играет на рояле». Такие чистоговорки не только способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработки быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое. Чистоговорки и скороговорки могут с большим успехом использоваться и в работе с детьми, имевшими дефекты звукопроизношения, как один из заключительных этапов по закреплению звуков и введению их в речь.

Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы  с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.  

Предлагаю небольшую подборку по лексическим темам.

«РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»

АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая                                                                         

АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады                                                              

ША – ША – ША - наша осень хороша                     АТА – АТА – АТА - осень дарами богата                                                         

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай    

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай                                             

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи                                                            

РУ – РУ – РУ - я колосья соберу                                                                         

ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп                                                                   

ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы                                                     

ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы                                                               

КА – КА – КА - белая мука                                                                                                         

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы                                                          

ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях                                                    

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу                                                  

ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха                                                                                   

НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры                                              

РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист            

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» 

ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - по лесу рыщут волки                                               

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - голодные волчата                                               

ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали волки                                                            

РА – РА – РА - для волчат нора

СА – СА – СА - рыжая лиса                                                                                    

ТЫ – ТЫ – ТЫ - хвост пушистый у лисы

СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису                                                                                    

СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе                                                                      

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи                                                    

ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идет медведь                                                    

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные медвежата                                           

ЖАТА-ЖАТА-ЖАТА- играют медвежата                                                      

БЫ – БЫ – БЫ – медвежонок ест грибы                                                                                         

АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ - трусоватый заяц

ЧАТА – ЧАТА - ЧАТА - глазастые зайчата                                           

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - трусливые зайчата                                                                                 

СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу                                                                  

РЕХ – РЕХ - РЕХ - бельчонок грызет орех                 

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - улетают птицы                                                                   

ЛО – ЛО – ЛО - птицы любят тепло                                                            

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – важные птенцы 

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - трудный перелет                                                                       

НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны                                                                        

ДО – ДО – ДО - опустевшее гнездо                                                                 

УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все кукушки                                             

ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ - улетают соловьи                                                             

ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ - поют соловьи                                                                                

АПЛЮ – АПЛЮ – АПЛЮ - не увидим цаплю                                                                

АЯ – АЯ – АЯ -  уток диких стая                                                                                                             

ВЕЛЬ – ВЕЛЬ – ВЕЛЬ - длинноногий журавель                                             

ЛИ – ЛИ – ЛИ – улетают журавли                                                                        

ЖИ – ЖИ – ЖИ - очень шустрые чижи                                

«ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ»

АД – АД – АД - наш любимый детский сад                                                   

ДУ – ДУ – ДУ – поиграем мы в саду                                                               

РА – РА – РА – нам готовят повара                                                                

КЕ – КЕ – КЕ - повар в белом колпаке                                                                

ЧИ – ЧИ – ЧИ – в садике врачи                                                                         

РА – РА – РА – медицинская сестра                                                              

ТЕЙ – ТЕЙ – ТЕЙ – любят все детей                                                              

ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду                                                                    

АЮ – АЮ – АЮ – на занятии играю                                                                           

АС – АС – АС – няня кормит нас                                  

 «ИГРУШКИ»

УШКИ – УШКИ – УШКИ - у меня игрушки                                                        

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - игрушки я люблю                                                                       

АЮ – АЮ – АЮ - игрушками играю                                                                

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - рогатые козлята

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки подарили                                                        

АТ – АТ – АТ - новый самокат                                                                             

ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик                                                        

ЧИ – ЧИ – ЧИ - пестрые мячи

УКЛА – УКЛА – УКЛА - хорошенькая кукла 

ИНА – ИНА – ИНА - сломана машина                                                                  

ИДКУ – ИДКУ – ИДКУ - собираю пирамидку                                                   

АТЬ – АТЬ – АТЬ - начинаем мы играть

АДКА – АДКА – АДКА - деревянная лошадка                         

«ДОМ. КВАРТИРА. МЕБЕЛЬ»

МА – МА – МА - деревянные дома                                                                                                  

МА – МА – МА - высокие дома                                                                                                                  

ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом                                                        

ОМ – ОМ – ОМ – многоэтажный дом                                                                 

ОМ – ОМ - ОМ- двухэтажный дом                                                                                             

ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому                                                           

ЦО – ЦО – ЦО – заходим на крыльцо                                                 

АЕМ – АЕМ – АЕМ – двери открываем                                                                 

НА – НА – НА – покрашена стена                                                                  

ПЕНИ – ПЕНИ – ПЕНИ – бетонные ступени                                                      

ИРА – ИРА – ИРА - огромная квартира                                                        

ИРА – ИРА – ИРА - новая квартира                                                                     

ИРЕ – ИРЕ – ИРЕ - играем мы в квартире                                                  

ИРУ – ИРУ – ИРУ - моем мы квартиру                          

                                     Интернет – источник.

http://chgard27.tgl.net.ru/21-konsultatsii/473-volshebnye-chistogovorki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи

Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи...

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»

Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все ст...

Консультация “Технология воспитания звуковой культуры речи у дошкольников”

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка....

«Воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников вне занятий».

Обобщение опыта работы по теме:  «Воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников вне занятий»....

Выступление на методическом объединении в ДОУ по теме "Влияние театрализованной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"

Театрализованная деятельность с точки зрения педагогическойэффективности имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленным...