Главные вкладки

    «Воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников вне занятий».
    статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

    Глушкова Светлана Викторовна

    Обобщение опыта работы по теме:  «Воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников вне занятий».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.docx41.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта работы по теме:

    «Воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников вне занятий».

    Учитель-логопед Глушкова Светлана  Викторовна        

    Содержание

    Введение                                                                                                3

    Глава 1.  Теоретические аспекты воспитания звуковой культуры

    речи старших дошкольников                                                               4

    Глава 2. Воспитание звуковой культуры речи старших

    дошкольников вне занятий                                                                   7                                                      

    Заключение                                                                                           13

    Литература                                                                                            14                                                            

    Введение

    Согласно целевым ориентирам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. [2; п.4.6]

    Но снижение уровня языковой культуры общества, неправильное речевое окружение и воспитание  становятся причиной возникновения нарушений речи у детей. В настоящее время отмечается увеличение количества детей с нарушением речевого развития. Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание культуре речи. Большое значение в своей работе по развитию речи уделяю воспитанию звуковой культуры речи, так как нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, затруднения при обучении грамоте и чтению.  

    Цель данной работы – организация дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи старших дошкольников вне занятий.

    В соответствии с целью были определены следующие задачи:

    1. Изучить методическую литературу по воспитанию звуковой культуры речи.
    2. Создать картотеки игр по воспитанию звуковой культуры речи, подобрать наглядный материал, изготовить дидактические пособия.
    3. Развивать у детей фонематический слух, речевое дыхание, дикцию, артикуляцию речевого аппарата, формировать правильное произношения всех звуков родного языка, интонационную выразительность, темп речи и качество голоса (высота, сила).

    Глава 1.  Теоретические аспекты воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников

    Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

    Звуковая культура речи — это составная часть речевой культуры и нельзя недооценивать её значение. Она является необходимым компонентом как для воспитания полноценной личности ребёнка в целом, так и выступает необходимым условием для успешной подготовки к школе.

    Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по её воспитанию раскрываются О. И. Соловьёвой, А. М. Бородач, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой, В. И. Яшиной, М. М. Алексеевой  и другими в учебных и методических пособиях.

    Воспитание звуковой культуры речи осуществляется через решение задач по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, дикции, артикуляции речевого аппарата, формированию правильного произношения всех звуков родного языка, интонационной выразительности, темпа речи и качества голоса (высота, сила).

    У детей шестого года жизни продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из пяти образовательных областей определил речевое развитие, которое, кроме овладения  речью как средством общения и культуры, включает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. [2; п.2.6]

    Содержание указанной образовательной области может реализовываться в различных видах деятельности, таких как игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), а также восприятие художественной литературы и фольклора [2; п.2.7]

    Одним из основных принципов является принцип реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры [2; п.1.2]

    Воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников осуществляется с учётом следующих принципов  дошкольного образования:

    - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

    - содействие и сотрудничество детей и взрослых;

    - сотрудничество с семьей;

    - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) [2; п.1.4]

    Учитывая то, что к пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков (особенно звуков позднего онтогенеза), работа над звукопроизношением является важной и на этом возрастном этапе. Игры и упражнения на дифференциацию звуков способствуют также их уточнению и закреплению.

    Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

    Развитие звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

    При работе над звуковой культурой речи детей 5 – 6 лет воспитатель:

     - Закрепляет правильное, отчетливое произнесение звуков.

    - Учит различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

    - Продолжает развивать фонематический слух.

    - Учит определять место звука в слове (начало, середина, конец).

    - Отрабатывать интонационную выразительность речи.

    Для этого использует различные формы работы:

    1.        Занятие, которое проводится в старшей группе – 1 раз в месяц.

    2.        Часть занятия

    3.        Индивидуальная работа.

    4.        Дидактическая игра.

    5.        Логопедические минутки.  

    Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи должна проводиться систематически и непрерывно. Поэтому, чтобы добиться значительных результатов, необходимо заинтересовать детей, используя разные игровые приемы и игры.

    Глава 2.  Воспитание звуковой культуры речи старших дошкольников вне занятий 

    Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

    1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

    2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.). [6]

    Решение этих задач осуществляется не только на занятиях, но и вне их: на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой.

    Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания  включаю в режим дня логопедические пятиминутки. Они проводятся со всеми детьми и проводятся после дневного сна. Логопедические пятиминутки содержат упражнения, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса, на развитие мелкой и мимической моторики, которые объединены определённой лексической темой.

    Ввиду того, что в нашем детском саду логопед занимается только с детьми подготовительных групп, большое внимание уделяется формированию правильного звукопроизношения.

    Произношение звуков закрепляется:

    - Во время утренней гимнастики, включаются упражнения со звукоподражаниями: «Гуси», «Самолёты», «Поезд», «Заведи мотор», «Насос», «Лес шумит».

    -  На прогулке: предлагаю детям назвать слова на заданный звук, разделить слова на слоги, произнести звукоподражания, назвать первый (последний) звук в слове. Прислушиваясь к звукам окружающего, выделяем отдельные звуки: шелест листьев, шум ветра, звуки работающего транспорта, и т.д. Многократное повторение одних и тех же звуков, слогов, фраз и скороговорок на занятиях бывает утомительным для детей, а на прогулке они готовы повторять их многократно и с удовольствием.

    -  В индивидуальной работе: повторение чистоговорок, разучивание скороговорок, потешек, коротких стихотворений (одновременно отрабатывается интонационная выразительность и темп речи).

    - Во время дидактических и словесных  игр.

    С детьми, которые не усвоили программный материал по дифференциации звуков или плохо усваивают его на занятиях, провожу дополнительную работу индивидуально, в парах или малыми группами.  Предлагаю детям дидактические игры: «Весёлые путешественники» (дифференциация звуков С – З), «Мы едем, едем, едем…» (различение звуков П – Т), «Разноцветные грузовики» (различение звуков по твердости – мягкости, С – Ц, С – Ш, Л – Р, Ц – Ч), игры-путешествия и другие.

    Использую в своей работе компьютерные игры: «Учимся говорить правильно», «Игры для развития речи и слуха» где детям представлены игры для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков в слогах, словах, чистоговорках и скороговорках, игры на развитие фонематического слуха.

    При индивидуальной работе с детьми использую многофункциональные дидактические пособия. Ценность которых заключается в том, что одна и та же игра может использоваться на разных этапах работы по воспитанию звуковой культуры речи, развитию всех сторон речи.

    Одной из любимых детьми игр, является дидактическая игра «Сундук с сокровищами».

    Цели: - автоматизация звуков в словах (предложениях) в разных позициях;

    -дифференциация звуков;

    -формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;

    -развитие звукового анализа слов;

    -развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти;

    -развитие зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве;

    -развитие мелкой моторики.

    1.  Вариант игры при закреплении произношения звука в словах. Для игры необходимы: сундук (пластиковый контейнер), наполненный перловой крупой, 10-15 игрушек размера 2-3 см. на все позиции автоматизируемого звука (звук в начале слова, в середине, в конце слова), 3 схемы слов с обозначением места звука в слове. В игре принимают участие от 1 до 3 детей. В начале игры дети вместе с воспитателем называют каждую игрушку, выделяя изучаемый звук голосом. Например, «ложка», «колобок» и т.д. Затем все игрушки прячутся в «сундук» и перемешиваются. Детям предлагается на ощупь угадать игрушку. Затем, определив место звука в угаданном слове (звук в начале слова, в середине, в конце слова), ребёнок кладёт свою игрушку возле нужной схемы. Игра продолжается до тех пор, пока не будут угаданы все игрушки.

    2. Вариант игры при закреплении произношения звука в предложениях. Заранее подбираются игрушки на изучаемый звук в действии или с предметами, и прячутся в сундук. Ребёнок достаёт игрушки по одной и составляет предложение из заданного количества слов. Например: Зелёная лягушка играет на барабане. Кошке подарили три воздушных шарика. Весёлая мышка разговаривает по телефону… и т.п.

    3. Вариант игры при дифференциации звуков. (Например, звуков С-Ш)

    Подбираются игрушки, названия которых включают соответствующие звуки. Детям предлагается по очереди достать игрушки из сундучка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в её названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в сундучке), затем проверяют себя, доставая её и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.

    Вариантов игр множество: при закреплении произношения звука используются игры-звукоподражания, для развития артикуляционной моторики – игрушки для артикуляционной гимнастики «Лягушка», «Кошка», «Лошадка», «Бегемот», «Собачка», «Слоник», и другие.

    Множество вариантов игр организуется с использованием  дидактического пособия, разработанного на основе «Кругов Луллия» [10]. Хочется отметить универсальность этого игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.

    Пособие помогает развивать фонематические процессы; уточнять и активизировать словарный запас; совершенствовать слоговую структуру слова; закреплении произношения звуков речи; формировать структуру предложений; совершенствовать развитие связной речи.

    Игры с кругами Луллия могут быть на подбор пары (в одном окошке устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго круга) или с элементом случайности (дети одновременно раскручивают оба кольца, и ответ будет зависеть от случайной комбинации в окошке).

    Варианты игр, совершенствующие звуковую сторону речи и подготовку к обучению грамоте:  «Где спрятался звук?», «Подбери звуковую схему», «Первый (последний) звук», «Раздели на слоги» и т.п..

    Цели:  - автоматизация звуков;

    - совершенствование навыков звукового  слогового анализа;

    - обучение грамоте;

    - расширение и активизация словаря.

    Описание: игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..), на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове.

    Другой вариант: организация и условия проведения игр те же, что и в предыдущем варианте. На 1 круге предметные картинки на 2 схемы слов с количеством слогов.

    Варианты игр на формирование лексико-грамматического строя речи: - «Кому что дадим?», «Один – много», «Назови детёнышей», «Скажи ласково», «Гномики и Великаны», «Назови цвет», «1,2,5», «Есть – нет» и т.п.

    Цели: - закреплении произношения звуков в словах, предложениях;

    -совершенствование лексико-грамматического строя речи;

    -закрепление навыка словообразования и словоизменения;

    -расширение и активизация словаря;

    -развитие связной речи.

    Описание: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге детёныши, или место обитания, или корм для животных. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории. Данные игровые упражнения закрепляют формирование связного самостоятельного высказывания.

    Дидактическое пособие «Поезд». Представляет собой нарисованный паровозик с тремя вагонами. На каждом вагоне по два прозрачных  кармашка: один для схемы, другой для картинок. Варианты игры могут различные: «Твердый – мягкий», «Определи место звука в слове», «Определи количество слогов», «Дифференциация сходных по артикуляции звучанию звуков»  и т.п.

    Пособие «Световой стол с песком»

    Игры в песочнице, дают больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

    Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным.

    Для удобства работы с детьми подобраны картотеки: «Чистоговорки и скороговорки», «Загадки», «Логопедические пятиминутки», «Речевой материал», «Игры на развитие речевого дыхания», «Игры на развитие мелкой моторики», «Дидактические игры для формирования правильного звукопроизношения», «Артикуляционные упражнения», «Пальчиковая гимнастика» и другие.

    Одним из условий наилучшего закрепления материала по воспитанию звуковой культуры речи является повторение его в спокойной домашней обстановке, в привычных условиях. Поэтому мной была подобрана картотека речевого материала на различные группы звуков. Задания предлагаются родителям для повторения трудных звуков в домашних условиях. Параллельно с вышеупомянутой работой по улучшению качества усвоения материала провожу индивидуальные беседы и консультации для родителей.

    Являюсь руководителем творческой группы по развитию речи детей. В 2015 году для сотрудников детского сада был организован семинар-практикум: «Речевое развитие дошкольников». Где были представлены консультации  «Формирование навыков звукового анализа и синтеза» и практическое занятие «Звуковой анализ и синтез».

    В 2015 году участвовала в районном конкурсе «Воспитатель года», где представила творческий отчет по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста» и провела мастер-класс «Развитие речевого дыхания».

    Заключение

    Работа по воспитанию звуковой культуры вне занятий предупреждает и устраняет несовершенство речи у отдельных детей, выравнивает группу и дает возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия, помогает детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.

    Так как все разделы работы по развитию речи взаимосвязаны, то и систематическая работа над звуковой культурой речи детей, способствует формированию активного и пассивного словаря, развитию грамматического строя речи, связной речи, что в конечном итоге является подготовкой детей к  обучению грамоте, к школе, обеспечивает полноценное интеллектуальное и личностное развитие ребенка и успешную социализацию.

    Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребёнком, организация и проведение речевых игр — всё это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

    Литература

    1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. —  334с.
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
    3.  Горохова И. А. Речевая гимнастика для малышей. Учимся говорить правильно (+CD с практическим курсом). СПб.: Питер, 2010.
    4. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста /Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 368 с.
    5. Лопухина И.С. Звуки, буквы и слова. – СПб.: КОРОНА-Век, 2012.-144с.
    6. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
    7.   Микляева Н. В., Болотина Л.Р., Ю. Н. Родионова. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: Методическое пособие . – М.: Айрис пресс, 2006 – 128с.
    8.  Спивак  Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Е.Н. Спивак. – 2-е изд., ипр. и доп.- М.: Издательство ГНОМ, 2013. - 56с.
    9. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О.С., Струнина Е.М. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 287 с.
    10. Научно-методический журнал «Логопед», 2007. № 4. С.90-92.
    11. Теория и методика развития речи детей. В. И. Яшина, М. М. Алексеева Учебник для студентов учреждений высшего образования. 4-е изд. М.: Academia, 2013. – 448 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

    1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

    Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

    Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников....

    Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

    семинар  «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему:  «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...

    «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»

    Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все ст...

    Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

    Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: пр...

    Консультация на тему: «Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников».

    Автором представлен материал на тему "Чистоговорки как средство воспитания ЗКР старших дошкольников" в помощь педагогам....

    «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»

    Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления...